Рефераты. Налоговое стимулирование инвестиций в социальную сферу экономики

Таблица 5 – Прогнозируемые прогрессивные ставки по налогу на имущество, переходящего в порядке дарения


Стоимость имущества, переходящего в порядке дарения

Размер налога в зависимости от стоимости имущества

Дети, родители

Другие физические лица

1

2

3

до 1000 – кратного минимального размера оплаты труда (МРОТ)

1% от суммы

10%

до 2500 – кратного минимального размера оплаты труда

10%

15%

до 3500 – кратного минимального размера оплаты труда

15%

25%

свыше 3500 – кратного минимального размера оплаты труда

20%

30%


Проведение реформы налоговой системы с учетом прогрессивных ставок по налогу на дарение и категорий плательщиков позволит достичь координации инвестиций в социальную сферу экономики, повысить жизненный уровень населения региона. Кроме того, необходимо предусмотреть право лиц, получивших имущество в порядке дарения, на получение льгот в виде имущественного вычета, предусмотренного ст. 220 Налогового кодекса, и предоставлять их тем родственникам, которые получили в налоговом периоде доходы, уплатили налог на совокупные доходы по ставке 13%.

Налоговым кодексом предусмотрено два вида вычета: первый вычет (доходного типа) предоставляется по суммам, полученным налогоплательщиком от продажи (реализации) имущества, второй (расходного типа) – по суммам, израсходованным на новое строительство либо приобретение на территории России жилого дома или квартиры. Вычеты можно предусмотреть по суммам, полученным физическими лицами по договорам дарения с учетом категорий налогоплательщиков. Если в договоре дарения стоимость подарка не указана, то его необходимо оценивать для уплаты налога по рыночной цене, учитывая ст. 40 п.4-11 Налогового кодекса РФ.

Нами определено, что на уровень жизни населения влияют различные инвестиции, которые можно объединить в группу факторов: налог на наследование и налог на дарение. Среди этих факторов, прежде всего, необходимо отметить структуру и объем инвестиций, влияющих на развитие социальной сферы экономики, они выступают как экономический регулятор, позволяющий управлять формированием инвестиций и развитием социальной сферы региона, то есть, налоговая система с одной стороны дает средства на социальные программы и бюджетную сферу, а с другой – оказывает тормозящее влияние на развитие экономики. Следовательно, влияние налоговой системы на социальную сферу неоднозначно, но инвестиции могут компенсировать её отрицательное действие через налог на дарение и способствовать уменьшению налогового бремени региона.

Налоговое стимулирование инвестиций в социальную сферу экономики может осуществляться посредством реализации налоговой политики, реформ налоговой системы, формированием налогового потенциала и развитием информационной базы для его прогнозирования.

Отсутствие информационно-налоговой базы по налогу на дарение привело к неточному формированию налогового потенциала региона. Для решения вопросов, связанных с формированием налогового потенциала, развитие информационной базы необходимо осуществлять на основе Налогового паспорта субъекта Российской Федерации, который объединяет статистическую и налоговую информацию, и главной его функцией является систематизация и унификация различных экономических, финансовых, демографических, социальных и иных показателей.

Исследование показало, что Налоговый паспорт региона является индикатором налоговой политики, проводимой государством, и, на наш взгляд, задачи, освещенные в Налоговом паспорте, необходимо сгруппировать по следующим признаком:

– бюджетно-налогового планирования;

– бюджетного выравнивания;

– налогового стимулирования экономики региона;

– мониторинга налогового пространства региона.

Налоговый паспорт региона – это инструмент объективного определения совокупных налогооблагаемых ресурсов посредством обеспечения совместимости ведомственных стандартов хранения информации и документооборота. Для обеспечения совместимости и достоверности информационных ресурсов, разработана Концепция по информатизации региона в целом, отражающая регистрацию, формирование налогового потенциала, свободный доступ по использованию его информации и ответственность за содержание информационных ресурсов для построения эффективной модели инвестиций в социальную сферу экономики.

Информатизация региона по построению модели инвестиционного потенциала может быть представлена в виде баз данных от двух до четырех видов уровней, что позволит получать аналитическую и прогнозируемую информацию данных с различной степенью агрегирования.

