Рефераты. Объединенная система ПВО СНГ. Ретроспективы и перспективы сотрудничества

Дальнейшей интеграции государств Содружества послужило образование первой в СНГ Межгосударственной финансово-промышленной группы на основе российского концерна "Гранит" с кооперацией 28 государственных предприятий из ближнего зарубежья. Это позволит вести более согласованную деятельность государств Содружества по финансированию расходов на развитие ОС ПВО СНГ, снизить затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, на разработку, серийное производство и ремонт вооружения и военной техники, поддержание ее в постоянной боевой готовности, а также на подготовку военных специалистов.

19 января 1996 года Советом глав государств Содружества была принята Концепция охраны воздушного пространства государств-участников СНГ, которая предусматривает поэтапную реализацию замыслов дальнейшего развития ОС ПВО СНГ.

По вопросам совершенствования ОС ПВО СНГ было сделано 3 поручения Президента РФ. Данные вопросы неоднократно выносились на обсуждение Совета государств, Совета глав правительств, Совета министров обороны.

Результатом этой кропотливой работы явилось утверждение Основных направлений совершенствования охраны воздушного пространства. К таким основным направлениям отнесены:

создание систем противовоздушной обороны Грузии, Кыргызской Республики, Республики Таджикистан, совершенствование систем противовоздушной обороны Республики Армения, Республики Казахстан, Республики Узбекистан;

совершенствование системы боевого управления силами и средствами ПВО государств-участников Соглашения во взаимодействии с органами Единой системы управления воздушным движением (ЕС УВД) и ее национальными органами в интересах неприкосновенности воздушного пространства и внешних границ Содружества;

создание объединенной системы боевого дежурства по охране воздушных границ СНГ;

разработка и принятие трехлетней Программы создания (совершенствования) ЕС УВД государств СНГ в интересах координации действий по согласованию порядка использования воздушного пространства и его контроля;

совершенствование системы контроля за воздушным движением на балтийском, черноморском, каспийском и южном направлениях.  

К основным направлениям военно-технического сотрудничества относятся:

разработка и принятие трехлетней Программы оснащения вооружением и военной техникой войск и сил ПВО государств-участников СНГ на 1998-2000 годы;

разработка и принятие (на тот же срок) Программы модернизации и ремонта существующего вооружения и военной техники;

разработка и принятие Программы кооперации государств в разработке и производстве перспективных образцов вооружения и военной техники для оснащения войск и сил ПВО на период до 2005 года.

В рамках дальнейшего развития ОС ПВО СНГ были спланированы основные мероприятия по подготовке офицеров для войск противовоздушной обороны. Одним из основных направлений взаимодействия в данной области стало обучение командных и инженерных кадров для войск ПВО стран СНГ   в военно-учебных заведениях Российской федерации.

Продолжается осуществление государствами-участниками Соглашения подготовки органов управления и войск по решению боевых задач в ходе совместных оперативных учений (тренировок) ОС ПВО СНГ и учебно-методических сборов, проводимых ежегодно с участием заинтересованных сторон.

Так в 1998 году в совместных командно-штабных учениях  соединений  ПВО Российской Федерации, проводимых по плану Генерального штаба ВС РФ и главнокомандующего Войсками ПВО (ВВС) приняли участие силы и средства Войск ПВО Республики Беларусь и Республики Казахстан.

На договорной основе  в соответствии с межправительственными соглашениями продолжалось использование полигонов и аэродромов государствами-участниками СНГ. 


2.2.  Перспективы совершенствования ОС ПВО СНГ

Складывающаяся обстановка в отдельных регионах СНГ, необходимость дальнейшего укрепления основ системы коллективной безопасности, ставят актуальным вопрос перехода от системы координации применения сил и средств ПВО государств Содружества к системе управления этими силами.

Возможность такого перехода определяется следующими обстоятельствами:

организацией совместного боевого дежурства по противовоздушной обороне ряда государств Содружества (России, Беларуси и Казахстана);

созданием межгосударственной системы финансирования деятельности ОС ПВО СНГ;

образованием Межгосударственной финансово-промышленной группы "Гранит" в интересах развития объединенной системы ПВО СНГ;

развертыванием деятельности по восстановлению и совершенствованию систем ПВО государств Содружества по единому замыслу;

принятием государствами-участниками Договора о коллективной безопасности Концепции охраны воздушного пространства и Положения по ее реализации;

развернутой и реализуемой в Тверском ВУ ПВО системой единой и комплексной подготовки управленческих кадров для оперативного и оперативно-тактического звена войск (сил) ПВО СНГ.

При этом согласованное решение задач управления ОС ПВО СНГ предполагается осуществить на следующих принципах коллективной безопасности:

централизованного управления (единого руководства) в объединенной системе ПВО СНГ в порядке, устанавливаемом главами государств-участников Договора о коллективной безопасности в стратегическом звене в сочетании с сохранением национального руководства в оперативно-тактическом звене;

 коллективности обороны, создаваемой на региональной основе;

оснащенности органов управления средствами автоматизированного управления войсками, связи, разведки и радиоэлектронной борьбы;

необходимости обеспечения твердого и непрерывного руководства объединенной системы ПВО СНГ, действующих в условиях динамичной и сложной обстановки.

