И все же интеграционные процессы в военной сфере хотя и медленно, но набирали обороты.
Государства-участники Содружества, руководствуясь принципами безопасности Содружества Независимых Государств, основываясь на Решении о Меморандуме Совета глав государств Содружества и Перспективном плане интеграционного развития СНГ от 21 октября 1994 года, исходя из необходимости объединения усилий по противовоздушной обороне государств-участников СНГ и охраны их границ в воздушном пространстве, согласились создать объединенную систему противовоздушной обороны государств-участников СНГ.
Само Соглашение о создании объединенной системы противовоздушной обороны 10 февраля 1995 года подписали главы государств: Армении, Беларуси, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Украины. С этого дня Соглашение имеет силу закона, причем срок его действия не ограничен.
Как показало время, решение глав 10 государств Содружества в феврале 1995 года было своевременным и продуманным. Это позволило нам уже по истечении трех лет перейти к решению следующих сложнейших задач:
обеспечение охраны границ государств-участников Содружества в воздушном пространстве;
совместный контроль порядка использования воздушного пространства;
оповещение друг друга о воздушно-космической обстановке, предупреждение о ракетном и воздушном нападении;
ведение совместных действий войск ПВО по отражению воздушно-космического нападения.
Совет министров обороны государств-участников СНГ, руководствуясь Соглашением о создании объединенной системы противовоздушной обороны государств-участников СНГ, 19 апреля 1995 года утвердил Положение о Координационном Комитете по вопросам противовоздушной обороны при Совете министров обороны. Положением были определены функции, состав, организация деятельности и обязанности должностных лиц Комитета.
Координационный Комитет предназначен для согласования усилий по созданию и совершенствованию объединенной системы ПВО государств-участников СНГ, координации действий войск и сил, выделенных в состав ОС ПВО, а также для рассмотрения предложений по строительству и совершенствованию противовоздушной обороны государств.
Для обеспечения деятельности Координационного Комитета образованы рабочие органы: Направление ПВО и ВВС в Штабе по координации военного сотрудничества государств-участников СНГ и Управление по вопросам объединенной системы ПВО государств-участников СНГ при Управлении Главнокомандующего ВВС.
С тех пор основные усилия в деятельности Координационного Комитета по вопросам ПВО при Совете министров обороны СНГ направляются именно на практическую реализацию Соглашения о создании ОС ПВО и Концепции охраны воздушного пространства государств-участников СНГ. Основными формами проводимых мероприятий являются совместные (коалиционные) учения и командно-штабные тренировки с полетами реальной авиации с выполнением полного комплекса задач, стоящих перед дежурными силами.
Непосредственное управление войсками и силами ПВО каждого государства-участника осуществляют командующие войсками ПВО (ПВО и ВВС) этих государств с учетом Плана взаимодействия сил и средств объединенной системы ПВО.
К числу конкретных мер, осуществленных за прошедшее время, следует отнести:
восстановление системы радиолокационного обмена информацией о воздушной обстановке между органами управления государств;
создание системы совместного боевого дежурства ряда государств-участников Соглашения о создании ОС ПВО;
налаживание системы совместной оперативной и боевой подготовки войск (сил и средств) ПВО государств-участников.
Глава 2. ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОС ПВО СНГ
С момента создания объединенной системы ПВО началась работа по оценке состояния сил и средств ПВО в государствах СНГ. Выводы оказались неутешительными: для восстановления национальных систем ПВО требовались немалые средства. Поэтому первые нормативно-правовые документы в рамках ОС ПВО, подготовленные Координационным Комитетом, были направлены на оказание помощи тем, кто в ней наиболее нуждался.
Одновременно началась разработка планов проведения совместных оперативных учений (тренировок), подготовка органов управления и войск.
Начиная с 1995 года, в каждом периоде обучения проводятся многосторонние командно-штабные тренировки с органами боевого управления и дежурными силами объединенной системы ПВО государств СНГ, в которых участвуют оперативные группы командующих войсками ПВО стран-участниц СНГ.
На тренировках начали отрабатываться вопросы организации взаимодействия сил и средств ОС ПВО при выполнении задач боевого дежурства по противовоздушной обороне. Проведенные тренировки показали, что органы управления и войска объединенной системы ПВО в целом готовы к выполнению общих задач.
Результаты кропотливой оперативной деятельности позволили синтезировать три важных практических вывода:
во-первых, решать совместные боевые задачи можно успешно с командных пунктов ПВО государств-участников (большинство из этих КП еще при единых Вооруженных Силах выполняли аналогичные функции);
во-вторых, координация действий всех сил и средств ПВО объединенной системы наиболее целесообразна с ЦКП ВВС РФ (по тем же причинам);
в-третьих, состояние вооружения и военной техники, средств связи, уровень автоматизации пунктов управления частей ПВО Республики Беларусь, Казахстана, Узбекистана и Украины уже сейчас позволяет организовать совместное боевое дежурство по охране воздушных рубежей Содружества.
