Рефераты. Малоотходные и безотходные технологии

В Российской Федерации ежегодно образуется около 7 млрд. тонн отходов, при этом вторично используются только 2 млрд. тонн, т. е. около 28%. Из общего объема используемых отходов около 80% — вскрышные породы и отходы обогащения — направляется для закладки выработанного пространства шахт и карьеров; 2% — находят применение в качестве топлива и минеральных удобре­ний, и лишь 18% (360 млн. т.) используются в качестве вторич­ного сырья, из них 200 млн. т. в стройиндустрии.

На территории страны в отвалах и хранилищах накоплено около 80 млрд. т. твердых отходов, при этом изымаются из хозяйственного оборота сотни тысяч гектаров земель; сконцент­рированные в отвалах, хвостохранилищах и свалках отходы яв­ляются источниками загрязнения поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, почв и растений.

Особую тревогу вызывает накопление в отвалах и свалках токсичных и экологически опасных отходов, общее количество которых достигло 1,6 млрд. т., что может привести к необратимо­му загрязнению окружающей среды. В России ежегодно образуется около 75 млн. т. высокотоксичных отходов, из них перерабатывается и обезврежи­вается лишь 18%.

Общая площадь организованных хранилищ для токсичных отходов составляет 11 тыс. га, при этом не учитываются неор­ганизованные хранилища и свалки, на которые, по некоторым данным, вывозится около 4 млн. т. высокотоксичных отходов.

Следует также выделить проблемы, связанные с образова­нием твердых бытовых отходов (ТБО) и осадков сточных вод. Ежегодно в Российской Федерации образуются 140 млн. м3 ТБО. Около 10 тыс. га дефицитных пригородных земель отчуждены для размещения полигонов ТБО, не считая множества «диких» свалок. Проблема переработки ТБО в России практически не решается, общая мощность мусороперерабатывающих и мусоросжигающих заводов составляет около 5 млн. м3/год, т. е. всего 3,5% общего объема образующихся ТБО.

Суммарное годовое количество осадков сточных вод состав­ляет 30—35 млн. м3, или в пересчете на сухое вещество — 3-3,5 млн. т.; они разнообразны по качественному составу и свойст­вам и содержат значительные количества ионов тяжелых метал­лов, токсичных органических и минеральных соединений, нефте­продуктов. На подавляющем большинстве очистных сооружений не решены вопросы удаления и переработки образующихся осад­ков, что приводит к бесконтрольному сбросу жидких токсичных отходов в водные объекты.

Большая доля загрязнения окружающей среды — неорганизо­ванные свалки вокруг садовых кооперативов и дачных участков. Во многих городах в каждом дворе, вокруг каждого дома образовались огромные «залежи» не убираемых и гниющих месяцами бытовых отходов. В ряде городов случайно были обнаружены подземные озера масел, дизельного топлива. Около Курской нефтяной базы на глубине 7 м обнаружено «месторождение» дизельного топлива и бензина объемом около 100 тыс. т, занимающее площадь до 10 га. Аналогичные «месторождения» найдены в Туле, Орле, Ростове и на Камчатке.

От неучтенных сбросов гибнут малые реки, особенно в Кал­мыкии, Башкирии, Белгородской, Воронежской, Саратовской, Челябинской, Вологодской областях.

Все эти примеры можно отнести к неучтенным загрязнениям окружающей среды — это хроническая экологическая бесхозяйст­венность. Если условно принять за 100% общий экологический беспорядок, то значительная его часть — 30-40% приходится на последствия местной бесхозяйственности. Это огромный резерв улучшения сферы обитания человека.

Проблема переработки скапливающихся отходов становится в современных условиях одной из первоочередных проблем, ко­торые необходимо решать немедленно для сохранения окружаю­щей среды и своего собственного здоровья.

V.        ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА «ОТХОДЫ».

1.     Общие положения.

В целях реализации норм и положений Закона «Об охране окружающей природной среды» Министерством охраны окру­жающей среды и природных ресурсов разрабатывается Россий­ская Государственная программа «Отходы». Основная цель этой программы состоит в обеспечении одного из условий экологиче­ски безопасного развития страны: стабилизации, а в дальнейшем сокращении загрязнения окружающей среды отходами и эконо­мии природных ресурсов за счет максимально возможного вто­ричного вовлечения отходов в хозяйственный оборот.

Программа предусматривает решение следующих задач:

·        снижение объемов образования отходов на основе внедрения малоотходных и безотходных технологий;

·        сокращение на основе применения новых технологических решений видов и объемов токсичных и опасных отходов;

·        повышение уровня использования отходов;

·        эффективное использование сырьевого и энергетического по­тенциала вторичных материальных ресурсов;

·        экологически безопасное размещение отходов;

·        целенаправленное распределение финансовых и иных ресурсов на удаление отходов и их вовлечение в хозяйственный оборот.

