В первом случае это дает правоохранительным органам значительные возможности для предупреждения правонарушений, а во втором ‑ способствует быстрому и полному раскрытию совершенного преступления. Кроме того, зная определенный круг лиц, совершающих ранее преступления определенным способом и при определенных условиях, можно с большой вероятностью предполагать, что при наличии соответствующих обстоятельств данные лица применят аналогичный способ.
Условия, непосредственно влияющие на выбор расхитителями способа хищения, его маскировки, нередко невозможно устранить, поскольку они объективно зависят от несовершенства существующей технологии производства наркотических средств и системы документального оформления отдельных производственных операций, недостаточной строгости правил учета, хранения, уничтожения и использования наркотиков в медицинских и иных учреждениях и т.д. В связи с этим очевидно, что способы совершения хищений, которым воспользуются расхитители на различных предприятиях, занимающихся аналогичными операциями с наркотиками, повторяют друг друга. Поэтому изучение и использование сведений о конкретных способах хищения наркотиков, выявление обстоятельств и условий, способствующих этим преступлениям, позволяют установить производственные участки, на которых возможна утечка наркотических средств, а нередко и конкретный круг лиц, которые могут быть причастны к совершению этих преступлений.
Вопрос 2. Организация получения информации о состоянии
оперативной обстановки на объектах оперативного обслуживания
Работа по организации оперативного обслуживания начинается с того, что сотрудник оперативного подразделения, получивший в оперативное обслуживание отрасль (зону, линию работы) должен знать, сколько и каких предприятий (учреждений, организаций) находится на обслуживаемой территории. Далее сотрудник приступает к анализу состояния оперативной обстановки. В общем плане в содержание оперативной обстановки включаются следующие группы факторов:
- географические;
- климатические;
- экономические;
- социально-демографические;
- криминогенные;
- наличие оперативно-розыскных и иных сил и средств, которыми располагает субъект анализа.
Указанная совокупность характеристик используется в основном управленческими структурами. Для оперативного состава правоохранительных органов, как правило, необходим анализ оперативной обстановки на обслуживаемом объекте (группе объектов), территории либо линии работы. В этой связи содержание оперативной обстановки существенно сужается и включает лишь следующие факторы:
- социально-экономическая характеристика;
- криминогенная обстановка;
- силы и средства оперативного сотрудника правоохранительного органа.
В результате анализа оперативной обстановки на определенной территории сотрудник должен получить следующую информацию:
1. По социально-экономической характеристике:
- экономический потенциал (количество предприятий, учреждений, организаций, направленность их хозяйственной деятельности);
- производственные и иные связи; предпринимательская активность населения;
- положение социально слабо защищенных категорий граждан; уровень собираемости налогов;
- наличие и состояние коммуникаций и т.п.
2. По криминогенной обстановке:
- структура, уровень, динамика и удельный вес преступности;
- наличие и характер деятельности лиц, представляющих оперативный интерес;
- распространенность административных правонарушений; криминологическая характеристика лиц, совершающих правонарушения;
- состояние сохранности собственности; условия, способствующие совершению преступлений и т.п.;
3. Силы и средства оперуполномоченного правоохранительного органа:
- наличие и качественная характеристика конфиденциальных сотрудников;
- перечень субъектов, с которыми взаимодействует оперуполномоченный, и формы взаимодействия;
- техническая вооруженности оперативного сотрудника и т.д.
Выявлению и раскрытию фактов замаскированных хищений наркотикосодержащего сырья и готовых наркотических средств на предприятиях, занимающихся их изготовлением, переработкой, хранением и реализацией, способствуют изучение:
- технологии производства, порядка учета, расходования, транспортировки, хранения этих средств;
- данных в отношении материально-ответственных и иных лиц, имеющих непосредственный доступ к наркотикам, источников их материальной обеспеченности, ее соответствия получаемым доходам; образа жизни, связей, наличия судимостей и других материалов, свидетельствующих о вероятной преступной деятельности проверяемых;
- материалов ревизий хозяйственной деятельности предприятий и учреждений, рекламаций на поставки сырья и готовой продукции; других документов, касающихся производства, приобретения, хранения, уничтожения, отпуска и расходования наркотиков;
- структуры и порядка осуществления охраны предприятий, учреждений, организаций и иных объектов, осуществления пропускного режима на них;
- порядка подбора и расстановки кадров, имеющих непосредственное отношение к операциям с наркотиками.
Сотрудники подразделений правоохранительных органов при проведении оперативно-розыскных мероприятий на объектах производства и хранения наркотиков должны быть нацелены на выявление:
- наркоманов, потребителей наркотиков[4], лиц, ранее судимых за хищения государственной собственности и преступления, связанные с наркотическими средствами, среди материально ответственных и иных лиц, имеющих доступ к наркотикам;
- рецептов, выписываемых на вымышленных больных и лиц, которым не предписано медицинское потребление наркотических средств;
- случаев замены наркотиков в ампулах и иных емкостях другими средствами;
- фактов присвоения наркотиков за счет их фиктивного списания на научные исследования или лечение онкологических или других категорий больных;
- подложных документов на уничтожение наркотикосодержащих медикаментов с просроченными сроками хранения и фактов присвоения таких лекарств;
- оперативной и иной информации о появлении в незаконном обороте на обслуживаемой территории партии наркотических средств и принятие мер к установлению их количества, объемов, периодичности появления, особенностей маркировки, расфасовки, упаковки.
Таким образом, правильная организация оперативной работы на указанных объектах в целях проведения профилактических и оперативно-розыскных мероприятий не может быть обеспечена без тщательного изучения особенностей их производственной деятельности, знания контингента работающих, которым доверены операции с наркотическими средствами, состояния сохранности государственной собственности на том или ином предприятии.
Кроме вышеперечисленных предприятий, занимающихся производством, хранением, распределением и использованием наркотических средств, подразделения правоохранительных органов осуществляют оперативное обслуживание и других объектов и территорий, к которым относятся:
- акционерные общества, агропромышленные комплексы, занимающиеся культивированием конопли;
- населенные пункты, где неоднократно фиксировались незаконные посевы запрещенных к возделыванию культур;
- населенные пункты, расположенные вблизи массивов дикорастущей конопли;
- районы, прилегающие к транспортным коммуникациям, расположенным вблизи от мест культивирования либо дикого произрастания наркотикосодержащих растений;
Страницы: 1, 2, 3, 4