Рефераты. Международная миграция рабочей силы

Международными стандартами предусматривается также возможность для трудящихся-мигрантов получить образова­ние или повысить квалификацию в стране пребывания. Так, в Рекомендациях МОТ для мигрантов оговаривается равный с гражданами принимающей страны доступ к получению обра­зования.

Конвенция МОТ, принятая в 1962 г., гарантирует равнопра­вие граждан стран пребывания и иностранцев или лиц без граж­данства в области социального обеспечения. Государства, при­нявшие настоящую Конвенцию, обязуются соблюдать по отно­шению к гражданам любого другого государства, подписавшего данную Конвенцию, равенство в социальном обеспечении неза­висимо от срока пребывания в стране. При этом принятые обя­зательства по желанию сторон могут предусматривать одну или более социальных гарантий: медицинское обслуживание, пособие по инвалидности в случае потери трудоспособности, пенси­онное обеспечение, пособие по временной нетрудоспособности, пособие по безработице и т.п.[5]

Согласно Конвенции МОТ 1975 г., государства должны выявлять на своей территории нелегальную миграцию и прини­мать необходимые меры по ее сокращению. Конвенция содер­жит требования, предъявляемые государствам в отношении ра­венства в образовании, занятости, социального обеспечения, участия в профсоюзах и прочих гражданских прав и социальных гарантий для лиц, находящихся на территории государства на законном основании в качестве трудящихся-мигрантов или чле­нов их семей.

Наконец, в Конвенции МОТ, одобренной в 1982 г., изложена международная система сохранения прав трудящихся-мигрантов в области социального обеспечения. Назначение данной Кон­венции – координация национальных систем социального обеспечения с учетом различий в уровнях развития отдельных стран.

Ратификация заинтересованными государствами междуна­родных конвенций, регламентирующих процесс трудовой миграции, является необходимым условием для их осуществления.



3. Иммиграционная политика стран-импортеров трудовых ресурсов


Страны-импортеры трудовых ресурсов, которые постоянно испытывают потребности в привлечении рабочей силы, свою иммиграционную политику основывают прежде всего на мерах регулирования численности и качественного состава прибываю­щих трудящихся-мигрантов.

В качестве инструмента регулирования численности исполь­зуется показатель иммиграционной квоты, который ежегодно рас­считывается и утверждается в стране-импортере. При определе­нии квоты учитываются потребности страны в иностранной ра­бочей силе и по отдельным категориям привлекаемого населе­ния (половозрастным группам, образованию и т.п.), а также принимается во внимание состояние национальных рынков тру­да, жилья, политическая и социальная обстановка в стране-импортере.

Иммиграционная квота может быть распределена в опреде­ленной пропорции между различными категориями иммигран­тов. Например, в США в 1995 г. было принято следующее рас­пределение иммиграционной квоты: 71% – родственники граж­дан США, 20% – специалисты, в которых нуждаются США, и 9% – прочие группы иммигрантов. Новый закон об иммигра­ции, принятый в США в 1996 г., существенно расширил разме­ры квоты для иммигрантов, но и ужесточил требования к их ка­чественным характеристикам[6].

Качественный состав трудящихся-иммигрантов регулируется в принимающих странах путем использования различных мето­дов (в целях определения групп иммигрантов, для которых пре­дусмотрены преференции, в части первоочередного получения въездной визы).

О высоких требованиях к качеству прибывающей рабочей силы свидетельствует необходимость прохождения процедуры признания имеющихся у мигранта документов об образовании или профессиональной подготовке, а также имеющегося опыта работы по специальности. Возрастной ценз является одним из распространенных критериев отбора иммигрантов. Шансы полу­чить разрешение на въезд в страну выше у более молодых пре­тендентов.

Национальность иммигранта является качественным призна­ком, дифференцированным в зависимости от национального состава принимающей страны и учитываемым для обеспечения, например, в США национального равновесия.

К числу других требований, предъявляемых к качеству рабо­чей силы, относят:

• требование хорошего состояния здоровья у прибывающего мигранта (характерно для ряда скандинавских стран и США);

• дополнительные профессиональные требования, относя­щиеся к ряду специальностей или профессий (в США, на­пример, иностранный программист должен владеть приня­тыми в стране программными средствами, быть знакомым с соответствующими компьютерными системами);

• ограничения личностного и психологического плана. Так, например, претендент на получение гражданства ЮАР должен иметь «добрый характер». В США издавна огра­ничен въезд для представителей любой из партий тотали­тарного типа.

Значение того или иного качественного признака при отбо­ре иммигрантов не является постоянным и может меняться в пользу других приоритетов. Вместе с тем по ряду важнейших характеристик, таких, как возрастной ценз, наличие трудового сертификата, обладание определенной профессией и профес­сиональной подготовкой, требования достаточно устойчивы во времени.

