Рефераты. Капитальные вложения в недвижимость

Идею самоокупаемости конверсии осуществить нелегко, по­скольку:

во-первых, государственный заказ на производство оружия в экспортном исполнении составляет в некоторые годы не более 10% экспортных возможностей российских предприятий;

во-вторых, доля России в мировой торговле оружием в по­следние годы сократилась с 38 до 17%; вместо 3–4 млрд. долла­ров США поступления от продажи составляют менее 2 млрд. долл. США;

в-третьих, на рынке вооружений царит ожесточенная кон­курентная борьба.

Поэтому поиск свободных ниш на рынках вооружений не­обходимо совмещать с активным привлечением инвестиций из местных и западных источников финансирования с целью ускорения процесса перепрофилирования предприятий ВПК на выпуск гражданской продукции.

В соответствии с Законом «О конверсии» были предусмот­рены следующие статьи расходов:

• финансирование конверсируемых предприятий оборонно­го комплекса (осуществляется дотированием; прежде всего, дотируются расходы на содержание социальной сферы и уникального испытательного оборудования, не­загруженного в связи со снижением оборонного заказа);

• финансирование НИОКР гражданского назначения, вы­полняемых по государственным конверсионным про­граммам.

Отдельно финансируются две государствен­ные научно-технические программы, в которых велика роль и участие конверсируемых предприятий:

• российская государственная космическая программа;

• программа развития гражданской авиации. Технология производства на предприятиях оборонной про­мышленности опирается на мощный научно-технический по­тенциал, который располагает фундаментальными и приклад­ными исследованиями, зачастую превосходящими мировой уровень. Это создает возможность для решения проблем пере­вода производства на новый научно-технический уровень в гражданские отрасли. Поэтому инвестиции в оборонную про­мышленность могут в широком смысле способствовать модер­низации технологий во многих отраслях промышленности и сельского хозяйства, развитию коммунального хозяйства горо­дов и населенных пунктов, решению проблем оздоровления окружающей среды и переводу производств на экологически чистые технологии.


4. Производство традиционных и новых конструкционных строительных материалов и тенденции их расхода в производстве

Производство конструкционных и строительных материалов сосредоточено в нескольких отраслях промышленности – чер­ной и цветной металлургии, промышленности строительных материалов и химико-лесном комплексе.

Предстоящий цикл обновления основных фондов может стать «инвестиционным бумом» в России и вызвать положи­тельные сдвиги в производстве традиционных и новых кон­струкционных материалов. Как известно, в прежние века глав­ный конструкционный поделочный материал олицетворял век, в котором из него производились орудия и предметы труда. Че­ловечество пережило Века камня, бронзы, железа. С конца XIX века основной конструкционный материал – сталь. В се­редине XX века в экономической жизни высокоразвитых стран все большую роль стали играть новые кострукционные мате­риалы: пластмассы, синтетические волокна, синтетический каучук, легкие металлы. Новые качества приобрел камень – каменное литье, пиленые облицовочные блоки, керамика и др. В новом виде предстал древний конструкционный материал – дерево: широкое применение получили древесно-стружечные и древесно-волокнистые плиты, клеевые деревянные конструк­ции и т.д.

Изменится ли в XXI веке судьба стали? Анализ развития мирового производства стали показывает, что за двадцатилетие (с 1951 по 1970 гг.) производство стали, а также ее потребле­ние увеличились с 200 млн. почти до 600 млн. т, или в три раза. По десятилетиям прирост производства составил: с 1951 по 1960 гг.  – 80%, а за период с 1961 по 1970 гг. – 73%.

Несмотря на некоторое снижение объема производства ста­ли в СССР и за рубежом в этот период были построены новые металлургические предприятия, введены крупные металлурги­ческие агрегаты, усовершенствованы технологии, интенсифи­цированы металлургические процессы. По прогнозам специа­листов, в США, Японии, ФРГ и др. странах в перспективный период производство стали в мире возрастет.

