Источник: Гальперин В.М. и др. Микроэкономика: В 2-х т. – СПб.: экономическая
школа.1997 г. Т.2., С. 13.
Характерная особенность
приведенной в таблице классификации в том, что в ней не нашлось места для
хорошо известных из англо-американской литературы типов строения рынка – рынков
совершенной и монополистической конкуренции. Это легко объяснимо.
Ведь и на том, и на другом рынке много покупателей и продавцов, и поэтому и тот
и другой могут быть отнесены к двусторонней полиполии. Разница же между ними
состоит лишь в характеристике товара, обращающегося на том или ином рынке. Если
товар однороден, то двусторонняя полиполия имеет характер совершенной
конкуренции. Если же товар неоднороден, то двусторонняя полиполия приобретает
характер монополистической конкуренции.
В 50 – 60- гг. ХХ в. гарвардские экономисты Э.
Чемберлен и Дж. Бейн предложили иную, основанную на трех поддающихся
количественной оценке параметрах, формализованную классификацию типов строения
рынка.
Э. Чемберлен предложил использовать для классификации
рынков два критерия – взаимозаменяемость товаров, предлагаемых разными
предприятиями, и взаимозависимость этих предприятий. Первый критерий может быть
представлен коэффициентом ценовой перекрестной эластичности спроса на товары,
предлагаемые предприятиями i, j:
, (1.1)
второй – коэффициентом объемной, или количественной,
перекрестной эластичности:
. (1.2)
Первый характеризует влияние
изменения цены j-го предприятия на выпуск
(продажи) i-го, второй – влияние выпуска (продажи) j-го предприятия на цену i-го. Чем
выше ценовая перекрестная эластичность (1.1), тем, следовательно, выше
однородность выпускаемых этими предприятиями товаров, тем более совершенна их
взаимозаменяемость. Чем выше объемная (количественная) перекрестная
эластичность (1.2), тем более жестка взаимозависимость предприятий. Если она
близка к нулю, каждый продавец может игнорировать реакцию конкурентов на свои
действия, сколько бы их не было на рынке и сколь близкими субститутами его
товары не были бы предлагаемые ими. Если же объемная перекрестная эластичность
высока, взаимозависимость продавцов значительна, ни один из них не может
игнорировать реакцию других на свое поведение, даже если предлагаемые на таком
рынке товары весьма неоднородны.