Программу дальнейшего совершенствования системы управления ОС ПВО СНГ предлагается реализовать поэтапно, последовательным решением ряда практических задач:

1.     Созданием региональных КП ОС ПВО СНГ в Республике Беларусь, в Закавказье и регионе Средней Азии, с максимальным использованием инфраструктуры оставшейся системы управления.

2.     Совершенствованием структуры рабочих органов Координационного Комитета по вопросам ПВО при Совете министров обороны государств-участников СНГ.

В связи с утверждением общих программ по созданию и совершенствованию объединенной системы ПВО СНГ назрела необходимость создания группы экспертов, которые смогли бы в самое ближайшее время разработать задания на программы, скоординировать усилия научно-исследовательских учреждений, предприятий, ведомств по их разработке.

Кроме того, данная группа сможет сформировать пакет нормативно-правовых документов, определить структуру и функции Межгосударственного научно-технического центра (МНТЦ) с целью реализации накопленного интеграционного потенциала.


2.3.  Нерешенные проблемы интеграции

Несмотря на определенные сдвиги в работе по созданию противовоздушного щита Содружества и достигнутые результаты, нерешенные проблемы  тоже имеются. Вот лишь некоторые из них.

Экономический потенциал Республики Армения, Грузии, Республики Таджикистан не позволяет в ближайшей перспективе провести работы по восстановлению национальных систем ПВО без помощи из вне, а из-за отсутствия реального финансирования (предусмотренного бюджетом Российской Федерации) мероприятий по созданию и развитию систем ПВО государств-участников Соглашения План выделения ассигнований на создание и совершенствование объединенной системы ПВО государств СНГ в 1996, 1997, 1998 годах не выполнялся.

Нуждается в улучшении система контроля за использованием воздушно-космического пространства на южном направлении. При этом установлению более тесных связей и скоординированных действий между военными ведомствами государств СНГ затрудняет неприсоединение к Соглашению о создании ОС ПВО Азербайджана, а также наметившийся отход на позиции двустороннего сотрудничества с Россией Туркменистана, Узбекистана и Украины.

Из-за целого ряда проблем таможенного, налогового и финансового характера не достигнуто тесной кооперации при разработке, производстве и поставках военной техники. В том числе и по причине отсутствия Концепции военно-технического сотрудничества государств-участников СНГ, долгосрочной Программы такого сотрудничества. До настоящего времени эти проблемы не нашли необходимого прикладного характера. Не ратифицированы нормативные документы по созданию и совершенствованию объединенной системы ПВО государств-участников СНГ, принятые на Совете глав правительств 12 апреля 1996 года:

1.     Положение о ежегодном финансовом планировании, финансировании создания, восстановления и совершенствования объединенной системы ПВО государств СНГ;

2.     Положение о порядке размещения и использования заказов вооружения, военной техники и других материальных средств для создания и совершенствования ОС ПВО СНГ;

3.     Положение о предоставлении таможенных и других льгот и освобождении от нетарифных ограничений вооружения, военной техники и других материальных средств при создании и совершенствовании ОС ПВО СНГ

Так, задержка с ратификацией последнего Положения уже приводила к срыву поставок вооружения и комплектующих узлов в Кыргызстан, что отнюдь не способствует нашей интеграции. Причем, право на таможенные льготы находит поддержку и в Государственной Думе, и в Правительстве Российской Федерации. Но вопрос об окончательном принятии решения наталкивается на какие-то необъяснимые препятствия в администрации Президента РФ.

Не прибавило авторитета нам (российской стороне) и происшедшее в 1998 году изменение официального статуса основного военно-учебного заведения по подготовке специалистов  войск ПВО. Даже простое переименование Тверской военной академии ПВО им. Г.К. Жукова в военный университет ПВО не вызвало одобрения у офицеров стран СНГ, которые по-прежнему предпочитают иметь по выпуску диплом академии. А наметившаяся тенденция дробления данного военно-учебного заведения и передачи ряда специальностей и специализаций в другие ВВУЗы не способствует становлению и восприятию будущей ОС ПВО СНГ как единого целого организма, построенного и управляемого на общих принципах и одинаково понимающими организацию ПВО офицерами-управленцами.

В качестве возможной и пока лишь желаемой перспективы  можно было бы видеть преобразование военного университета в военную академию воздушно-космической обороны СНГ. Такой надвидовой и надведомственный статус военно-учебного заведения мог бы способствовать его ограждению от частых и не всегда продуманных шагов, проводимых в области реформы военного образования.

Несмотря на непросто складывающиеся отношения между странами СНГ, мы с оптимизмом смотрим в будущее, надеемся, что все эти трудности - временные. Преодолеть их можно сообща.

Приоритетными направлениями дальнейшего сотрудничества на 1999-2000 годы являются сохранение и содержание необходимой инфраструктуры для решения задач объединенной системы ПВО, оказание помощи Армении, Беларуси, Грузии, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана в строительстве национальных систем ПВО, организация совместного боевого дежурства с остальными государствами-участниками Соглашения по ОС ПВО СНГ, проведение многосторонних командно-штабных тренировок с реальным обозначением воздушной обстановки. Проводится подготовка к очередным боевым стрельбам частями Войск ПВО государств-участников СНГ на полигонах России.

Таким образом, объединенная система противовоздушной обороны нашего Содружества, хотя и с трудом, крепнет. Более того, по сути дела, ОС ПВО СНГ- это пока единственная составляющая Договора о коллективной безопасности, нашедшая свое практическое воплощение.


Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.