Еще до спада производства, в 90-х гг. XX века, в СССР и в ряде других стран коренным образом изменилось соотношение

темпов роста выплавки стали и промышленного производства в целом. До первой мировой войны выплавка стали в индустриаль­ных странах росла более высокими темпами, чем промышленное производство. В период между первой и второй мировыми война­ми эти темпы были примерно равны, а после второй мировой войны темпы роста производства начали значительно отставать от темпов роста промышленности. В США выплавка стали в неко­торые годы даже снижалась, но объем производства в отраслях, потребляющих сталь, – промышленность, строительство, транс­порт, сельское хозяйство – непрерывно рос.

Причины этого экономического явления заключались в том, что снижался расход стали на единицу промышленной продук­ции и развивалось производство и применение заменителей. В машиностроении нет ни одной отрасли, в которой не наблюда­лось бы сокращение расхода металла на единицу продукции. Этому способствовали и металлурги развитием производства профилированного проката, а машиностроители – увеличени­ем доли штамповки и т.д. Например, использование толстого листа из низколегированной стали толщиной 37,5 мм вместо листа из углеродистой стали позволяет сэкономить 35% металла (по массе).

Сокращение потребления стали произошло в результате уменьшения доли железнодорожного машиностроения – весь­ма металлоемкой отрасли промышленности, а также примене­ния нержавеющих и легированных сталей, что позволило удли­нить сроки эксплуатации машин.

Процесс увеличения мощности турбин, генераторов, транс­форматоров убедительно показывает, что расход металла на единицу мощности сокращается. Резко сократился расход ме­талла в дизелестроении.

Некоторое снижение расхода стали в ряде стран объясняет­ся заменой ее алюминием, но выплавка алюминия по массе и объему составляет в развитых странах 1–3% массы и объема стали. Алюминий вытесняет главным образом медь, дерево, свинец и даже в перспективе не будет оказывать большого влияния на тенденцию замены стали другими конструкционными материалами.

Доля производства пластмасс также незначительна по срав­нению с выплавкой стали. Стоимость же пластмасс во много раз выше стоимости стали, что отражается в соотношении цен на эти материалы.

В будущем процесс замены стали алюминием, магнием, пластмассами будет происходить более интенсивно, чем в XX ве­ке. Это повлечет за собой сокращение расхода стали. Однако не следует переоценивать значение этого явления: роль стали как глав­ного конструкционного материала будет сохраняться и в XXI в.

Однако будущий век будет не только веком стали, но и алюминия, пластмасс, композиционных материалов и т.д. Вре­мя, когда один материал олицетворял собой «век», кончилось. Расширится производство сплавов различных металлов, увели­чится производство композиционных материалов.

Композиционные материалы, образованные объемным сочета­нием химически разнородных материалов с четкой границей раз­дела между ними, характеризуются свойствами, которыми не об­ладает ни один из компонентов, взятый в отдельности.

Композиционные материалы можно классифицировать по ти­пу наполнителя: волокнистые, упроченные волокнами или ните­видными кристаллами, дисперсно-упрочненные (упрочнитель в ви­де дисперсных частиц) и слоистые, полученные прокаткой или прессованием разнородных материалов. По прочности, жесткости и другим физико-химическим свойствам композиционные мате­риалы превосходят обычные конструкционные материалы.

Приведенные выше тенденции в применении традицион­ных и новых материалов выдвигают перед экономической нау­кой задачу глубокого изучения и прогнозирования развития прогрессивных направлений производства материалов для всех отраслей народного хозяйства и приоритеты инвестирования соответствующих производств.


5. Инвестиции в сферу услуг

В период перехода к рыночной экономике в России дина­мично развивалось частное предпринимательство в сфере услуг. Разгосударствление и приватизация проходили более динамич­но, чем в сфере материального производства. Торговля, общественное питание, служба быта и остальные услуги быстро приобрели новые формы экономической деятельности. Низкая капиталоемкость услуг, невысокая стоимость инвестиционных проектов, короткие сроки их реализации и высокая окупае­мость вложений снизили степень инвестиционного риска по сравнению с риском вложений в материальное производство.

