Рефераты. Налогообложение малого бизнеса

 В настоящее время порядок применения единого налога на вмененный доход определяется в Федеральном законе от 27 февраля 2003 г. N 141-ЗО «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности», носящем рамочный характер, и некоторыми другими нормативными актами, среди которых необходимо выделить:

·     Приказ Госналогслужбы Российской Федерации от 27 февраля 2003 г. № 141-ЗО, в котором утверждена примерная форма расчета единого налога с вмененного дохода.

·     Приказ Госналогслужбы Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. № БГ-3-22/707 (с изменениями от 3.04 .03 года), в котором отражена форма уведомления о переводе налогоплательщика на уплату единого налога с вмененного дохода.

·     Письмо Правительства Российской Федерации от 08.01.03 г. За №4097, в котором приведены рекомендуемые формулы расчета суммы единого налога, а также перечень рекомендуемых их составляющих

·     Постановление Правительства Российской Федерации от 28.10.02 г.№БГ-3-22/606(зарегистрирован в Минюсте РФ 28.11.02 г., за №3969 с изменениями от 17.04 03 года), в котором утверждена форма свидетельства об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. [33, с. 408]

  Применение закона о едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности предполагает, включает в себя определение следующих основных моментов:

·     место налога в системе налогообложения субъектов малого предпринимательства;

·     круг плательщиков данного налога;

·     объект обложения данным налогом;

·     методика расчета налога

·     порядок исчисления и сроки уплаты налога;

·     совершенствование существующего порядка

Необходимо отметить, что переход на уплату данного налога значительно сокращает перечень уплачиваемых налогов, установленный ст. 19-21 Закона «Об основах налоговой системы Российской Федерации». В то же время за налогоплательщиком сохраняется обязанность уплаты ряда налогов, среди которых:

·     государственная пошлина;

·     таможенные пошлины и иные таможенные платежи;

·     лицензионные и регистрационные сборы;

·     налог на приобретение транспортных средств;

·     налог на владельцев транспортных средств;

·     земельный налог;

·     налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте;

·     подоходный налог, уплачиваемого физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, с любых доходов, за исключением доходов, получаемых при осуществлении предпринимательской деятельности в сферах, указанных в статье 3 настоящего Федерального закона;

·     удержанные суммы подоходного налога, а также налога на добавленную стоимость и налога на доходы из источника в Российской Федерации в случаях, когда законодательными актами Российской Федерации о налогах установлена обязанность по удержанию налога у источника выплат.

Таким образом, видно, что введение единого налога на вмененный доход не означает переход к уплате субъектами малого предпринимательства какого-то одного налога, тем не менее, вышеуказанный перечень налогов значительно меньше, чем для остальных юридических лиц.

Плательщиками единого налога являются согласно ст. 3 Закона юридические лица и граждане, занимающиеся предпринимательством без образования юридического лица (предприниматели) в определенных сферах деятельности. При этом следует обратить внимание на то, что филиалы юридических лиц не будут самостоятельными плательщиками единого налога.

Ст.346.26 Общей части Налогового кодекса Российской Федерации, предусмотрено, что организации, в состав которых входят филиалы и (или) представительства, расположенные на территории России, обязаны встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе, как по своему месту нахождения, так и по месту нахождения каждого своего филиала и (или) представительства. [33, с. 410]

В связи с этим организации будут обязаны уплачивать единый налог по месту нахождения своих филиалов и обособленных подразделений. Соответственно в налоговые органы по месту нахождения филиалов и представительств должны представляться расчеты по единому налогу, а налоговые органы должны выдавать Свидетельства об уплате единого налога по каждому филиалу (подразделению) (Письмо Госналогслужбы РФ от 10.12.02 г.№БГ-3-22/706 с изменениями от 3.04.03 года).

Следует отметить, что с экономической точки зрения выделения ограниченного перечня сфер хозяйственной деятельности, на которые впоследствии будет распространяться единый налог на вмененный доход, означает нарушении одного из принципов налогообложения – всеобщности.

Выборочное налогообложение по существу означает нерыночный механизм регулирования предпринимательской деятельности, поскольку оно ставит в неравные условия всех субъектов хозяйственной деятельности, что может затруднить развитие конкуренции и препятствовать свободному перемещению капиталов и трудовых ресурсов. Чрезмерная регламентация государством различных видов деятельности может нанести серьезный ущерб предпринимательству за счет "выравнивания" положения предприятий с точки зрения прибыльности бизнеса.[33, с.408]

  Кроме того, важно подчеркнуть то обстоятельство, что согласно указанным видам деятельности налог на вмененный доход распространяется только на те из них, которые ориентированы на конечного потребителя и где расчеты производятся наличными деньгами.

