Рефераты. Организационно-экономическая деятельность учреждений культуры и искусства

По внебюджету задолженность составляет 1 166 901 рубль, из них 1 114 851 рублей – задолженность прошлых лет. Возникшая задолженность по Институту Репина в сумме 33 800 рублей появилась в результате перечисления средств за обучение студентов заочного отделения согласно договорам. Эти средства будут возмещены за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

Кредиторская задолженность по бюджету составляет 3 363 рубля, по внебюджету – 273 417 рублей, в том числе задолженность прошлых лет 201 600 рублей.

В 2003 году с октября увеличилась оплата труда сотрудников ТМИИ на 33 %, в то же время произошло сокращение численности работающих на 40 единиц с уменьшением фонда оплаты труда на 2004 год. Поэтому увеличение заработной платы сотрудники не ощутили, так как раньше эти вакансии распределялись между ними на доплаты.

На основании данных фактов можно сделать вывод, что бюджетного финансирования явно недостаточно, а оплата услуг непосредственными потребителями, как правило, не возмещает всех расходов.

Об оценке эффективности использования финансовых средств ТМИИ судить рано. Музей пытается использовать их как можно эффективнее (например, был установлен теплосчетчик), однако в данное время расходы превышают доходы и финансовых средств не хватает.

В связи с этим хочется порекомендовать руководству ТМИИ шире использовать предпринимательскую деятельности на примере Государственной Третьяковской картинной галереи внедрить инфраструктуру:

-         открыть кафе и ресторан;

-         производить и реализовывать сувениры (брелки с символикой музея, закладки, открытки, платки и пазлы с изображением знаменитых картин и многое другое);

-          предлагать услуги аудиогида;

-         открыть видеопрокат фильмов о художниках и их творчестве;

-         создать антикварную лавку;

-         и др.

Главная проблема существования социально - культурной сферы - недостаточное бюджетное финансирование. Источников финансирование достаточно. Тем не менее, в настоящее время получили начальное развитие лишь предпринимательская деятельность и спонсорство.

Для того чтобы проследить динамику финансирования за некоторый период, допустим, с 1998 года  по 2003 год, рассмотрим основные финансовые показатели за данный период (приложение 1, таблица 1). К ним мы отнесем размер утвержденного финансирования из областного бюджета, в том числе на заработную плату; фактическое финансирование, в том числе на заработную плату; среднегодовую численность персонала; долю бюджетного финансирования по отношению к смете доходов и расходов /то есть относительный показатель исполнения финансирования со стороны бюджета/; фактическую величину израсходованных средств организацией; сумму доходов, полученных в результате предпринимательской деятельности. В нашем исследовании мы не будем учитывать влияние макроэкономических  факторов, таких как уровень инфляции, изменение ставки рефинансирования Центрального Банка РФ, изменения курса рубля по отношению к доллару США (то есть динамику рыночной стоимости рубля) и многое другое. Тем не менее, нами будет учтена динамика размера оплаты труда (приложение 2. Справка о динамике минимального размера оплаты труда /по состоянию на 15 ноября 2003 года/). Из нее мы видим, что за исследуемый период (с 1998 года) минимальный размер оплаты труда менялся 6 раз. За тот же период заработная  плата работникам бюджетной сферы пересматривалась два раза в сторону увеличения (с 1 декабря 2001 г. и 1 октября 2003 г.). Эти факты нужно знать, чтобы адекватно оценить увеличение финансирования на заработную плату на 33 % с 1 декабря 2001 года и с 1 октября 2003 года.

Итак, проанализируем данные. Численность персонала в ТМИИ можно назвать стабильной - среднегодовое -71 человек. Увеличение ассигнований на заработную плату происходило на законодательном уровне. Если просмотреть структуру расходов, то в основном они направлены на оплату коммунальных услуг, заработную плату и основную деятельность (текущие затраты). Финансирование на капитальный ремонт и приобретение оборудования и фондов ущемлено: выделяются незначительные суммы, которые хватает лишь на «латание расползшихся дыр». С 2001 года бюджет выполняет полностью свои обязательства по исполнению финансирования. Можно отметить увеличение доходов, полученных от предпринимательской деятельности. ТМИИ начинает зарабатывать, однако это увеличение связано не с ростом ассортимента, а с повышением цен и тарифов на работы, услуги. Смета доходов и расходов на 2004 год  утверждена на меньшую сумму, чем в предыдущем году, что связана с государственной политикой оптимизации бюджетных расходов.   

