Отметим, что рост валового
внутреннего продукта в 1999 г. обусловлен, прежде всего, ростом промышленного
производства, а по данным Госкомстата РФ доля крупных предприятий в общем
объеме промышленного производства составляет более 60%[1].
Динамика валютного курса
Российская экономика, как известно,
имеет одну очень важную особенность – многие предприятия и организации при
осуществлении ценовой, затратной или сбытовой политики в качестве одного из
главных ориентиров и индикаторов используют текущий курс доллара (рис. 1).
Особо это касается экспортно-ориентированных предприятий, например, РАО
"Газпром", ОАО "НК "Лукойл" и др. В этой связи,
исследование динамики валютного курса является одним из главных инструментов
оценки инфляции и уровня цен. В России существует несколько курсов, причем в
стабильных условиях они сближаются, а в условиях дестабилизации начинают
различаться:
Однако просто знать текущий курс
бывает недостаточно. Зачастую для руководства хозяйствующих субъектов очень
важно знать значение курса на ближайшие несколько месяцев. Прогнозирование
курса доллара в последние годы затруднялось влиянием различных факторов,
корректирующих реальный курс. Основными факторами, оказывающими
дестабилизирующее воздействие на курс, были политическая ситуация в стране и
ситуация на внешних рынках энергоносителей. С того момента, когда мировые цены
на нефть возросли, а политика государства во всех ветвях власти стала более
предсказуемой, курс доллара стабилизировался, золотовалютные резервы России на
конец августа 2000 г. составили около 24 млрд. долл., то есть, за последние
полгода выросли практически в 2 раза.
Таким образом можно заключить, что
при соблюдении условия предсказуемости в политике, а также при сохранении
благоприятных цен на энергоносители, ситуация с курсом останется предсказуемой
и достаточно стабильной.
Уровень спроса на производимую продукцию
Для оценки динамики уровня спроса на
производимую продукцию можно использовать различные показатели: индекс выручки
от реализации, сводный индекс цен, отраслевые индексы цен, индексы цен
конкурентов и другие показатели [6]. Использование соотношения этих индексов
позволяет сформировать индекс реального спроса на продукцию конкретного
предприятия (IC), который даст возможность провести анализ чистой динамики
платежей. В результате можно получить ответ на вопрос: экстенсивными или
интенсивными причинами вызван рост объема продаж предприятия в денежном
выражении и др. На наш взгляд, формула индекса может быть следующей: