Рефераты. Формирование здорового образа жизни средствами ПР "ГУЗ РКДЦ МЗ УР"

16 оставшихся статей освещали новости в деятельности лечебного учреждения. Так, широко во всех вышеперечисленных изданиях, была размещена информация о получении больницей нового диагностического оборудования: сорокосрезового компьюторного томографа, позволяющего выявлять болезни на очень ранних стадиях. Также освещалась тема, посвященная кардиохирургии, так как это ведущее и стратегическое направление клиники. Статьи: «Диагноз по телемосту» и «Телемедицина: уникальные возможности диагностики и лечения» освещали преимущества телемедицины, которое также  являлось новшеством в деятельности больницы.

Были опубликованы  интервью с главным врачом больницы  С.П. Кривилевой. В статье «Как успех зависит от здоровья» была раскрыта тема здорового образа жизни в ракурсе личностной позиции руководителя больницы. Статья «Светлана Кривилева: главный секрет успеха – в любви к делу и людям» была посвящена основным направлениям в деятельности клиники, включая, соответственно, деятельность по формированию здорового образа жизни.

Таким образом, ГУЗ «РКДЦ МЗ УР» использует печатные издания, как ПР-средства с целью формирования здорового образа жизни у населения.   

Как известно, деятельность по формированию здорового образа жизни включает в себя не только информационную составляющую, но и обучающие программы. Иначе говоря, специалисты ГУЗ «РКДЦ МЗ УР» не только рассказывают о здоровом образе жизни, но и помогают формировать необходимые навыки «здорового» поведения. Это осуществляется с помощью  специальных обучающих программ, которые показали  хорошую эффективность.

В ГУЗ «РКДЦ МЗ УР»  с 1999 года впервые в Удмуртской Республике были организованы регулярные занятия с пациентами в школе артериальной гипертонии (ШАГ). Многочисленные исследования выявляют низкую приверженность пациентов лечению артериальной гипертонии. Всего лишь 8-17 % пациентов выполняют назначения врача, остальные же зачастую допускают отклонения от предписанного режима. Поэтому обучение пациентов способам управления хроническими заболеваниями приобретает особый смысл.[61, C. 15]

Задачи школы артериальной гипертонии:

·              улучшение информированности пациентов о своем заболевании;

·              повышение их приверженности лечению;

·              формирование мотивации пациента к сохранению своего здоровья;

·              повышение ответственности пациента за свое здоровье как свое личное достояние.

Занятия проводит врач-кардиолог и старшая медицинская сестра отделения медицинской профилактики. На отдельные занятия привлекают врачей узких специальностей  –  врача-диетолога,  врача ЛФК, психолога. Занятия проводятся в малых группах (5-15 человек); продолжительность занятий  - 5 дней в стационаре или в поликлинике. При выездной форме работы  (непосредственно на предприятиях и учреждениях; в отдаленной местности; при малом количестве слушателей – 1-3  человека) практикуются одно-двух-трехдневные школы.

Для эффективной работы ШАГ взаимоотношения врач - медицинская сестра – пациент строятся по принципу единой команды, причем в центре внимания находится непосредственно пациент. Решающую роль в долговременной эффективности обучающих мероприятий играют педагогические и психологические аспекты. Успех обучения определяется формированием мотивации пациентов, используется обратная связь, тренировка и повторение. Пациентам должно быть ясно, правильны ли их ответы. При этом медицинский работник обязан не просто констатировать «да» или «нет», но и пояснять, почему ответ «верен» или «неверен», а также непременно включать элементы похвалы и одобрения (положительная обратная связь). Во время занятий ведется непрерывный контроль усвоения материала, достижения целей обучения; проверяются практические навыки. Каждое занятие начинается с повторения материала предыдущего занятия; его излагают сами пациенты, отвечая на вопросы медицинской сестры.

Таким образом, педагогические принципы обучения строятся на доступном изложении («голова»), активном участии пациента в тренировке и повторении пройденного («рука») и создании открытой и доверительной атмосферы («сердце»). Эти принципы соответствуют известным в педагогической психологии когнитивному («голова»), эмоциональному («сердце») и сенсомоторному («рука»)  уровню восприятия и поведения.   Все рекомендации подаются не в форме жесткого ограничения привычек и образа жизни пациента, а как поиск путей к большей независимости от  заболевания при поддержании  хорошего качества лечения.

Еще один вариант подобной работы – дистанционное обучение. Дистанционные средства обучения (аудио- и видеокассеты, компьютерные программы, печатные материалы) служат лишь дополнением к живому обучению или применяются для контроля полученных знаний (но не навыков). Используемые сами по себе, в качестве основного средства обучения, они абсолютно не способны выполнить его главную задачу – формирование новых мотиваций и изменение поведения. Это минус дистанционного обучения. Оптимальный вариант следующий: начало обучения пациента во время пребывания его в  стационаре, продолжение на амбулаторном этапе с подключением дистанционных методов обучения и контроля и обязательным закреплением результатов при длительном мониторинге.[61, С.16].   

