Рефераты. Международная миграция рабочей силы

На практике встречается еще один, пятый вариант тру­довой миграции: из развитых в развивающиеся или пере­ходные экономики. Однако количество мигрантов, выбира­ющих это направление, невелико и представлено в основ­ном персоналом ТНК, занятым в филиалах и дочерних ком­паниях, членами различных благотворительных организаций и фондов, а также искателями приключений и авантю­ристами. Среди центров притяжения мигрирующей рабо­чей силы самым значительным, существующим уже по крайней мере три столетия, является Северная Америка (США и Канада). По данным американской статистики, на протяжении 90-х гг. в США ежегодно въезжало более 1 млн иммигрантов при официально установленной квоте 675 тыс., из которых 140 тыс. чел. приходится на трудовую миграцию. Другим "магнитом" для мигрантов выступают страны Европейского Союза. На их долю приходится более четверти всего совокупного оборота иностранной рабочей силы. Лидеры в этом регионе – Франция (8% иностранцев в населении страны) и Германия (7,5%). Кроме них, в За­падной Европе крупными принимающими государствами яв­ляются Великобритания, Бельгия, Нидерланды, Швеция, Австрия. Третьим мировым центром трудовой миграции счи­тается Австралия, правительство которой крайне обеспо­коено низкой плотностью населения на подавляющем боль­шинстве территории страны, а также возрастанием в его структуре доли китайского этноса. Отсюда провозглашен­ный Канберрой комплекс мер по стимулированию пересе­ления в эту страну-континент представителей белой расы, преимущественно женщин в фертильном возрасте (т. е. спо­собных создавать семью и иметь детей).

Наконец, следует упомянуть и о таком важном центре миграции, как Израиль, который прилагает усилия по воз­вращению на историческую родину всех евреев с целью вы­живания в иноязычной и часто враждебной этно-религиозной среде арабского мира. И хотя миграция евреев на "Зем­лю обетованную" носит в целом политическую мотивацию, экономический аспект в ней также присутствует, о чем сви­детельствует высокая интенсивность потока мигрантов в Израиль из стран с худшим уровнем жизни.

За последние два десятилетия появились новые регио­нальные центры притяжения мигрантов. Среди них выде­ляются страны Персидского залива (Саудовская Аравия, Катар, Кувейт, Бахрейн, Объединенные Арабские Эмира­ты) и новые индустриальные страны в Латинской Америке (Аргентина, Бразилия, Мексика) и Азии (Индонезия, Ма­лайзия, Сингапур, Тайвань). На Африканском континенте "полюсом" притяжения мигрантов стала ЮАР, а на про­странстве СНГ – Россия. При этом наша страна выступает экспортером рабочей силы для "дальнего зарубежья" (сред­негодовые темпы трудовой эмиграции – 10 тыс. чел.) и од­новременно ее импортером из государств Содружества – особенно Украины, Белоруссии, Молдавии, Казахстана (сред­негодовые темпы трудовой иммиграции – 300-500 тыс. чел.).


1.3. Виды международной трудовой миграции


Чтобы разобраться в структуре международного миг­рационного оборота, необходимо установить виды трудо­вой миграции, классификация которых может проводиться в зависимости от различных критериев. Наиболее признан­ными из них являются следующие:

• по продолжительности – временная, возвратная (се­зонная) и постоянная, безвозвратная (т. е. выезд на посто­янное место жительства в другую страну);

• по социальному составу – неквалифицированные ра­бочие, средний технический и сервисный персонал, студен­ты (в период каникул), специалисты, деятели науки, куль­туры и спорта, предприниматели);

• по характеру – прямая и косвенная (внутрифир­менная в рамках ТНК);

• по форме трудового соглашения – индивидуальная и коллективная);

• по типу статуса в принимающей стране – ассими­ляционная (с последующим предоставлением вида на жи­тельство, а затем и гражданства/подданства) и неасси­миляционная.

Международная статистика свидетельствует, что пока основную часть трудящихся-мигрантов составляют малоква­лифицированные рабочие, занятые на производстве и в сельском хозяйстве. Вместе с тем постоянно возрастает по­ток мигрирующих специалистов, т. е. рабочей силы высокой квалификации, занятой на престижных и высокооплачива­емых должностях в структурах ТНК. Кроме того, с каж­дым годом усиливается мобильность женщин и молодежи, особенно в границах интеграционных объединений типа ЕС.

С возрастанием объемов миграционных потоков в международных экономических отношениях их воздействие на экономику принимающих и направляю­щих государств становится все более ощутимым. Поэтому представляется крайне важным рассмотреть проблему ми­рового рынка рабочей силы под этим углом зрения.


2. Международно-правовые основы международной  миграции рабочей силы


Учитывая, что правительство каждой страны суверенно в своем праве определять направления и цели миграционной по­литики, при разработке комплекса мер, регулирующих процессы внешней трудовой миграции, признано целесообразным и необ­ходимым условием придерживаться определенных правовых норм и стандартов, закрепленных в документах международных организаций. Ратифицируя международные конвенции, страны, регламентирующие процесс трудовой миграции, признают при­оритет норм международного права над национальным законо­дательством, что имеет важное значение как для самой страны с точки зрения ее интеграции в мировое сообщество, так и для мигрантов, чьи права за рубежом существенно расширяются и нуждаются в защите.

