|
Критерий управления |
Объект управления |
Область применения |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. БИП |
1955 г. Саратов |
Строгое выполнение технологи-ческих операций |
Единичный: соответствие требованиям НТД; Обобщенный: процент сдачи продукции с первого предъявления |
Качество труда индивидуального исполнителя. Качество труда коллектива через качество труда отдельных исполнителей |
Производство |
2. СБТ |
1961 г. Львов |
Высокий уровень выполнения операций всеми работниками |
Единичный: соответствие качества результата труда установленным требованиям; Обобщенный: коэффициент качества труда |
Качество труда индивидуального исполнителя. Качество труда коллектива через качество труда отдельных исполнителей |
Любая стадия жизненного цикла продукции |
3. КАНАР-СПИ |
1958 г. Горький |
Высокий уровень конструкции и технологи-ческой подготовки производства |
Соответствие качества первых промышленных изделий установленным требованиям |
Качество изделия и качество труда коллектива |
Проектиро-вание, техно-логическая подготовка производства производство |
4. НОРМ |
1964 г. Ярос-лавль |
Повышение технического уровня и качества изделий |
Соответствие достигнутого уровня моторесурса запланированному значению при ступенчатом планировании |
Качество изделия и качество труда коллектива |
Весь жизненный цикл продукции |
5. КС УКП |
1975 г. Львов |
Управление качеством на базе стандар-тизации |
Соответствие качества продукции высшим достижениям науки и техники |
Качество изделия и качество труда коллектива |
Весь жизненный цикл продукции |
6. КС УКП И ЭИР |
1980 г. Днепро- петровск |
Управление качеством продукции с учетом рациональ-ного исполь-зования ресурсов |
Ресурсосбереже-ние и эффектив-ность производст-ва, достигаемые за счет повышения качества |
Качество продукции, экономия материальных ресурсов, экономические показатели предприятия |
Весь жизненный цикл продукции |
7. КС ПЭП |
1980 г. Красно-дар |
Управление эффектив-ностью про-изводства, включая качество продукции |
Эффективность производства, достигаемая за счет лучшей организации всей деятельности и повышения качества |
Качество продукции, экономические показатели предприятия |
Весь жизненный цикл продукции |
Условные обозначения систем: БИП – бездефектное изготовление продукции; СБТ – система бездефектного труда; КАНАРСПИ – качество, надежность, ресурс с первых изделий; НОРМ – научная организация работ по повышению моторесурса двигателей; КС УКП – комплексная система управления качеством продукции; КС УКП и ЭИР – комплексная система управления качеством продукции и эффективным использованием ресурсов; КС ПЭП – комплексная система повышения эффективности производства |
На протяжении нескольких десятилетий создавались и совершенствовались системы качества. На современном этапе принята система качества, установленная в международных стандартах — ИСО серии 9000. Требования к системе качества дополняют технические требования к продукции. Фундаментальным понятием в учении о системе качества является понятие жизненного цикла продукции (ЖЦП).
Жизненный цикл продукции представляет собой совокупность взаимосвязанных процессов изменения состояния продукции при ее создании и использовании. Существует понятие этапа жизненного цикла продукции — условно выделяемой его части, которая характеризуется спецификой производимых на этом этапе работ и конечными результатами.
Неразрывность этапов ЖЦП подсказала исследователям проблемы качества модель обеспечения качества в виде непрерывной цепи (окружности), составляющими которой служат отдельные этапы ЖЦП. Эту модель раньше называли петлей качества (спиралью качества), а в последней версии ИСО 9000 — «процессами жизненного цикла продукции». Важнейшее требование к системе качества состоит в том, что управление качеством должно охватывать все этапы ЖЦП.
Современная система качества основывается на двух подходах: техническом (инженерном) и управленческом (административном).
Технический подход базируется на требованиях стандартов на продукцию и предусматривает применение статистических методов, методов метрологии и других научных методов, используемых для оценки стабильности производственных процессов и обеспечения достоверности результатов измерений, контроля и испытаний продукции.
Управленческий подход базируется на требованиях стандартов ИСО серии 9000, принципах и методах менеджмента — «скоординированной деятельности по руководству и управлению организацией». В широком смысле она охватывает организационную структуру организации, документацию, производственные процессы и ресурсы для достижения целей в области качества продукции и удовлетворения требований потребителей.
Управление качеством представляет собой непрерывный процесс воздействия на производство путем последовательной реализации логически взаимосвязанных функций с целью обеспечения качества. В состав этих функций входят: содействие с внешней средой, политика и планирование качества, обучение и мотивация персонала, организация работы по качеству, контроль качества, информация о качестве, разработка мероприятий, принятие решений о реализации мероприятий.
Все функции логически взаимосвязаны между собой и их последовательная реализация образует непрерывный процесс управления качеством продукции в масштабе всего предприятия, который должен охватывать все этапы производства и может быть изображен в виде функциональной схемы (рис. 2), отображающей концептуальную модель управления качеством.
|
|
|
Рис. 2. Модель процесса управления качеством
На схеме приведен процесс, включающий два аспекта управления: административное управление (общее руководство) качеством и оперативное управление качеством. Эти аспекты управления образуют два взаимосвязанных контура управления, которые принято называть соответственно вертикальной и горизонтальной петлей управления. Кроме этого, процесс управления качеством называют петлей качества, и этот термин включен в словарь Европейской организации по качеству и в стандарт ИСО 8402 по терминологии.
Вертикальная петля включает следующие функции: взаимодействие с внешней средой, политика и планирование качества, организация работы по качеству, обучение и мотивация персонала, принятие стратегических решений. Эти функции относятся к полномочиям высших руководителей предприятия и решают задачу административного управления качеством.
Горизонтальную петлю управления составляют функции: контроль качества, информация, разработка мероприятий, принятие стратегических решений и их реализация. Эти функции играют роль оперативного управления качеством.
Во второй половине двадцатого века методы управления качеством в нашей стране прошли эволюционный путь развития от чисто технических операций контроля параметров изделий до комплексной социально-экономической оценки эффективности деятельности организаций. В приложении 1 представлены основные этапы этого развития с указанием методов и форм, опирающихся на директивные решения (государственное регулирование).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.