Такой подход не устраивает те малые предприятия, которые одновременно осуществляют и производство и реализацию. Примером тому служат мини-пекарни, каждая из которых производит продукцию и продает ее через собственный ларек, а часть ее оптом реализует в другие магазины. При этом вмененный же доход определяется только по розничной торговле.

Объектом обложения единым налогом с вмененного дохода является вмененный доход на очередной календарный месяц. Вмененный доход – это потенциально возможный валовой доход плательщика единого налога за вычетом потенциально необходимых затрат. Вмененный доход рассчитывается с учетом совокупности факторов, которые непосредственно влияют на получение такого дохода.

При расчете единого налога на вмененный доход учитывается такие составляющие как базовая доходность (условная доходность на единицу физического показателя) того вида деятельности, который осуществляет налогоплательщик, физические показатели (единица площади, численность работающих и другие) и повышающие (понижающие) коэффициенты.

Данные коэффициенты, устанавливаются в зависимости от: ассортимента реализуемой продукции; качества предоставляемых услуг; сезонности; суточности работы; качества занимаемого помещения; производительности используемого оборудования; возможности использования дополнительной инфраструктуры; инфляции; количества видов деятельности, осуществляемых налогоплательщиками.

На эти коэффициенты базовая доходность корректируется при расчете вмененного налога.

Для того чтобы рассчитать единый налог, подлежащий уплате в бюджет, необходимо вмененный доход умножить на 0,2 (ставка единого налога – 20 процентов).

Определенные коррективы вносятся в порядок ведения бухгалтерского учета субъектами малого предпринимательства в сторону его упрощения.

В случае применения единого налога на вмененный доход налогоплательщики будут согласно ст.4 обязаны вести учет своих доходов и расходов, а также соблюдать порядок ведения расчетных и кассовых операций.

Следует также отметить, что при осуществлении нескольких видов деятельности, подпадаемых под действие закона, учет доходов и расходов ведется раздельно по каждому виду деятельности.[27]

Налогоплательщики также не освобождаются от обязанности предоставлять в налоговые и иные государственные органы бухгалтерскую, налоговую и статистическую отчетности. Формы отчетности по единому налогу устанавливаются нормативными (правовыми) актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В целом же надо сказать, что система бухгалтерского учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства значительно упрощается с введением единого налога на вмененный доход, что в целом, безусловно, является положительным моментом для налогоплательщиков, так как позволит упростить процедуру расчета и сбора налогов, избежать ошибок при налогообложении. Однако с другой стороны, следует отметить, что упрощенная система учета предполагает отказ от метода двойной записи, что может привести к тому, что через время в случае, если малое предприятие разовьется, перестанет быть малым, будет невозможно восстановить учет, будет остаток по бухгалтерским счетам. [34, с. 410]

В целях унификации налоговой отчетности налогоплательщиков единого налога на вмененный доход Минэкономики Российской Федерации совместно с Минфином Российской Федерации, Госналогслужбой Российской Федерации и ГКРП Российской Федерации с учетом предложений субъектов Российской Федерации разработаны рекомендуемые формулы расчета сумм единого налога, а также перечень рекомендуемых их составляющих, для применения ее органами законодательной власти субъектов Российской Федерации (Письмо Правительства Российской Федерации от 12.11.02 г. №БГ-3-22/648, с изменениями от 17.04 03 года). [33, с. 408]

Следует заметить, что хотя Правительство Российской Федерации разработало и довело до сведения субъектов Российской Федерации формулы (порядок) расчета суммы единого налога, данные формулы (порядок) носят рекомендательный характер, поэтому субъекты Российской Федерации при расчете могут их использовать, а могут вводить в эти формулы свои дополнительные показатели, позволяющие наиболее точно оценить доходность различных видов бизнеса. [33, с. 408]

Расчет суммы единого налога на вмененный доход основывается на определении значения базовой доходности определенного вида деятельности, физических показателей и повышающих (понижающих) коэффициентов, отражающих степень влияния различных факторов на результат предпринимательской деятельности.

При выборе физических показателей, характеризующих определенные виды деятельности, следует исходить из того, что валовой доход организации (предпринимателя) и прогнозируемый на его основе вмененный доход должен зависеть от выбранного физического показателя и от количества его единиц. Выбор этих физических показателей может быть осуществлен либо исходя из экспертной оценки результатов предпринимательской деятельности, либо на основании анализа статистических данных. При этом на протяжении всего налогового периода должен быть обеспечен эффективный контроль со стороны государственных органов за количеством единиц выбранного физического показателя.[33, с.414]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.