Рис. 7. Структура производства
ОАО «Майминский Мотороремонтный завод»
На заводе существует безцеховая система. Основной производственной единицей является участок.
В настоящее время ОАО «ММРЗ» занимается механизированными работами по обслуживанию предприятий сельского хозяйства, ремонтом двигателей и тракторов, прицепов для предприятий сельского хозяйства, изготовлением и восстановлением узлов и деталей для сельхозмашин.
Для своих рабочих заводом в селе Майма построены двухэтажные, трехэтажные жилые дома, общежития по улицам Мира, Юбилейная, механизаторов. Квартиры работники завода получали по очереди и бесплатно. На самом заводе имелась столовая, красный уголок, где проводились собрания, чествования передовиков производства. Имелась бытовая котельная, которая обслуживала большой жилмассив в селе Майма. В настоящее время котельная передана на баланс МУП «ЖКХ», как и все жилье. На работу и с работы рабочих завода развозит собственный заводской автобус.
В1975 году завод перешел на ремонт более современных автомобилей, таких как ГАЗ-52 ,ГАЗ-53. На заводе в производственном процессе предусмотрено функционирование следующих участков:
-разборо-моечный участок;
-гальванический участок;
-фрезерный участок;
-токарный участок;
-шлифовальный участок;
-медницкий участок;
-кузнечно-прессовой участок;
-комплектовочный участок;
-сборочный участок.
В разборо-моечный участок поступают машины без кузовов, где машины разбираются и детали промываются специальными растворами. Детали должны быть очищены от грязи, нагара и накипи, обезжирены, промыты и высушены. Масляные каналы и отверстия в деталях должны быть промыты под давлениям и продуты сжатым воздухом. По технологии не допускается промывка деталей щелочными растворами из алюминиевых и цинковых сплавов, применяемых для стальных и чугунных деталей, так как алюминий и цинк растворяются в щелочах. детали, поступающие на сборку должны соответствовать чертежам завода изготовителя и техническим условиям на контроль- сортировку деталей.
После промывки детали должны поступать на дефектовочный участок, на этом участке работают двое дефектовщиков, на столе дефектовки проверяются детали согласно технологическим картам разработанных ГНИИА. Готовые детали помечаются краской: годные - белой краской; детали, требующие ремонта или замены, - зелёной краской. В технологических картах указывается маршрут, первый маршрут - без восстановления, второй - требующий восстановления посадочных мест или гальванического наращивания. Для дефектовки используется специальные инструменты - штангельциркуль, индикаторные скобы, калибры, пробки и т. д. Все инструменты использовавшиеся в процессе дефектовки ежегодно, проверяются Горно-Алтайской метрологической лабораторией по ГОСТам. Далее детали, прошедшие отбор, сортируются и направляются в последующие участки для восстановления их рабочих качеств согласно технологическому ГОСТу для каждой детали.
В участке гальваники поступают детали с механическим износом, требующие наращивания покрытия детали. Перед гальваническим покрытием детали подвергаются предварительной обработке, которая включает: механическую обработку (точение шлифование, полирование); промывку в растворителях (бензине, уайт-спирите, керосине) для удаления с поверхности масел и полировочных паст; обезжиривание; промывку в горячей и холодной воде. От того, как пройдет первоначальный этап обработки, зависит качественное нанесения покрытия. Для нанесения гальванических покрытий предварительно подготовленное изделие опускают в специальную ванну, в которой растворены соли соответствующего металла, например хрома при хромировании. Затем через раствор пропускают нужной плотности постоянный ток так, чтобы изделие служило катодом, и производят необходимую выдержку. При этом на детали происходит отложение металла.
На фрезерном участке применяется универсальное оборудование с применением универсальных приспособлении и стандартного режущего инструмента.
Основные виды работ мотороремонтного завода: капитальный ремонт автомобилей; капитальный ремонт двигателей; восстановление и изготовление деталей.
