Обобщая все вышесказанное малое предпринимательство, воздействует на структуру рынка и расширение рыночных отношений, прежде всего в результате изменений количества субъектов рынка, повышение квалификации и степени преобщенности все более и более широких слоев населения к системе предпринимательства и делового администрирования.
В целом надо сказать, что введение единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности предполагает реализацию государством фискальных задач в условиях хронического недобора налогов Министерством налогов и сборов. По мнению экспертов Министерства экономики Российской Федерации, это нововведение позволит увеличить налоговые поступления в бюджеты разных уровней как минимум в 5 раз. Кроме того, появление этого налога позволит значительно сократить оборот “теневого” капитала в сфере малого бизнеса, который, в основном, осуществляется в таких отраслях, как торговля, общественное питание, строительство, ремонт, транспортное обслуживание населения и другие виды платных услуг.
Однако при рассмотрении единого налога на вмененный доход нельзя ограничиться лишь фискальной стороной данного налога. Разработчики Закона о едином налоге на вмененный доход добивались, чтобы законопроект также обеспечил динамику роста налогооблагаемой базы. Увеличение сбора налогов предполагается получить не за счет роста налогового бремени, а за счет вывода из теневого сектора значительной части предприятий. Малое предприятие теперь будет платить только один налог, ставка которого не превысит 20% вмененного дохода. Единый налог включает в себя и платежи во внебюджетные фонды, которые будут осуществляться уже без участия предприятия на уровне казначейства. Это позволит предельно упростить учет.
При этом следует отметить другое важное обстоятельство: налог на вмененный доход будет регрессивным. Регрессивность его заключается в том, что после уплаты налога, задним числом его ставка не может быть скорректирована, даже если предприятие добьется значительного увеличения реально полученного дохода по сравнению с вмененным доходом. Это поощряет предпринимателей эффективнее использовать имеющиеся производственные площади, совершенствовать коммерческую деятельность.
Принятый закон, безусловно, не лишен недостатков, среди которых наиболее главным является пренебрежение принципам рыночной экономики, что проявляется в том, что малые предприятия одних отраслей подпадают под обложение единым налогом на вмененный доход, а малые предприятия других нет. В результате наносится серьезный ущерб предпринимательству за счет "выравнивания" положения предприятий с точки зрения прибыльности бизнеса.
Кроме того, следует отметить, что закон ориентирован на предприятия, которые работают только с конечным потребителем. В то же время подавляющее большинство малых предприятий кроме того что осуществляют розничную и оптовую продажу еще ведут и производство. Примером тому служат мини-пекарни, каждая из которых производит продукцию и продает ее через собственный ларек, а часть ее оптом реализует в другие магазины. При этом вмененный же доход определяется только по розничной торговле.
Еще одним недостатком закона о едином налоге на вмененный доход является то, что при его расчете используется численность сотрудников предприятия, занизив которую можно без особого труда минимизировать платеж, а за это, по существующим юридическим нормам, привлечь к ответственности уже нельзя.
Таким образом, подводя итоги, надо сказать, что Закон о едином налоге на вмененный доход содержит в себе еще много недоработок и неточностей, что безусловно будет препятствовать применению его на практике. Однако, учитывая сложности переходного периода можно допустить, что такие формы налогообложения, если они применяются временно и технологичны в уплате, стимулируют производство товаров и услуг, могут иметь право на существование.
Список использованной литературы
1. Аносова Т.Ф., Субботина Е.Е. Инвестиционная политика в Челябинской области по отношению к малому бизнесу// Вестник Челябинского университета. Сер. 8. Экономика. Социология. Социальная работа., №1, 2001 г.
2. Баженов Ю.К., Баженов А.Ю. Малое предпринимательство М.: 1999г.
3. Барковский А.Н., Ушакова Н.А. Взаимодействие предпринимательских структур стран СНГ//Проблемы прогнозирования, №2,2001 г.
4. Береснева А.В. Роль малого бизнеса в развитии экономики -ЭКО№8,2000г.
5. Братчикова Н.В. Малое предпринимательство: упрощенная система налогообложения и единый налог на вмененный доход в 2003 году// Законодательство и экономика,№11, 2002 г.
6. Герчикова И.Н. Регулирование предпринимательской деятельности: государственное и межфирменное. – М.: учеб. пособие ИНФРА – М , 2000г.
7. Гражданский кодекс РФ.
8. Емельянова Л.В. Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности// Налоговый вестник, №9, 2001 г.
9. Кольцова Т.А., Мишенина М.С. Налогообложение субъектов малого предпринимательства// Финансы, №8, 2002 г.
10. Кузнецова Л.Ю. Проблема дифференциации статуса предпринимателя в учете// Вопросы статистики№1, 2002 г.
