Рефераты. Конкуренция: теория и практика

Классический пример такого рынка – рынок сельскохозяйственной продукции. В сельском хозяйстве действует множество отдельных фермеров и не больших компаний, каждые из которых, предлагая на рынке свою продукцию – пшеницу, кукурузу, говядину, свинину и т.п., не могут оказать заметного влияния на рыночные цены на такие товары. Продукцию на таком рынке вполне обоснованно можно считать гомогенной, так как кукуруза, выращенная фермером Ивановым, мало отличается от кукурузы фермера Петрова. Ещё одним примером подобного рынка можно считать розничную торговлю компьютерными программами и компьютерными чипами. Если пролистать специализированный журнал с объявлениями о продажах таких программ и чипов, то можно убедиться, что существуют сотни и тысячи продавцов, предлагающих эти товары практически по одинаковым ценам. Причина такой согласованности очевидна: если кто-то из продавцов в такой ситуации попытается назначить более высокие цены, то он своими руками откроет двери перед покупателями в магазин своих конкурентов.

2.2       Рыночный спрос и спрос на продукцию отдельной компании

Ни одна из компаний, действующих на рынке с совершенной конкуренцией, не оказывает влияния на рыночные цены, величины которых определяются точками пересечения кривых рыночного спроса и рыночного предложения. В таких условиях предприятие должно либо назначать цену, равную рыночной, либо его предложение не будет распродано. На конкурентном рынке цена определяется, точкой пересечения кривых рыночного спроса и рыночного предложения. Так как форма и положение этих кривых зависят от всех покупателей и всех продавцов, то ни один из них не может повлиять на эту цену. Другими словами, слабые относительно всего рынка возможности отдельного участника не могут заметно повлиять на общий спрос и общее предложение на этом рынке, а, следовательно, и на рыночную цену.













Рис. 2.1 Рыночный спрос и спрос на продукцию отдельной компании


На рис. 2.1 показаны кривые рыночного спроса и спроса на продукцию отдельной компании на рынке с совершенной конкуренцией.[3] Слева представлена общерыночная кривая, в которой равновесная цена Ре определяется точкой пересечения кривых рыночного спроса и рыночного предложения. С точки зрения отдельной компании, она может продать по такой цене какое угодно количество товара, т.е. кривая спроса для совершенно конкурентной компании представляется прямой линией, параллельной горизонтальной оси координат (на рисунке справа), обозначенной Df. То, что кривая спроса на продукцию отдельной компании в этом случае является абсолютно эластичной, отражает простой факт, что попытка установить на таком рынке цену, хотя бы ненамного превышающую рыночную, приводит к невозможности продать даже одну единицу товара.

Поскольку кривая спроса на продукцию отдельной компании на рынке с совершенной конкуренцией абсолютно эластична, принятие решения о цене не вызывает никаких затруднений: необходимо поступать как все. И в этих условиях на первое место выходит определение объёма выпускаемой продукции, который должен быть таким, чтобы полученная прибыль была максимальной.

2.3       Определение цены и объёма производства

2.3.1       Краткосрочный период

Краткосрочным периодом называется промежуток времени, в течение которого количество некоторых ресурсов является величиной постоянной, или другими словами, оно фиксировано. Чтобы максимизировать прибыли в краткосрочном плане, предприятие должно принимать фиксированные ресурсы как данность (и соответственно как данность – издержки связанные с ними) и принимать решение об оптимальном объёме выпускаемой продукции исходя из возможности изменять только ресурсы, находящиеся под его контролем.

Максимизация прибыли. При совершенной конкуренции спрос на продукцию отдельной компании определяется рыночной ценой на эту продукцию, которую мы обозначим как Р. Пусть Q – объём продукции выпускаемой компанией, а общая выручка от продажи этого объёма на рынке составляет PQ.

Существует следующий способ, при помощи которого можно определить объём выпускаемой продукции, при котором конкурентная компания получает максимальную прибыль. Он показан на рис. 2.2, где представлены кривые стандартных средних издержек и предельных издержек.[4]


 












Рис. 2.2 Максимизация прибыли на рынке с совершенной конкуренцией.

Если рыночная цена Ре, то линия этой цены пересекается с кривой предельных издержек в точке, соответствующей объёму выпускаемой продукции Q*, что и является оптимальным вариантом, при котором прибыль компании максимальна. При объёмах меньших, чем Q*, цена превышает предельные издержки. Из этого следует, что, наращивая в этом случае объём выпускаемой продукции, компания может продавать дополнительные единицы продукции по цене, превышающей предельные издержки на производство этой дополнительной продукции. Таким образом, компания, которая стремится получить максимальную прибыль, не будет производить продукции ниже уровня Q*. Аналогично объёмы, превышающие значение Q*, соответствуют ситуации, при которой предельные издержки превышают цену. В этом случае сокращение продукции приведёт к большей экономии средств, чем потери в выручке от меньшего количества реализуемой продукции. И опять же компания выйдет, теперь уже с другой стороны, на уровень объёма выпускаемой продукции Q*, при котором её прибыль будет максимальной.