Для целей прогнозирования инвестиционного потенциала в рамках формирования бюджета нами предложено использование трехмерной структуры измерения (рис. 4).








Z

Ось X – районы и города

региона;

Ось Y – показатели

налоговых поступлений;

Ось Z – даты налоговых

периодов.


 


Y                                                         X

Рисунок 4 – Трехмерное представление информации для прогнозирования инвестиционного потенциала в рамках формирования бюджета


Данные формируются в виде аналитического куба в соответствии с административно-территориальным делением региона, где срезы по осям позволяют получать информацию в разрезах:

– определенных показателей в структуре налоговых поступлений по всем датам налогового периода и всем районам;

– показателей налоговых поступлений по всем районам региона на определенную дату;

– все показатели налогового потенциала на все даты по одному району или городу.

Эта база данных решает несколько задач: аналитическую, методологическую, контрольную, что повышает эффективность выработки мер по реформированию налоговой системы  региона в социальной сфере экономики, а также обеспечивает расчет прогноза инвестиционного потенциала региона.

Для расчета инвестиционного потенциала региона нами предложено уравнение, представляющее собой совокупность компонентов, характеризующих состояние налогового потенциала налога на дарение на определенную дату:

ИПрг= Фр + Зр + Лр + Дн  где,

– ИПрг = инвестиционный потенциал региона;

– Фр = фактическое поступление налога на дарение;

– Зр =  сумма задолженности по налогу на дарение в разрезе районов, городов, региона;

– Лр =  сумма налога на дарение, выпадающая в результате предоставления льгот;

– Др = доначисленная сумма налога на дарение в результате проведения налоговыми органами контрольных мероприятий.

Модель прогнозирования инвестиционного потенциала региона в социальной сфере экономики в условиях налогового реформирования, по нашему мнению, должна рассчитываться в тесной взаимосвязи с другими элементами экономической системы (рис. 5).



 
















Рисунок 5 – Модель прогнозирования инвестиций в социальную сферу экономики


Данная модель охватывает формирование как бюджета, так и налогового потенциала, включая его компонент – налога на имущество, переходящего в порядке дарения, с помощью которого объясняются темпы роста налогового потенциала региона. Таким образом, увеличивая инвестиции, добиваемся устойчивого  экономического роста экономики. Важно иметь в виду, что увеличение уровня инвестиций, их качество и эффективность размещения обеспечивает создание благоприятной среды для роста инвестирования налогового потенциала региона.

Предлагаемые пути совершенствования налоговой политики в регионе, основанные на реализации способов и методов формирования налогового потенциала, как основного компонента инвестиций, значительно расширят возможности региона в финансировании социальной сферы экономики за счет внутренних резервов: налога на имущество, переходящего в порядке наследования или дарения, и сбережений населения, что обеспечит повышение уровня его жизни  и рост экономики региона.


ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИИ ОПУБЛИКОВАНЫ В СЛЕДУЮЩИХ РАБОТАХ

Статьи в ведущих рецензируемых научных изданиях, определенных перечнем ВАК

1. Бровко Л. И. Проблема налоговой системы Российской Федерации // журнал «Предпринимательство», № 6 – Москва, 2006. – с. 42-43 – 0,1 п.л.


Публикации в других изданиях

2. Бровко Л.И. Эффективность налога на имущество, переходящего в порядке наследования и дарения в формировании налогового потенциала региона // Методические рекомендации. Ставрополь, 2004. – 1,0 п.л.

3. Бровко Л.И. Влияние налогового потенциала на инвестиционный рост региона // Методические рекомендации. Ставрополь, 2005 года – 1,3 п.л.

4. Бровко Л.И. Налоговый контроль // Учебное пособие. Ставрополь, 2005. –  с. 30 -86, - 3,5 п.л.

5. Бровко Л.И. Налоговый потенциал – фактор экономического роста // Материалы региональной научно – практической конференции «Проблемы глобализации современной экономики: опыт и перспективы» Ставрополь, 2006. – с. 37-39, - 0,2 п.л.

6. Бровко Л.И. Эффективность инвестиций в социальную сферу // Материалы 51-й юбилейной научно – методической конференции «Университетская наука – региону» Устойчивое развитие региона в условиях экономической интеграции России в мировое хозяйство // Ставрополь, 2006 – с. 80 -82 – 0,1 п.л.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.