Частная инициатива, активность и предприимчивость хозяй­ственных субъектов позволили найти решение инвестиционной проблемы в этой сфере. В отличие от сферы материального производства инвестирование в услуги не сдерживалось неопределен­ностью рыночных условий и перспектив, а крупномасштабное скопление финансового и торгового капитала, получение немалых прибылей облегчили инвестирование капитальных вложений. Благодаря этому доля услуги жилья в общем объеме капитальных вложений выросла с 27–28% в середине 80-х гг. до 44% в 1994 г. Это объясняется тем, что в условиях плановой экономики этот сектор развивался плохо. Потребности не удовлетворялись. Россия начинает сокращать огромный разрыв в развитии этой сферы с ведущими зарубежными странами, где объем капитальных вложе­ний достигает 60–70%.

Развитие сферы услуг идет по пути экономических реше­ний. В мелкорозничной торговле в короткие сроки возникли Отсутствовавшие ранее мелкие и мельчайшие формы ее органи­зации – палатки, лавки, киоски, павильоны легких конструк­ций и ярмарочного типа.

С помощью мелких торговцев в короткие сроки решена проблема наполнения потребительского рынка, покупатель по­лучил возможность выбора товара. В последние годы произо­шло интенсивное насыщение рынка современной информаци­онной техникой, средствами связи. Вместе с тем нужно отме­тить, что с потребительского рынка вытеснены товары отече­ственного производства, особенно большой удар нанесен сельскому хозяйству вследствие замены отечественной продук­ции импортными продовольственными товарами.

Намного ухудшились инвестиционные возможности в служ­бе быта. Большой скачок цен на услуги из-за их либерализации в 1992 г. и дальнейший рост. В последующие годы привели к резкому падению потребительского спроса на услуги службы быта и, как следствие этого, к сокращению объемов реализа­ции услуг, доходов предприятий и инвестиционных средств в сельской местности свертывается сеть предприятий или ме­няется профиль услуг.

Большую тревогу вызывает значительное сокращение инвести­ций, вызванное острейшим бюджетным дефицитом в социально-культурном направлении (образование, здравоохранение, театр, социальные услуги и т.п.). В доперестроечный период материаль­ная база этих отраслей находилась в неудовлетворительном со­стоянии, а в последнее десятилетие она заметно деградировала, что нанесло удар по социальному прогрессу страны.

В последние годы очень динамично расширяются финансо­во-кредитные учреждения. Количество коммерческих банков к началу 1995 г. достигло 2, 5 тыс., а число их филиалов превыси­ло 5 тыс., страховых фирм 2, 5 тыс., 7–8 тыс. туристических агентств. По темпам роста услуг в лидирующую группу входят инвестиционные фонды и компании, фирмы, занятые опера­циями с недвижимостью, ремонтом и реконструкцией помеще­ний, предоставляющие услуги менеджмента, маркетинга, рек­ламы, а также гостиничный бизнес, инновационные компании.

Коммерческие банки, инвестиционные компании обходятся без крупных капитальных вложений они расходуют инвести­ции преимущественно на реконструкцию и модернизацию дей­ствующего фонда нежилых помещений. Много помещений арендуется, что сокращает расходы государства на содержание, бюджет получает дополнительные средства за счет развития этой сферы. Кредитно-финансовые учреждения и фирмы дело­вых услуг лидируют в компьютеризации управленческих работ.

Таким образом, в экономике стремительно развивается сек­тор услуг, роль которого в настоящее время трудно оценить, так как наряду с положительными фактами имеются и отрица­тельные. Именно через этот сектор идет утечка финансовых ресурсов за рубеж, и вместо отечественного производителя фи­нансируется промышленность и сельское хозяйство других стран. Всему этому сектору следует повернуться к нашим про­изводителям и через кооперативные формы организовать кон­куренцию импортным товарам нашими товарами, гарантирую­щими высокое качество, высокую моду и экологическую чисто­ту технологий производства и самих потребительских товаров.

