Судя
по вкладу предприятий с численностью до 250 чел. рост в 2002-2003 гг.
был незначитльным. Другим распространенным показателем развития сектора
малого бизнеса является число предприятий с численностью занятых до 250 на
1000 человек из числа экономически активного населения. В России этот
показатель по итогам 2003 г. составил 118 предприятий и ПБОЮЛ1 на 1000 человек из числа экономически активного
населения. Отметим, что в 2002 г. эта цифра составляла 113, что опять же
свидетельствует о чрезвычайно скромных масштабах роста.
Налоговые
поступления - единственная сфера, в которой наблюдался некоторый рост,
оценивать который следует с поправкой на инфляционные процессы. В 2001 году по
данным МНС России поступления по единому налогу, взимаемому с применением
упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности и по единому налогу на
вмененный доход для определенных видов деятельности в консолидированный бюджет
Российской Федерации составили 25,4 млрд. рублей, в 2002 г. – 33,5 млрд.
рублей.
Сложившаяся
отраслевая структура малого бизнеса свидетельствует о преимущественном его
развитии в сфере торговли и общественного питания – 28,1%, промышленности -
25,2%, строительства – 24,7%, транспорта и связи - 4,1%, науки и научного
обслуживания -2,5 процента. В 2002 году малые промышленные предприятия
выпустили товаров (работ, услуг) на сумму 214,9 млрд. руб., что составило 25,2
% от выпуска товаров и услуг малыми предприятиями по всем видам деятельности, в
сопоставимых ценах в 1,1 раза больше чем в 2000 году.
Неразвитость
малого предпринимательства в большинстве сфер экономики говорит о
серьезных проблемах, корни которых -- и в изъянах законодательной базы, и в
действиях (а, зачастую, бездействии) российского правительства, и в тенденциях
монополизации экономики страны.
В настоящее время (данные
2005 г.) представители малого бизнеса трудятся в следующих сферах:
Сфера
деятельности
% занятых (из числа
всех, занятых в МБ)
торговля и
общественное питание
52,9
строительство
10,8
общая
коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка
5,0
операции с
недвижимостью
3,3
транспорт и
связь
3,3
наука и научное
обслуживание
2,8
здравоохранение
2,5
сфера услуг
2,2
другие виды
деятельности
17,2
Передача
малого бизнеса от одного поколения к другому может стать основной проблемой для
его собственников. Причиной тому становится отсутствие практики преемственности
бизнеса в России, а также чрезмерная персонификация бизнеса, когда вся
работа предприятия и его развитие напрямую зависят от личности самого
собственника.
На
протяжении последних 15-20 лет российские предприниматели не задумывались о
том, что когда-нибудь наступит момент, когда они не смогут управлять бизнесом,
а интересы наследников и партнеров пересекутся. Решение проблемы специалисты
видят в создании систем преемственности внутри бизнеса, учитывающих интересы
собственников, их партнеров и потенциальных наследников и обеспечивающие их
баланс. А также в создании автономных от владельца систем управления и контроля
бизнеса, позволяющих сохранять его жизнеспособность вне зависимости от личности
владельца.