К числу последних дистанционных методов, используемых в ГУЗ «РКДЦ МЗ УР» можно отнести телемедицину. Телемедицинские технологии представляют собой лечебно-диагностические консультации, управленческие, образовательные, научные и просветительские мероприятия в области здравоохранения, что открывает принципиально новые возможности для проведения таких консультаций в любых географических точках. [19,C,6]. Дистанционно занимаются в школе здоровья на сегодняшний день многие центральные районные больницы Удмуртии.

Таким образом,  ГУЗ «РКДЦ МЗ УР» является одной из ведущих клиник нашей республики, которая достаточно планомерно использует различные ПР – средства, в том числе и с целью  формирования здорового образа  жизни населения.


3.2. Анализ результатов исследования ПР – деятельности ГУЗ «РКДЦ МЗ УР» по формированию здорового образа жизни.


Система здравоохранения является одной из самых затратных областей экономики, поэтому важнейшей задачей современной политики здравоохранения является формирование у людей потребности быть здоровыми, ответственными за состояние своего здоровья и здоровья своих детей, вести здоровый образ жизни. Существующая система санитарно-просветительной работы среди населения в настоящее время требует внесения значительных изменений в методологию ее исполнения, а именно  - развития маркетинговых исследований, целью которых является стимулирование спроса на профилактические и оздоровительные мероприятия, создание благоприятного отношения к идее профилактики. Таким образом, применение ПР-средств с целью формирования здорового образа жизни становится особенно актуальным.

Автором дипломной работы  было проведено два социологических опроса по проблемам здорового образа жизни.

 В первом социологическом опросе объектом нашего  исследования стали пациенты ГУЗ «РКДЦ МЗ УР». Для них была разработана более обширная анкета, которая включила в себя 22 вопроса (см. Приложение В). 

Предметом  исследования стала деятельность ГУЗ «РКДЦ МЗ УР» по формированию здорового образа жизни.

Цель исследования – изучить роль и эффективность применения средств ПР в деятельности ГУЗ «РКДЦ МЗ УР» по формированию здорового образа жизни.

Задачи исследования:

1.            Определить уровень информированности населения о здоровом образе жизни и степень влияния основных факторов, влияющих на формирование здорового образа жизни.

2.            Выявить основные источники получения информации о здоровом образе жизни.

3.            Изучить отношение респондентов к применению определенных ПР-средств с целью формирования здорового образа жизни.

4.            Провести анализ и дать оценку ПР – деятельности ГУЗ «РКДЦ МЗ УР»  по формированию здорового образа жизни, а также разработать практические рекомендации по совершенствованию этой деятельности в дальнейшем.

В качестве основного метода исследования было проведено анкетирование среди пациентов, находящихся на стационарном лечении  в ГУЗ «РКДЦ МЗ УР» в период с 10 ноября по 10 декабря 2007 года.  Исследование было выборочным. Объем выборки составил 200 человек. Репрезентативность выборки обеспечивалась с помощью механического отбора. Был опрошен каждый 5 пациент, то есть проведена 20% выборка. Специально разработанная анкета включила в себя 22 вопроса  по 5 группам факторов, влияющих на формирование здорового образа жизни: социально-демографические факторы; психологическая характеристика семьи; характеристика культурной жизни и отдыха; вредные привычки; здоровье  и медицинская активность, а также вопросы, посвященные изучению источников и характера информации о здоровом образе жизни.

Проведенное анкетирование позволило представить социально-демографический портрет пациентов ГУЗ «РКДЦ МЗ УР»:   

-                     Так, например, среди респондентов 58,8 % составили женщины, 41,2 % мужчины (см. Приложение Г, рис. 1);

-                     Среди опрошенных преобладали лица в возрасте от 40 до 59 лет (в общем они составили 65,7 %), в возрасте от 60 до 69 лет было 15,3 % респондентов, от 70 и более лет – 11, 2 %. Незначительный  удельный вес составили возрастные  группы от 18 до 29 лет и от 30 до 39 лет -  1,7 и 6,1 % соответственно. Таким образом, основной возраст пациентов ГУЗ «РКДЦ МЗ УР» колеблется от 40 до 69 лет (см.  Приложение Г, рис. 2);

-                     При оценке социального положения респондентов выявлено, что наибольший удельный вес имели пенсионеры (33,8 %) и служащие (35,2%). Почти одинаковы были доли предпринимателей (8,3%) и безработных (8,8 %). Рабочие составили 12,1 %, домохозяйки – 1,2%, студенты – 0,6 % (см. Приложение Г, рис. 3);

-                     Что касается образования респондентов, то  распределились следующим образом: начальное – 1,2 %, среднее – 41%, высшее – 39,8 %(см. Приложение Г, рис. 4);

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.