Рефераты. Органы следствия и дознания

В соответствии с ведомственными нормативными актами взаи­модействие с дежурной частью в период осмотра возглавляется на опе­ративного работника. Он должен сообщить в дежурную часть сведения о характере преступления, приметах подозреваемых, похищенного, а также другие данные, имеющие значение для поиска и задержания преступников.

Таким образом, в ходе осмотра, следователь взаимодействует с дежурной частью опосредованно - через оперативного работника. Это имеет большое практическое значение, поскольку его внимание, сосре­доточенное на осмотре места происшествия, не должно отвлекаться чисто технической стороной взаимодействия.[24]

В соответствии с ведомственными нормативными актами, де­журный по органу внутренних дел информирует о происшествии пат­рульных, постовых, сотрудников ГИБДД, участковых инспекторов, а также сотрудников ОВД на транспорте и при необходимости инфор­мируются дежурные части других горрайорганов. Дежурная часть принимает все сообщения о приметах преступника, маршруте его дви­жения и возможном месте нахождения, организует перекрытие путей отхода и задержание преступника, высылает группы немедленного реагирования.

В ходе осмотра следователь, оперативный работник, эксперт-криминалист и участковый инспектор информируют друг друга и де­журную часть о данных, имеющих значение для выявления подозре­ваемого и установления обстоятельств совершенного преступления. По делам, по которым следователь выезжает на место происшествия с оперативной группой, с самого начала возникает необходимость в ре­шении организационных и тактических вопросов, связанных как с са­мим выездом, так и с производством других, вытекающих из результа­тов осмотра неотложных следственных и оперативно-розыскных дей­ствий. Большое значение приобретает оперативность использования информации с целью проверки полученных данных, особенно по горя­чим следам. Как показывает практика, наиболее быстро реализуются устные поручения. При осмотре места происшествия, когда следова­тель и оперативный работник находятся рядом, эта форма задания яв­ляется самой целесообразной.

Совместное обсуждение непосредственно перед  осмотром и в его начальной стадии является первоначальной формой обмена информа­цией. На этой стадии работы еще нет возможности составить план следственных мероприятий. При дальнейшем осмотре и начальной стадии оперативно-розыскных мероприятий количество полученных данных увеличивается, в связи с чем возникает необходимость в их дальнейшем обсуждения для сопоставления и систематизации. К окончанию осмотра намечаются определенные версии и составляется еди­ный план первоначальных следственных и оперативно-розыскных действий.

Неправильно было бы думать, что осмотр и выдвижение версий при раскрытии преступлений по горячим следам отделены друг от дру­га во времени. В действительности очень редко бывает так, чтобы чле­ны следственно-оперативной группы сначала собрали сведения о пре­ступлении, а потом обсуждали их и планировали свои действия на бу­дущее. На практике эти два рода деятельности переплетены между со­бой. Совместное обсуждение получаемой информации должно проис­ходить еще при осмотре, и уже в ходе него сторонами принимаются меры по реализации собранных данных для выдвижения первых розы­скных версий. Вместе с тем сразу же после осмотра, пока еще не изгла­дились в памяти его результаты, следует снова собраться, чтобы об­стоятельно их обсудить.

Какова же роль следователя и оперативного работника в по­строении первичных розыскных версий? Она обусловлена характером информации, который каждый из них располагает в результате осуще­ствления своих функций при осмотре места происшествия. Следователь получает прежде всего информацию об изменениях в материальной об­становке осматриваемого места, которые появились там в результате преступления и по которым можно разыскать лицо, его совершившее. Оперативный работник получает сведения о преступлении от потер­певших, очевидцев, свидетелей и других осведомленных о нем лиц.

Указанное разделение информации на два вида в достаточной степени условно, так как на практике оперативный работник может участвовать в осмотре места происшествия и прилегающей террито­рии, а потому получать сведения о происшедших изменениях, а следо­ватель до осмотра или в ходе него может устно опросить потерпевших, свидетелей.

После завершение осмотра, взаимодействие следователя и опе­ративного работника продолжается вплоть до момента, пока следова­тель, возглавивший группу не сообщит, что необходимость в этом от­пала. Следователь и оперативный работник обязаны совместно обсу­дить и проанализировать результаты осмотра и на основе полученных данных разработать согласованные следственные и розыскные дейст­вия. При этом оперативный работник самостоятельно определяет сред­ства и методы производства оперативно-розыскных действий, а следо­ватель - если есть основания - немедленно возбуждает уголовное дело и начинает производство необходимых следственный действий.