Заштрихованный прямоугольник на рис. 2.2 соответствует максимальной прибыли, которую может получить компания на таком рынке. Площадь этой области определяется размером оптимального объёма выпускаемой продукции Q*, умноженным на разницу [Pe-ATC(Q*)], где АТС(Q*) = TC(Q*)/Q*, т.е. средние общие издержки – это общие издержки, делённые на объём выпускаемой продукции. Таким образом, площадь рассматриваемого прямоугольника равна  что эквивалентно прибыли компании. Принято, что [Pe-ATC(Q*)] – это прибыль на единицу выпущенной продукции. Если эту единичную прибыль умножить на количество реализованных единиц, то полученный результат будет соответствовать общеё прибыли компании.

Минимизация убытков. Выше было показано, каким образом можно определить оптимальный уровень объёма выпускаемой продукции, при котором получаемая компанией прибыль максимальна. В некоторых случаях, однако, компания неизбежно несёт какие-то убытки, и поэтому требуются стратегии, при которых такие убытки в краткосрочном плане становятся минимальными. Если же такие убытки остаются и в долгосрочном плане, то с такого рынка компании лучше уйти.

Краткосрочные операционные убытки. Рассмотрим сначала ситуацию, когда какие-то ресурсы относятся к категории фиксированных. Предположим, что значение рыночной цены Ре лежит ниже кривой средних общих издержек, что и показано на рис. 2.3. В этом случае, если объём выпускаемой продукции компании равен Q* и при этом цена равна Ре=МС, её убытки составят величину, эквивалентную заштрихованной области. Однако поскольку цена превышает средние переменные издержки, каждая проданная единица продукции даёт больше дохода, чем требуется переменных издержек для производства этой единицы. Таким образом, компании следует наращивать в краткосрочном плане объём выпускаемой продукции, хотя этот процесс и будет сопровождаться увеличивающимися убытками.















Рис. 2.3 Минимизация убытков

Решения о приостановке выпуска продукции. Теперь предположим, что рыночная цена настолько низка, что лежит ниже кривой средних переменных издержек, как это показано на рис. 2.4. Если объём выпускаемой продукции компании равен Q* и при этом Ре=МС, в диапазоне возрастающих предельных издержек, это приведёт к убыткам, величина которых эквивалентна сумме двух заштрихованных прямоугольников.[5]














Рис. 2.4 Приостановка выпуска продукции

Другими словами, на каждой проданной единице товара компания будет терять

ATC(Q*) – Pe.

Если эти единичные убытки умножить на объём выпускаемой продукции, то общая величина убытков будет эквивалентно сумме двух заштрихованных прямоугольников.

Теперь предположим, что вместо того чтобы выпускать в количестве Q* единиц, компания решила приостановить производство. В этом случае её убытки будут равны постоянным издержкам, т.е. тем затратам, которые надо совершать независимо от того, работает предприятие или оно стоит. В графическом виде издержки представлены верхним прямоугольником на рисунке 2.4, а площадь этой фигуры равна         [ATC (Q*) – AVC (Q*)] Q*,

т.е. этот прямоугольник эквивалентен общим постоянным издержкам. Таким образом, если цена ниже средних переменных издержек на производство, то компании дешевле закрыть этот бизнес, чем продолжать выпускать продукцию даже при самом оптимальном варианте её объёма Q*. В обобщённом виде всё сказанное можно сформулировать в следующем принципе: чтобы получать в краткосрочном плане максимально высокие прибыли, совершенно конкурентная компания должна выпускать продукцию в объёме, находящемся на возрастающем участке кривой предельных издержек в той её точке, где выполняется условие Р=МС, и чтобы при этом . Если P < AVC, компании целесообразнее прекратить производство продукции, чтобы минимизировать убытки.

2.3.2       Долгосрочный период.

Одним из важнейших допущений, лежащих в основе теории совершенной конкуренции, является возможность свободного выхода на рынок новых участников и ухода с него действовавших там ранее компаний. Если компании получают краткосрочную прибыль, то в долгосрочном плане она становится приманкой для других компаний, которые захотят выйти на рынок этой продукции и получить там свою долю прибыли. И по мере того как в отрасли становится всё «теснее», кривая рыночного предложения смещается всё более вправо. Этот процесс показан на рис. 2.5[6] как смещение из положения S0 в положение S1, при котором равновесная цена снижается с Р0 до Р1. Это в свою очередь смещает вниз и кривую спроса на продукцию отдельной компании, что приводит к сокращению её прибыли.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.