Программа должна предусмотреть единую научно обоснован­ную систему формирования и реализации федеральной, регио­нальных и отраслевых программ, охватывающих комплексное решение проблемы на различных уровнях управления. По отходам, переработка которых требует создания регио­нальных специализированных предприятий или объемы образо­вания которых таковы, что предприятия не могут самостоятель­но решить проблему использования отходов, разрабатываются региональные программы.

Отраслевые министерства и ведомства разрабатывают науч­но-техническую политику в области снижения объемов образова­ния отходов и повышения уровня их использования по обез­вреживанию отходов на предприятиях этих отраслей, а также соответствующие научно-технические и экологические програм­мы и участвуют в разработке и реализации федеральной и реги­ональных программ.

Реализация Государственной программы «Отходы» предус­матривается до 2010 г.

В концепции определены цели, задачи и структура програм­мы, а также задания, необходимые для ее разработки и реа­лизации.

2.     Информационное обеспечение.

Своевременное информацион­ное обеспечение программы — это одно из важнейших условий ее успешной разработки и реализации.

В Российской Федерации отсутствует единая информа­ционная система по отходам. Такая информация частично соде­ржится в статистической отчетности, а также в экологических паспортах пред­приятий. Однако зачастую эти паспорта не заполняются и не всегда отражают истинное экологическое состояние предпри­ятий. В некоторых отраслях промышленности и в регионах раз­работаны и функционируют автоматизированные банки данных по отдельным видам отходов. Однако отсутствие единой систе­мы накопления информации и обмена ею, а также координации деятельности указанных банков снижает их информационную ценность, приводит к дублированию информационных докумен­тов и не позволяет обеспечить полное информационное обслужи­вание.

В целях повышения эффективности информационного обес­печения программы должны быть разработаны система единого государственного информационного банка «Отходы» и ее струк­тура, включающая создание информационных систем на уровне предприятия, региона, отрасли и Российской Федерации в це­лом. Информационный банк должен содержать сведения об отходах, технологиях, оборудовании и эффективности перера­ботки, сведения об отечественном и зарубежном научно-тех­ническом потенциале, о проводимых и внедренных НИР и ОКР, о конъюнктуре отечественного и зарубежного рынка вторичного сырья и пр.

Создание единой информационной системы предполагается осуществлять по следующим основным направлениям: научно-методическое обеспечение системы, формирование специализированных банков и справочно-информационное обес­печение потребителей.

3.     Научно-методическое обеспечение системы.

Заключается в раз­работке документов, определяющих организационно-функцио­нальную структуру системы, основные принципы и направления ее развития, а также комплекса нормативно-технических и мето­дических документов, обеспечивающих техническую и языковую совместимость и взаимодействие подсистем.

В состав специализированных банков должны входить:

·        банк сведений по полигонам, хранилищам, отвалам и другим местам хранения и захоронения отходов;

·        банк внедренных технологий и оборудования по переработке отходов;

·        банк отечественных и зарубежных НИР и ОКР;

·        банк патентно-информационных документов;

·        банк сведений об отечественных и зарубежных фирмах, пред­приятиях и организациях, занятых вопросами сбора, переработки и реализации отходов;

·        банк сведений о конъюнктуре отечественного и международ­ного рынков отходов.

Банк отходов должен содержать сведения об объемах отходов и источниках их образования, об объемах и направлениях их использования, лимитах размещения и размерах платежей, о физико-химических свойствах и классах токсичности, сведения о полигонах, шламо- и хвостохранилищах, свалках, объектах раз­мещения и уничтожения отходов на уровне предприятий, регио­нов и в целом по России.

Основой формирования информационного банка отходов могут служить данные действующих форм статистической отчетности, данные эко­логических паспортов предприятий, а также данные инвентаризации токсичных отходов пред­приятий.

Банк внедренных технологий и оборудования по переработке отходов должен содержать данные об основных технико-эконо­мических показателях производств, сведения об организациях-разработчиках и предприятиях, внедривших разработки, с указа­нием их адресных данных и года внедрения разработки.

Банк отечественных и зарубежных НИР и ОКР должен содер­жать сведения об организациях-разработчиках и сроках выполне­ния работ, о проектных технико-экономических показателях и стадиях разработок.

Банк патентно-информационных документов, характеризую­щих научный потенциал в области удаления отходов, должен содержать сведения об авторах разработки, ее сущности, новизне и источнике информации.

Банк сведений об отечественных и зарубежных фирмах, пред­приятиях и организациях должен содержать сведения о направле­нии их деятельности, научном и финансовом потенциалах, а также данные, характеризующие выпускаемую ими продукцию, адресные данные и пр.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.