11. Кузнецова Н.А., Басалаева Е.В. Особенности налогообложения в малом бизнесе//Финансы, №11. 2001 г.
12. Кузнецов Н.Г., Чернышева Н.И. Оптимизация системы единого налога на вмененный доход// Финансы, №6. 2001 г.
13. Лапуста М.Г. Предпринимательство: уч. пособие.- М.:ИНФРА- М, 2002г.
14. Лебедева С.Ю. Регулирование и поддержка малого и среднего предпринимательства в ЕС и России// Менеджмент в России и за рубежом, №1, 2001 г.
15. Макинтайр Р. Малые предприятия в экономике переходного периода: анализ проблем и экономическая политика// Экономическая наука современной России, №1, 2002 г.
16. Мамбеталиев Н.Т., Бобоев М.Р. Налогообложение малого предпринимательства в государствах – членах ЕврАзЭС// Налоговый Вестник, №2, 2002 г.
17. Муравьев А.И. и др. Малый бизнес: экономика, организация, финансы.- М.: 1999г.
18. О налогообложении малых предприятий// Бухгалтерский учет, №19, 2002 г.
19. Орлов О. Перспективы развития малого предпринимательства в России// Вопросы экономики, №7, 2002г.
20. Орлов О. Малое предпринимательство в России: развитие или стагнация?// Вопросы экономики, №10, 2001 г.
21. Пудов А.Н. Субъекты малого предпринимательства и оплата ЕСН// Пенсия, №9, 2002г.
22. Рагимов С.Н., Единый налог на вмененный доход в свете нового законодательства// Финансы, №12, 2002 г.
23. Рагимов С.Н., Петров Б.В. Современные проблемы развития малого предпринимательства в России// Финансы, №11, 2001 г.
24. Российская газета, №20, 2000г.
25. Рыбина М.Н. Основные этапы становления малого предпринимательства в условиях современных радикальных рыночных реформ в России// Менеджмент в России и за рубежом, "2, 2001г.
26. Трофимов А.А. Поможем малому предпринимательству// Финансы, №12, 2001 г.
27. Трубников А.А. Налогообложение индивидуальных предпринимателей в 2001 году// Бухгалтеский учет, №18, 2001 г.
28. Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для организаций – субъектов малого предпринимательства/ Состав. О.В. Крат.- М.: Экзамен, 2002 г.
29. Шеховцов А. Законодательство и развитие малого бизнеса в регионах// Вопросы экономики, №4, 2001 г.
30. Шестоперов О. Современные тенденции развития малого предпринимательства в России // Вопросы экономики, № 4, 2002г.
31. Эффективность поддержки малого предпринимательства//Вопросы экономики,№7,2002г.
32. Юкша Я.А. Хозяйственные общества в России в начале XXI века// Юрист, №10, 2002 г.
33. Закон Челябинской области от 28 ноября 2002 г. N 113-ЗО "О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" (с изменениями от 27 февраля 2003 г.)
34. Закон РФ от от 27 февраля 2003 г. № 141-ЗО «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» Закон РФ от29.05.2002 № 57ФЗ
35. Глава 262 "Упрощенная система налогообложения" НК РФ
36. Закон РФ от 27.12.91 № 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (в ред. от 31.12.2001).
37. Федеральный закон от 29.12.95 № 222-ФЗ "Об упрощенной системе, налогообложения учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства"
38. Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (в ред. от 29.05.2002г.)
39. Конституция СССР, 1992 года
40. Закон«Обиндивидуальнойтрудовой деятельности» от 1986 г.
41. Закон «О государственном предприятии» (распространенный на все предприятия с 1989 года)
42. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о создании совместных предприятий с участием иностранного капитала, принятые 1987 год).
43. Постановление СМ СССР № 790 «О мерах по созданию и развитию малых предприятий» от 08.08.1990г
44. Постановление СМ и Правительства РФ «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от 11.05.1993 г. № 446
45. Указ Президента РФ «О кадровом обеспечении экономических реформ» № 272 от 22.02.1993 г.
46. Приказ федеральной службы занятости России «Об утверждении положения о порядке работы органов службы занятости с безработными гражданами, желающими организовать собственное дело в условиях выдачи им субсидий» № 37 от 30.03.1993 г.
47. Постановление Правительства РФ от 29.04.1994 г. № 409 «О мерах по государственной поддержке малого предпринимательства в РФ на 1994-1995 гг.»
48. Указ Президента РФ «О некоторых вопросах налоговой политики»№ 1004 от23.05.1994г.
49. Постановление Правительства РФ «О сети региональных агентств поддержки малого бизнеса» от 29.12.1994 г. № 1434
50. «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ», принятого в развитии Федерального закона от 14.06.1995 года № 88-ФЗ
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15