2.3. Организация и медоды контроля качества ремонтируемых изделий в ОАО «ММРЗ»
Майминский мотороремонтный завод входил в производственное объединение «Алтайсельхозремонт». По Алтайскому краю в эпоху СССР насчитывалось 10 таких заводов. Между заводами были объявлены соревнования по организации выполнения ремонта двигателей с высоким уровнем качества. Майминский мотороремонтный завод завоевывал передовые места по качеству ремонта автомобилей и комплектующих их узлов и агрегатов. В заводской системе за критерий качества был принят один из важнейших технических параметров - ресурс до первого капитального ремонта. Особое внимание уделялось разработке конструкций и технологий, обеспечивающих повышения технического уровня и качества двигателя. В ней были также использованы и развиты основные элементы Горьковской системы организаций работ по качеству выпускаемой продукций. Как в Горьковской системе был использован опыт бездефектного изготовления продукций. В организаций работ по качеству осуществляется путём формирования функций и задач управления качеством, а также их тщательного и скоординированного распределения между органами управления предприятием.
Технологический процесс мотороремонтного завода представлен на рисунке 8.
Участок гальва-ники
Рис. 8. Технологический процесс и контроль качества ОАО «ММРЗ»
Главная цель системы определяется следующим образом: обеспечение высоких и устойчивых темпов роста качества ремонтов двигателей. Она достигается своевременной поставкой нового оборудования, улучшением показателей качества ремонтируемых узлов и агрегатов путём совершенствования и модернизацией с применением новых технологий. Функций и задачи, способы и методы их реализаций закрепляются в комплексе стандартов предприятия. В круг функций и задач внесено следующее:
-прогнозирование потребностей, технического уровня и качества узлов и агрегатов;
-организация материально технического обеспечения;
-специальная подготовка и обучение кадров;
-сборка, складирование и эксплуатация;
-стимулирование повышения качества;
-контроль качества;
-надзор за внедрением и соблюдением стандартов, технических условий;
-состояние средств измерения.
Служба управления качеством ремонтируемых изделий на мотороремонтном заводе представлена отделом технического контроля. В отдел технического контроля входят: начальник, пять мастеров, два контролёра. В отделе технического контроля ведется график технического контроля по каждому участку на предъявляемую продукцию, индивидуально на каждого работника. Если процент сдачи ниже 90 %, работник лишался за качество выпускаемой продукции определенных благ, предоставленных заводом. Это был один из видов борьбы за качество. В семидесятые года повсеместно вводились бригадные соревнования за качество выпускаемой продукций, между заводами за переходящие красное знамя и т. д. Все это стимулировало работников, для того чтобы производить качественную продукцию, также велась повсеместная политика не только на заводах, а по всей России. В настоящие время рыночных отношении в огромной конкуренции рынок сам навязывает выпускать качественную продукцию. На все рабочие процессы разработаны технологические карты, по которым рабочий знает, какой способ (обработки) применить, например: при обкатке двигателя проверяются давление масла на разогретом двигателе при разной частоте вращения колен вала, если все параметры в норме - значит, ремонт двигателя произведен качественно согласно технологии. Для оперативных выездов по прокламациям, и осуществлению контроля по качеству ремонтируемой продукции на заводе в свое время была создана служба надёжности. Инженер по надёжности, по прокламациям должен выезжать на место и разбираться, по за какой причине данный автомобиль вышел из строя. Но за многолетнею практику завода были единичные случаи, когда по вине завода происходила поломка.
Основным показателем премирования работников ОТК в ОАО «ММРЗ» является соблюдение уровня рекламаций в пределах допустимых нормативов неисправностей машин, агрегатов узлов. Предельно-допустимые нормативы неисправностей согласно Положения о премировании службы технического контроля ОАО «ММРЗ»представлены в таблице 4.
Таблица 4
Нормативы предельно допустимого уровня рекламаций (в процентах к выпуску продукции) и затрат на гарантийный ремонт (в рублях, в расчете на одно капитально отремонтированное изделие) ОАО «ММРЗ»
Марка
Нормативные значения показателей
По машине
По двигателю
По коробке передач
По заднему мосту
в %
в руб.
ГАЗ 53А/53Б
3,0
3,5
2,0
0,3
0,5
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12