Таким образом, вполне логично, что очередным шагом интеграции в рамках объединенной системы ПВО на основании двусторонних договоренностей между Министерствами обороны России, Беларуси и Казахстана стала организация совместного боевого дежурства по противовоздушной обороне с целью охраны внешних границ государств-участников СНГ.
С 1 апреля 1996 года на совместное боевое дежурство по противовоздушной обороне с Россией заступили войска ПВО Республики Беларусь.
С 1 мая 1996 года совместное боевое дежурство по противовоздушной обороне внешних границ СНГ организовано с Республикой Казахстан.
К совместному боевому дежурству по ПВО ежесуточно привлекаются: командные пункты, зенитные ракетные и радиотехнические подразделения, экипажи истребителей и боевых вертолетов.
В интересах объединенной системы ПВО этими силами и средствами решаются следующие задачи:
передача радиолокационной информации о воздушной обстановке над территориями Беларуси и Казахстана на ЦКП ВВС России и КП взаимодействующих объединений ПВО (ВВС и ПВО);
контроль за соблюдением порядка использования воздушного пространства иностранными воздушными судами и фиксация фактов пересечения ими внешних границ СНГ;
обнаружение и классификация неопознанных воздушных целей, пресечение действий судов-нарушителей правил использования воздушного пространства подъемом на перехват дежурных истребителей;
совместные действия по предотвращению угона самолетов с аэродромов стран СНГ.
При несении совместного боевого дежурства управление дежурными силами и средствами осуществляется с командных пунктов ПВО государств-участников, а координация действий сил и средств ОС ПВО осуществляется с Центрального командного пункта (ЦКП) ВВС РФ.
В настоящее время на ЦКП ВВС Российской Федерации выдается информация оповещения о воздушной обстановке, одновременно осуществляется автоматизированный сбор данных о воздушных объектах, боевой готовности, боевых возможностях, состоянии и результатах боевых действий Войск ПВО Беларуси, Украины, Казахстана и Узбекистана. С ЦКП ВВС РФ на КП ПВО (ВВС и ПВО) данных государств выдается информация оповещения о воздушной обстановке.
Автоматизированный обмен информацией обеспечивается наличием на КП ПВО Беларуси, Украины и Узбекистана комплексов средств автоматизации (КСА), а на КП ПВО Казахстана- комплекса средств отображения информации (КСОИ) и КСА. Между этими пунктами управления (кроме КП ПВО Казахстана) имеется возможность организовать автоматизированный обмен оперативной информацией в виде текста или таблиц.
На КП ПВО (ВВС и ПВО) остальных государств-участников СНГ отсутствуют средства автоматизации. Выдача информации на эти КП возможна по телеграфным каналам с последующим нанесением информации на планшеты воздушной обстановки.
Дальнейшее совершенствование автоматизированной системы управления объединенной системы ПВО государств СНГ представляется целесообразным на основе использования средств АСУ национальных войск ПВО с наращиванием их возможностей путем внедрения перспективных средств автоматизации, создаваемых государствами-участниками СНГ, при соблюдении единой технической политики.
Следующим практическим шагом в становлении и совершенствовании объединенной системы ПВО стало проведение тактических учений с боевой стрельбой.
В интересах реализации этого шага 27 марта 1996 года было подписано Соглашение между Министерством обороны Российской Федерации и Министерством обороны Республики Беларусь "О порядке предоставления Российской Федерацией Республике Беларусь военных полигонов для проведения стрельб воинскими частями войск ПВО Республики Беларусь". Это позволило 6 сентября 1996 года и 14-21 августа 1997 года частям Войск ПВО Республики Беларусь выполнить боевые стрельбы на полигоне Ашулук (Российская Федерация).
В период с 5 по 12 сентября 1996 года на полигоне Сары-Шаган (Республика Казахстан) зенитными ракетными дивизионами С-300 и С-75 из состава одной зенитной ракетной бригады и одного зенитного ракетного полка Войск ПВО Республики Казахстан также проведены боевые стрельбы.
Результаты учений обнадежили: мастерство союзников растет, а отдельные недостатки коллективными усилиями можно устранить уже в ближайшее время.
В соответствии с Планом проведения совместных мероприятий объединенной системы ПВО государств-участников СНГ на 1998 год в период с 31 августа по 4 сентября 1998 года на полигоне Ашулук впервые проведены совместные тактические учения с боевыми стрельбами частей и подразделений Войск ПВО Республики Беларусь, Сил Воздушной обороны Республики Казахстан, Войск ПВО Кыргызской Республики и ВВС Российской Федерации.
Несомненно, один из самых сложных и болезненных вопросов в создании ОС ПВО СНГ- финансирование этой работы. Вот почему на заседаниях Совета глав правительств были определены основные принципы финансирования, приняты документы, регламентирующие порядок оказания помощи в восстановлении и совершенствовании национальных систем ПВО.
Страницы: 1, 2, 3