В развитии сферы услуг, ее инвестировании в настоящее время есть недостатки, связанные с неравномерным размеще­нием услуг по территории России. Многие виды услуг сконцентрированы в нескольких крупных городах – Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде. Уро­вень технической оснащенности сферы услуг в других городах и регионах до сих пор остается крайне низким. Даже банков­ская система по научно-техническому уровню на порядок от­стает от зарубежных стран. Крупные коммерческие банки соз­дают современные расчетные центры, а множество мелких банков, филиалов, особенно периферийных, оснащены самым примитивным оборудованием.

В отличие от материальной сферы производства, где паде­ние инвестиций было повсеместным явлением, падение инве­стиций в сфере услуг в одних отраслях сочеталось с подъемом инвестиций в других.

В каждой отрасли услуг и на каждом предприятии необхо­дим поиск новых путей и средств преодоления инвестицион­ных трудностей и обеспечения финансовыми ресурсами.

В социально-культурных отраслях решение этой проблемы должно быть связано с повышением доли финансирования за счет бюджета и благотворительства (меценатства). Бюджетные средства необходимо в значительных размерах дополнять вне­бюджетными. На инвестиционные цели следует мобилизовать средства частных предпринимателей и фирм других отраслей хозяйства, фондов обязательного и добровольного медицинско­го страхования, иных фондов, благотворительные взносы и по­жертвования, иностранные инвестиции. С углублением ком­мерциализации социально-культурных услуг крупным источни­ком финансирования должны стать собственные накопления предприятий и учреждений, а также кредитные ресурсы.

Может дать большой экономический эффект практика многоканального финансирования инвестиционных программ и проектов при различных комбинациях бюджетных и внебюд­жетных финансовых ресурсов. За рубежом такая практика существует давно, в наших условиях она пока не нашла широко­го распространения. При этом привлечение внебюджетных ре­сурсов для инвестирования социально-культурных объектов не должно вести к сокращению бюджетного финансирования, ко­торое следует увеличивать как из бюджетов субъектов Федера­ции, так и из федерального бюджета.

Большое значение для нормализации инвестиционного климата в сфере услуг имеет дальнейшее развитие мелкого и среднего предпринимательства, которые должны занять основ­ные позиции в большинстве отраслей услуг. Только на этой основе может формироваться конкуренция, без которой не­мыслим рынок с его механизмами, создание экономической мотивации в развитии производства, обновление технологий и технических средств, переход к интенсивному использованию основных фондов и преодоление монополизма.

Расширению сферы услуг, мелкого и среднего предприни­мательства должны способствовать льготы по налогообложе­нию, кредитным операциям, регистрационный принцип орга­низации бизнеса.



6. Заключение

В Российской банковской энциклопедии, под реакцией О.И. Лаврушина, термин “инвестиции” трактуется как долгосрочное вложение капитала внутри страны и за рубежом в виде реальных и финансовых инвестиций. Под реальными понимают инвестиции, в результате которых происходит приращение капитала (вложение в новые здания, оборудование, товарно-материальные ценности и т. п.), под финансовыми — вложение капитала в акции и другие ценные бумаги. В зависимости от субъекта, составители энциклопедии различают инвестиции частные (полностью сосредоточенные на получении прибыли) и государственные (помимо получения прибыли направлены на регулирование экономики и проведение определенной структурной политики).

Изложенные точки зрения далеко не исчерпывают разброс мнений по проблеме классификаций инвестиций.

В заключение отметим, что характеристикой инвестиционной деятельности является  инвестиционная активность, отражающая в динамике размер и структуру инвестиционного портфеля. Здесь под понятием портфель мы понимаем всю совокупность собранных воедино различных инвестиционных ценностей, служащих инструментом для достижения конкретной цели субъекта инвестиционной деятельности. И чем больше объем портфеля, чем разнообразнее его структура, тем для хозяйствующего субъекта, а также инвестора, яснее стратегическая перспектива. Общественное значение инвестиционной активности определяется ее содержанием (структурой инвестиций), направленностью и тем, насколько она отвечает объективным потребностям экономики в стратегической перспективе.














Список использованной литературы:

1.      С.И. Абрамов «Инвестирование». – М.: Центр экономики, 2001 г.

2.      Л. Дж. Гитман, М. Джонк «Основы инвестирования». – М.: Дело, 1999 г.


Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.