Рефераты. Организационно-экономическая деятельность учреждений культуры и искусства

Развитие организации как таковой и организации культуры и искусства в данном случае детерминировано  двумя  крупными группами факторов – внешней и внутренней средой.

Первая группа факторов не зависит от организации, которая не может на них повлиять, изменить их действия, а может лишь приспособиться к ним. Вторая группа факторов определяется творческой и экономической  тенденциями развития самой организации. Следовательно, вся совокупность социально-экономических условий составляет внешнюю среду, в которой функционирует  организация культуры, а все творческие, технические, экономические, финансовые условия реализации ее культурных проектов – внутреннюю среду.

Выделим основные группы факторов внешней и внутренней среды.

1.                 Факторы внешней среды.

1.1.             Уровень дохода населения и платежеспособного спроса на культурные блага и услуги.

1.2.             Ограничения, возникшие в ходе предшествующих преобразований организации.

1.3.             Существующая правовая регламентация организационно-экономической деятельности (регистрация, лицензирование, авторские и смежные права и т.д.).

1.4.             Источники поступления финансовых средств, условия их получения, использования и отчетность, в том числе

-                                 бюджетозаменяющие источники (от продажи табачной и алкогольной продукции, аудиовизуального оборудования, материалов и т.д., а также казино;

-                                 возможность вовлечения культурного наследия и культурных ценностей в экономический оборот;

-                                 встречные дотации (взаимодействие бюджетов разных уровней).

1.5.             Глобализация и ее последствия:

-                                 степень и уровень зависимости от зарубежной конкуренции, поставок импортного оборудования, материалов и технологий;

-                                 степень интегрированности в международный культурный рынок и экспортные возможности;

-                                 государственная защита отечественного производителя.

2.                 Факторы внутренней среды.

2.1.             Характер и масштабы финансовых ресурсов, необходимых для реализации культурных проектов.

2.2.             Наличие квалифицированных продюсерских, менеджерских творческих и технических кадров.

2.3.             Наличие оборудования, технологий, производственных помещений.

2.4.             Организационный уровень.

2.5.             Уровень организационно-экономических партнерских связей, специализации и кооперирования.

2.6.             Эффективность использования своевременных рыночных инструментов; связи с потребителем, организация маркетинга и сбыта.

2.7.             Эффективность использования ресурсов.

2.8.             Эффективность материального стимулирования персонала.

2.9.             Использование кредитных ресурсов.


Внутренняя логика развития организации диктует некоторые правила управления творческими и экономическими процессами, которые могут совпадать или не совпадать с внешними условиями. Проблемы определения границ, принципов и методов взаимодействия внешней и внутренней среды из теоретических становятся практической проблемой функционирования организации культуры во всех случаях, когда необходимо применять любое управленческое решение, касающееся творческой либо хозяйственной деятельности.

В поиске и нахождении совпадающих аспектов внешней и внутренней среды заключается суть всех проводимых в стране экспериментов в сфере культуры и искусства. На каждом этапе результаты этих экспериментов выражались в выработке определенных механизмов, норм, методов согласования во взаимодействии внешней и внутренней среды. Однако динамичность развития социально-экономического положения в стране и в сфере культуры обуславливает недолговечность этих результатов, их изменчивость и недостоверность. Поэтому каждый раз организации культуры должны искать свой вариант организации культурной деятельности, способствующей выполнению поставленных целей и задач в творческой и хозяйственной деятельности и учитывающей ограничения внешней среды. Крайним случаем является  диаметрально противоположное действие факторов внешней и внутренней среды, при котором реализация культурного проекта не может осуществляться, ибо для его решения требуется преодоление существующих ограничений за счет новых организационно-экономических и правовых решений.

Таким образом, развитие организации подчиняется определенным законам внутреннего развития, которые определяют цели и задачи, объемы и структуру ресурсов, необходимых для решения этих задач, а также и организационную форму, в рамках которой эти задачи и цели с данными ресурсами могут быть решены. Степень совпадения внешних и внутренних факторов позволяет определенным образом в той или иной степени успешно ре6шить задачи организации. При несовпадении факторов внешней и внутренней среды организация не может выполнять своих функций и ее деятельность становится проблематичной или вообще не может быть осуществлена.

Рыночные формы координации культурных процессов, распределения ресурсов влияют на уровень организационных мероприятий и их объем, формы хозяйственной деятельности, стимулы работы организации, обуславливают необходимую экономичность использования ресурсов, возможность достижения определенного экономического результата, соизмеримо с затратами, что определяется внешней средой (цены, спрос и т.д.). Если эти условия не удается выполнить, то деятельность организации невозможна и теряет смысл. Внутренняя среда в этом случае противоречит условиям внешней, как правило, более сильной по отношению к внутренней среде. В этом случае организация ищет другие средства внешней среды, позволяющие ей развиваться, или прекращает свою деятельность.

Рыночная форма связи и свойственные ей условия внешней среды координации культурной деятельности часто не позволяют реализовать целевую функцию организации культуры, и она ищет выход во внерыночной среде или организации рыночной среды, хотя полностью освободиться от рыночных методов ей не удается. Однако доля нерыночных форм регулирования деятельности организации культуры остается достаточно высокой. Складывающиеся условия хозяйственной деятельности организации определяют основные принципы хозяйственного механизма, стремящегося сочетать внутренние закономерности с факторами внешней среды, вызывают к жизни особые методы управления, принятия решения, способ производства и реализации своих услуг.

Противоречия между внутренней и внешней средой находят выход в создании новых нестандартных организационно-экономических образований, объединений, холдингов и т.д.

Типология форм организационно-экономической деятельности организаций культуры в зависимости от сочетания факторов внешней и внутренней среду может включать:

-                     бюджетные организации (учреждения), строящие свою финансово-хозяйственную деятельность в соответствии с бюджетным кодексом РФ;

-                     бюджетные учреждения, имеющие собственные доходы и поэтому сочетающие принципы бюджетного хозяйства и коммерческого расчета (к ним тяготеют ведомственные учреждения культуры, уровень доходов некоторых из них позволяет осуществлять деятельность при полной самостоятельности);

-                     организации культуры, работающие в соответствии с задачами, поставленными общественными, религиозными и другими объединениями и фондами и финансируемые за их счет (а также имеющие некоторые доходы от своей деятельности). Их организационно-экономическая деятельность тяготеет к бюджетному типу;

-                     организации культуры, финансируемые коммерческими структурами, преследующие чисто коммерческие цели путем эксплуатации результатов культурной деятельности (реклама товаров, услуг и т.д.);

-                     коммерческие организации культуры, работающие непосредственно на рынок и получающие доходы исключительно от реализации созданных ими культурных благ и услуг.

Социально-экономические процессы, происходящие в России, существенно затронули культуру. Меморандум «Об экономической политике Российской Федерации»,  да и все последующие программные документы, принимаемые властями страны, не оставляют надежд на приоритетное финансирование культуры в обозримой перспективе. Между тем, положение, сложившееся в этой важнейшей сфере жизни общества, дает основание для серьезной тревоги, и не выглядят преувеличением заявления о том, что культура оказалась в трагической ситуации. Наметились четкие тенденции сокращения числа клубных учреждений, падение посещаемости театров при росте их числа, идет сокращение количества библиотек (особенно профсоюзных).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.