Таким образом, взаимодействие следователя и органа дознания в стадии возбуждения уголовного дела является важным этапом рабо­ты по раскрытию преступлений. Центральным элементом этой работы является совместная организованная деятельность дежурного по орга­ну внутренних дел, следователя и следственно-оперативной группы.[25]

В большой степени результат этой работы зависит от инициа­тивности и активности дежурного при поступлении в дежурную часть сообщения о совершенном или готовящемся преступлении, быстроты организации выезда следственно-оперативной группы на место проис­шествия и его квалифицированный осмотр, правильности и четкости взаимодействия членов следственно-оперативной группы и принятия всех необходимых мер для установления преступника.

Итогом взаимодействия следователя и органа дознания в стадии возбуждения уголовного дела является принятие следователем одного из следующих решений: о возбуждении уголовного дела; об отказе в возбуждении уголовного дела; о передаче заявления или сообщения по посредственности или подсудности. О каждом принятом решении в книгах учета делается соответствующая запись.

4.4. Взаимодействие следователя и органа дознания в стадии предварительного расследования

За возбуждением уголовного дела следует такая стадия уголов­ного процесса как предварительное расследование, в ходе которой тщательно выясняются обстоятельства совершенного преступления. Для этого законодатель и предоставляет право органам, осуществ­ляющим предварительное следствие и органам, осуществляющим опе­ративно-розыскную деятельность одновременно проводить следствен­ные действия и оперативно-розыскные мероприятия. Дополнение след­ственных действий оперативно-розыскными мероприятиями необхо­димо для прояснения события преступления, обстоятельств, влияющих на степень и характер ответственности, определение размера причи­ненного ущерба, выявление условий, способствовавших совершению преступления и т.д.

Процессуальными формами взаимодействия являются:

1. поручение следователя органу дознания о производстве розыскных и следственных действий

2. содействие органа дознания следователя в производстве отдельных следственных действий

3. уведомление  следователя  о  результатах  оперативно-розыскных мер по делам, переданным ему органом дознания до установления преступника[26]

Поручение следователя органу дознания о производстве розы­скных действий является наиболее важной процессуальной формой их взаимодействия при проведении расследования преступлений. Именно в максимальном использовании оперативно-розыскных возможностей этого органа в интересах следствия и состоит прежде всего сама идея взаимодействия.

Основаниями проведения оперативно-розыскных мероприятий в соответствии с Федеральным законом РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.95. является:

1. Наличие возбужденного уголовного дела - основание прове­дения оперативно-розыскных действий в интересах непосредственного разрешения криминальных задач;

2. Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность сведения:

а) о признаках подготавливаемого, совершенного или совер­шаемого противоправного деяния, а также о лицах, его подготавли­вающих или совершающих, когда нет данных, достаточных для реше­ния вопроса о возбуждении уголовного дела;

б) о событиях или действиях, содержащих угрозу государству, экономике или экологической безопасности РФ;

в) о лицах скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющиеся от уголовного наказания;

г) о лицах без вести пропавших и обнаружении неопознанных трупов.

Все эти основания делятся на 2 группы:

1. непосредственно направленные на разрешение криминальных задач (ч. 1 ст. 7 ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12.08.95 г.)[27]

2. косвенно (ч. 2 ст. 7 Закона)

В следственной практике встречаются различные варианты оперативно-розыскного сопровождения по уголовным делам. Так, взаимодействие следователя и оперативного работника может быть начато с момента передачи материалов, собранных в ходе производства по де­лу оперативного учета, следовательно, и продолжается до полного ра­зоблачения преступников, противоправная деятельность которых была задокументирована оперативно-розыскным путем.

В оперативно-поисковом деле сосредотачиваются материалы по обнаружению и оперативной проверке лиц, подозреваемых в соверше­нии данного неочевидного преступления. Для этого оперативный ра­ботник на основании собранных данных выносит согласованное со следователем, осуществляющим расследование по уголовному делу постановление о заведении дела. К нему приобщается план следствен­но-оперативных мероприятий по раскрытию преступления. Далее все документы согласовываются с непосредственным начальником опер­работника и докладываются руководителю, имеющему право давать разрешение на заведение такого дела. Последний изучает и анализиру­ет представленные ему материалы, после чего утверждает либо не ут­верждает постановление о заведении оперативно-поискового дела и план дальнейших мероприятий.

В соответствии со ст. 3, 12 ФЗ «Об органах Федеральной службы безопасности в РФ» от 22.02.95 г. на ФСБ возложе­на обязанность добывать информацию о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или эколо­гической безопасности РФ. Однако данные сведения могут быть обна­ружены и оперативными подразделениями органов внутренних дел в процессе осуществляемой ими разведывательно-поисковой работы. Оперативного обслуживания различных объектов в пределах своей компетенции. В связи с этим на основании ч. 4 ст. 13 ФЗ «Об оператив­но-розыскной деятельности» эти данные должны быть переданы в со­ответствующие подразделения ФСБ.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.