Носителем служит
оксид алюминия. Катализаторы выпускают в виде частиц неправильной
цилиндрической формы. В настоящее время применяются катализаторы на цеолитной
основе. Катализатор АКМ имеет высокую активность и селективность по целевой
реакции обессеривания, достаточно активен в гидрировании непредельных соединений.
Катализатор АНМ проявляет большую активность при гидрировании ароматических и
азотистых соединений.
Наиболее распространённые для
гидроочистки в отечественной и зарубежной практике катализаторы приведены в
таблице 6 [9].
Марка катали-затора
|
Характеристика
|
Сырьё
|
Форма
|
Тип носи-теля
|
Актив-ные компо-ненты
|
AKZO Nobel
|
KF–845
|
Высокая обессериваю-щая и деазотирующая активность
|
От бензина до вакуумного газойля
|
Четырёх-листник
|
Al2O3
|
NiMo
|
KF–752
|
Высокая обессеривающая активность
|
От дизельного топлива до ваку-умного газойля
|
Четырёх-листник
|
Al2O3
|
CoMo
|
KF–747
|
Глубокое гидрообессеривание
|
От дизельного топлива до ваку-умного газойля
|
Четырёх-листник
|
Al2O3
|
CoMo
|
KF–645
|
Глубокое гидрообессеривание, деметализация, лёгкий
гидрокрекинг
|
От бензина до вакуумного газойля
|
Цилиндр
|
Al2O3
|
NiCoMo
|
«Элетрогорский институт
нефтепереработки»
|
ГО–70
|
Высокая обессериваю-щая и деазотирующая активность
|
От бензина до вакуумного газойля
|
Цилиндр, трилистник
|
Al2O3
|
CoMo
|
ГО–86
|
Высокая обессериваю-щая активность
|
Среднедистил-лятные фракции
|
Цилиндр
|
Al2O3
|
CoMo
|
ГО–30-7
|
Высокая обессериваю-щая и деазотирующая активность
|
Бензины
|
Цилиндр
|
Al2O3
|
NiMo
|
ГО–38а
|
Обессеривание и насы-щение ароматических
углеводородов
|
Масляные дистилляты
|
Цилиндр
|
Al2O3
|
NiMo
|
КПС–16Н
|
Высокая обессери-вающая активность
|
Дизельные фракции
|
Цилиндр
|
Al2O3
|
NiMo
|
ДТ–005К, ДТ–005Н
|
Глубокое гидрообессеривание
|
Дизельные фракции
|
Цилиндр
|
Al2O3
|
CoMo, NiMo
|
Criterion Catalyst
|
С–448
|
Для получения низкосернистого дизельного топлива
|
Средние дистил-ляты, вакуумный газойль
|
Сформо-ванные экструдаты
|
Al2O3
|
CoMo
|
С–447
|
Глубокое гидрообессеривание
|
Лёгкий и тяжё-лый вакуумный газойль, остатки
|
Сформо-ванные экструдаты
|
Al2O3
|
CoMo
|
HDS–3
|
Насыщение ароматических углеводородов
|
От бензина до вакуумного газойля
|
Сформо-ванные экструдаты
|
Al2O3
|
NiMo
|
HDS–22
|
Насыщение ароматических углеводородов
|
Бензин, сырьё каталитического крекинга
|
Сформо-ванные экструдаты
|
Al2O3
|
CoMo
|
C–424
|
Высокая гидрообессеривающая и гидродеазотирующая
активность, насыщение ароматических углеводородов
|
Предваритель-ная гидроочистка сырья каталитического
крекинга
|
Сформо-ванные экструдаты
|
Al2O3
|
NiMo
|
«Всероссийский институт по
переработке нефти»
|
ГS–168
|
Обессеривающая активность
|
Бензин, дизельная фракция
|
Цилиндр
|
Al2O3+ SiO2
|
NiMo
|
ГДК–202
|
Высокая обессеривающая активность
|
Среднедистил-лятные фракции
|
Цилиндр
|
Al2O3+
цеолит
|
NiMo
|
ГДК–205
|
Высокая обессеривающая активность
|
Среднедистил-лятные фракции
|
Цилиндр
|
Al2O3+ цеолит
|
NiMo
|
ГДК–202П
|
Высокая обессеривающая активность
|
Среднедистил-лятные фракции
|
Цилиндр
|
Al2O3+ цеолит
|
CoMo
|
ГП–534
|
Высокая обессеривающая активность
|
От бензина до вакуумного газойля
|
Цилиндр
|
Al2O3
|
NiMo
|
Procatalyse
|
HPC–60
|
Высокая обессеривающая активность
|
От бензина до вакуумного газойля
|
Лист клевера
|
Al2O3
|
-
|
HR–306C
|
Гидрообессери-вание, гидро-деазотирование
|
От бензина до вакуумного газойля
|
Экструдаты
|
Al2O3
|
-
|
Haldor Topsoe
|
TK– 524
|
Глубокое гидрообессеривание
|
Лёгкий и тяже-лый вакуумные газойли
|
Трёхлист-ник
|
Al2O3
|
CoMo
|
TK–907, TK– 908
|
Снижение ароматических углеводородов, низкая
сероустойчивость
|
Лёгкий и тяже-лый вакуумные газойли
|
Трёхлист-ник
|
Патент
|
Патент
|
Orient catalysts Co. Ltd
|
HOP–412
|
Высокое гидродеазотирование и гидрообессеривание
|
От бензина до вакуумного газойля
|
Сформован-ные экструдаты
|
Al2O3
|
NiMo
|
HOP–463
|
Высокое гидродеазотирование и гидрообессеривание
|
От бензина до котельного топлива
|
Сформован-ные экструдаты
|
Al2O3
|
CoMo
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Испытания
катализаторов вышеперечисленных компаний на ОАО
«Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез» показали их различную гидрообессеривающую
активность (рисунок 7) [10].
Рисунок 7 –
Гидрообессеривающая активность катализаторов ГО-70, С-448, KF-752 и ТК-554 (давление 3 МПа,
объёмная скорость 4 ч-1, содержание серы в сырье 1,3% масс.).
Результаты
испытаний фиксировались при температурах 340, 360 и 380°С, а также объёмной скорости
3 и 4 ч-1. Было отмечено, что при температурах 360 и 380°С и объёмной скорости 3 ч-1
все катализаторы позволяли получить дизельное топливо с содержанием серы менее
0,05% масс., однако при увеличении объёмной скорости до 4 ч-1 и
снижении температуры до 340°С наблюдалась заметная разница в активности испытанных
катализаторов [10].