Селективность миграционной политики стран-импортеров выражается также в предоставлении льгот отдельным категориям мигрантов с целью их привлечения в страну. Так, приоритетным правом получения разрешения на иммиграцию пользуются биз­несмены, предполагающие открыть дело в стране пребывания.

Одной из целей иммиграционной политики является защита национального рынка труда от неконтролируемого притока ино­странной рабочей силы. Для осуществления этой цели государ­ства-импортеры применяют меры, направленные на сокращение или предотвращение иммиграции, а также на сокращение ино­странной рабочей силы в стране пребывания. Например, в США одновременно с ужесточением политики по отношению к неле­гальным иммигрантам законодательством предусмотрено право на легализацию для части иностранцев, без разрешения находя­щихся в стране, что является гуманным актом и свидетельствует о демократических тенденциях в осуществлении иммиграцион­ной политики. Многие страны-импортеры рабочей силы при­няли и реализуют государственные программы стимулирования репатриации официально зарегистрированных иностранцев, в которых преобладают экономические (а не административные) стимулы (предоставление материальной помощи и возможности приобретения профессии и т.п.)



4. Эмиграционная политика стран-экспортеров трудовых ресурсов


Международная организация труда так определила цели эмиграционной политики стран-экспортеров: эмиграция трудо­вых ресурсов должна способствовать сокращению безработицы, поступлению от трудящихся-эмигрантов валютных средств, ко­торые используются для сбалансированности экспортно-импортных операций; эмигрантам за рубежом должен быть обеспечен соответствующий жизненный уровень; требование возвращения на родину эмигрантов сочетается с приобретением последними в зарубежных странах профессий и образования.

Современная международная трудовая миграция характери­зуется активизацией и ростом влияния стран – экспортеров ра­бочей силы, которые применяют различные методы и средства для достижения целей эмиграции, а именно:

• методы и средства защиты интересов государства-экспортера трудовых ресурсов путем регулирования масштабов эмиграции и качественного состава эмигрантов, выезжающих за пределы страны. Большинство государств демонстрируют своей эмиграционной политикой уважение прав своих граждан на сво­бодное перемещение. Некоторые страны проводят политику сдерживания эмиграции, особенно в отношении высококвали­фицированных специалистов и при нехватке квалифицирован­ной рабочей силы, а также при неблагоприятной демографиче­ской ситуации;

• методы использования эмиграции в целях обеспечения ре­сурсами экономики страны путем привлечения валютных средств трудящихся-мигрантов. Для этого в национальных банках откры­вают эмигрантам валютные счета под более высокую процентную ставку, создают им выгодные условия использования своих ва­лютных средств для приобретения товаров и производственного оборудования и т.д. Ряд государств прямо обязывает трудящихся-эмигрантов переводить в страну происхождения значительную (иногда дифференцированную по категориям) долю полученной за границей заработной платы. Государство привлекает также средства частных посреднических организаций, занимающихся трудоустройством граждан за границей путем введения обязатель­ных вкладов и страховок;

• методы и средства по защите прав трудящихся-эмигрантов путем использования двусторонних соглашений и контрактной формы найма рабочей силы для работы за границей, которая при­звана обеспечить определенные экономические и социальные га­рантии (по заработной плате, оплате проезда, жилью, продоволь­ственному обеспечению и медицинскому обслуживанию и т.д.), а также путем организации учреждений, фондов, представительств, назначения специальных должностных лиц и т.п. в целях контро­ля за выполнением условий международных соглашений по тру­довой миграции, решения спорных вопросов в стране пребывания мигрантов и соблюдения их основных прав.

В посольствах и представительствах некоторых стран за ру­бежом назначаются атташе по труду, которые призваны обеспе­чивать защиту прав трудящихся-мигрантов, в том числе разре­шение спорных вопросов при их размещении, ведение перего­воров с работодателями.

Заслуживает внимания опыт создания специальных фондов, в задачи которых помимо контроля за соблюдением прав трудя­щихся-мигрантов и членов их семей входит накопление средств (фонда благосостояния), предназначенных для обеспечения ме­дицинского обслуживания, жилищного строительства, расшире­ния сети школ и т.п. возвращающихся на родину мигрантов;

• меры, способствующие как защите государственных инте­ресов, так и прав и свобод трудящихся-мигрантов.

Государство стремится выработать такой механизм регулиро­вания миграции, который позволял бы совмещать защиту госу­дарственных интересов и его граждан. Одним из инструментов реализации данной задачи является введение порядка обязатель­ного государственного лицензирования деятельности по найму граждан для работы за границей. Цель лицензирования – наде­ление правом посредничества при трудоустройстве за границей только тех организаций, которые обладают достаточными зна­ниями, опытом работы, располагают надежными международ­ными связями и способны нести материальную и юридическую ответственность за результаты своей деятельности;

• меры, направленные на взаимную защиту интересов стран-экспортеров и стран-импортеров трудовых ресурсов (например, при проведении политики сдерживания масштабов миграции, нелегальных перемещений, стимулирования возвра­щения мигрантов на родину).

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.