Заключение.


В мире накоплен огромный арсенал инструментов финансовой поддержки отраслей культуры и искусства. Выбор видов, форм и методов государственного субсидирования, а также их сочетание зависит в целом от характера избранной модели государственного финансирования, а также от задачи текущей политики.

Развитие многоканального государственного финансирования, партнерских межбюджетных и государственно-частных форм финансирования – лучший способ удовлетворения огромных и постоянно растущих потребностей сферы культуры и искусства в финансовых ресурсах, особенно в условиях хронического дефицита государственного бюджета. Успешность государственных мер ее поддержки во многом зависит от эффективности использования потенциала частного спонсорства и меценатства.

В целом современное положение организаций культуры России можно охарактеризовать как кризисное. При всем кажущемся разнообразии каналов и источников финансирования  можно говорить только о бюджетных ассигнованиях и налоговых льготах.

Обеспечение более рационального использования бюджетных и внебюджетных средств, направляемых на финансирование организаций культуры, в частности, предполагает:

-         объединение на договорной основе средств федерального, регионального, муниципального бюджетов для финансирования строительства, ремонта и содержания объектов культуры, что может быть оформлено договором о совместном использовании  и финансировании этих организаций с фиксацией доли каждого участника;

-         освобождение организаций культуры от затрат, не связанных  с осуществлением их культурной деятельности (арендной платы, расходов на содержание вневедомственной и пожарной охраны и т.д.);

-         более широкое использование социально-творческого заказа как формы целевого финансирования организаций культуры.

В целях законодательного закрепления приоритетности развития культуры, установления единого подхода к налоговому законодательству необходимо включить в Налоговый Кодекс РФ положение об освобождении некоммерческих организаций культуры и искусства (независимо от организационно-правовых форм собственности) от всех видов налогов и платежей в бюджет, как федеральных, так  и местных.

Для повышения эффективности расходования средств на развитие культуры нужно законодательно обеспечить прозрачность всех источников доходов организаций культуры и направлений их использования. В Законе должно быть прописана обязательная публикация органами управления, государственными и муниципальными организациями культуры отчетов о расходовании бюджетных и внебюджетных средств, о проведении конкурсов. Также необходимо законодательно оформить порядок создания попечительских советов в государственных и муниципальных учреждений культуры, которые занимались бы общественным надзором за их финансово-хозяйственной деятельностью.

На защиту дипломного проекта  выносятся следующие положения:

-                     со вступлением отрасли культуры в рыночные отношения первостепенную роль в управленческой и творческо-производственной деятельности играют экономические аспекты, в том числе методы управления;

-                     существует определенная нормативно-правовая база, позволяющая учреждениям культуры иметь финансовую самостоятельность;

-                     основным тормозом в совершенствовании культурно-досуговой деятельности является отсутствие организационно-правовых начал большинства учреждений культуры, нет Уставов или Положений, предусматривающих их юридическое лицо;

-                     нужна переподготовка кадров работников культуры в вопросах рыночной экономики;

-                     основным инструментом реализации государственной культурной политики являются федеральные программы, программы сохранения и развития культуры.

Библиография.

1.                 Азбука клубного работника. – Тюмень: ОНМЦНТ и КПР, 1991 – с.76.

2.                 Бабич А.М., Егоров Е.В. Экономика и финансирование социально-культурной сферы. Казань, 1996.

3.                 Базаров Т.Ю. Управление  персоналом: Учебное пособие. – М.: «Академия», 2003.

4.                 Бирженюк Г.М., Марков А.П. Основы региональной культурной политики и формирование культурно-досуговых программ. СПб.ТИК, 1992.

5.                 Галуцкий Г.М. Экономика культуры. М., 1991.

6.                 Герчикова И.Н. Менеджмент. Учебник. 3-е изд. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.

7.                 Егоршин А.П. Управление персоналом. – Н.Новгород: НИМБ, 1997.

8.                 Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности. Учебное пособие. – М..: МГУК ЦПО «Профиздат», 2002.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.