Важная особенность международной миграции рабочей силы состоит в том, что регулирование данного процесса осуществля­ется двумя (или более) субъектами, воздействующими на разные стадии перемещения населения и преследующими зачастую не­совпадающие интересы. Если страна-импортер рабочей силы в большей степени отвечает за прибытие и использование мигран­тов, то в функции страны-экспортера рабочей силы в большей степени входит регулирование оттока и защита интересов ми­грантов за рубежом.

Во многих аспектах интересы стран-экспортеров и импор­теров рабочей силы оказываются тесно переплетенными. Право­вое выражение взаимной заинтересованности стран, прини­мающих и направляющих мигрантов, осуществляется в форме двух- или многосторонних международных соглашений по вопросам миграции. Согласно Программе действий, принятой в 1976 г. на Всемирной конференции по занятости в рамках МОТ (Между­народный организации труда), организация набора рабочей си­лы должна производиться на базе двух- или многосторонних соглашений, разработанных на основе изучения экономических и социальных потребностей стран-экспортеров и импортеров рабочей силы[3].

В настоящее время значительное число учреждений и орга­низаций, прежде всего в рамках ООН, а также региональных группировок занимаются проблемами, связанными с миграцией населения и трудовых ресурсов.

Так, Комиссия ООН по народонаселению располагает соот­ветствующим фондом, часть которого используется на субсиди­рование национальных программ в области миграции населения. Деятельность МОТ в качестве одной из целей предусматривает регулирование миграции населения. Ряд международных дого­воров, принятых ВОЗ (Всемирной организацией здравоохране­ния), содержит специальные нормы, которые касаются физиче­ского состояния трудящихся-мигрантов. В конвенциях ЮНЕСКО имеются положения, направленные на улучшение образования трудящихся-мигрантов и членов их семей. Возрастает роль Ме­ждународной организации по миграции (MOM), целью которой является обеспечение упорядоченной и плановой международ­ной миграции, ее организация, обмен опытом и информацией по указанным вопросам. В Западной Европе деятельностью, свя­занной с обеспечением и защитой прав трудящихся мигрантов, занимается Межправительственный комитет по вопросам ми­грации (СИМЕ).

Соответствующие документы международных организаций имеют большое значение применительно к национальному за­конодательству, поскольку при формировании национальной политики в области внешней трудовой миграции должны быть учтены требования международных конвенций.

Одной из основных идей Конвенции МОТ о трудящихся-мигрантах  является признание государствами, ратифици­рующими данный документ, равенства в отношении мигрантов независимо от их национальности, расовой принадлежности, религии, пола и т.п.[4] Конвенция содержит статьи, направленные на регулирование условий, при которых трудящиеся-мигранты будут иметь равные с гражданами принимающего государства права в вопросах, определенных Конвенцией. Защита прав тру­дящихся-мигрантов обеспечивается:

• организацией бесплатных служб для помощи мигрантам и обеспечения их необходимой информацией (ст. 2);

• принятием мер против недостоверной информации и пропаганды в отношении вопросов, касающихся имми­грации и эмиграции граждан (ст. 3);

• принятием мер, облегчающих все стадии миграции: отъ­езд, перемещение и прием мигрантов (ст. 4);

• организацией соответствующих медицинских служб (ст. 5);

• разрешением переводить на родину заработок и сбереже­ния трудящихся-мигрантов (ст. 9).

Два приложения к Конвенции касаются найма, размещения и условий труда мигрантов, еще одно – вопросов ввоза мигрантами личного имущества, рабочих инструментов и оборудования. В приложении 1, в частности, указывается, что посреднической дея­тельностью по трудоустройству мигрантов могут заниматься:

• наниматель или лицо, находящееся у него на службе и действующее от его имени, при наличии разрешения от компетентных властей и под их контролем;

• частное агентство, получившее на это предварительное разрешение компетентных властей территории, на кото­рой данные операции будут производиться, при соблюде­нии условий и в тех случаях, которые могут быть преду­смотрены либо законодательством данной территории, либо соглашением между компетентными органами при­нимающей и направляющей стран.

В данной Конвенции также указывается, что лицо или орга­низация, способствующие незаконной миграции, подлежат со­ответствующему наказанию. В ней подчеркивается также необ­ходимость письменного оформления трудовых контрактов и со­блюдения права трудящихся-мигрантов на получение данных документов с указанием сроков найма, условий и содержания труда и уровня его оплаты.

Документы МОТ провозглашают равенство мигрантов с граж­данами страны пребывания также и в уровне минимальной зара­ботной платы, а в тех странах, где это предусмотрено националь­ными законодательствами, – возможность участвовать в процеду­рах по установлению размера заработной платы. При этом огова­ривается, что заработная плата трудящимся-мигрантам должна выплачиваться регулярно и наличными деньгами.

Статья 9 Конвенции № 97 закрепляет право трудящегося-мигранта на свободный перевод полученных валютных средств на родину.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.