Рефераты. Финансовая устойчивость предприятия ОАО "Агрокомплекс"

К показателям следствия (статическим) относятся – коэффициенты структуры капитала - К финансовой устойчивости, финансовой независимости, маневренности, структуры заемного и собственного капитала и т.п., показатели ликвидности и платежеспособности.

2) По степени реальности и объективности – показатели денежного потока; доля денежного притока в выручке организации; доля  денежного оттока в материальных затратах; К погашения дебиторской задолженности; К соотношения оттока денежных средств и краткосрочных обязательств и др.

3) По субъектам анализа для внешних пользователей и для внутренних пользователей.

Для внешних пользователей это показатели структуры капитала, ликвидности и платежеспособности, позволяющие оценить риск невыполнения обязательств  перед кредиторами.

Для внутренних пользователей это вся система финансовой устойчивости, включая динамическую и статическую составляющие, а также эффективность менеджмента и денежных потоков.

4) Эффективность менеджмента – к текучести кадров; доля управляющего персонала, прошедшего специальные курсы подготовки в их общем числе;

Прирост (снижение) коммерческих сделок с крупной (в зависимости от размеров организации) экономической выгодой; количество освоенных (внедренных) программных продуктов.

Логично предположить, что поддержание высоких производст­венных темпов роста  - (высокие показатели рентабельности, обора­чиваемости активов, превышения рентабельности активов над процентной ставкой по получаемым кредитам и займам),   при ус­ловии направления большей части чистой прибыли на накопле­ние, а не на потребление и дивидендные выплаты (К реинвести­рования = Чистая прибыль, направленная на расширение опера­ционной деятельности фактически это большая часть нераспре­деленной прибыли / Чистая прибыль -> 1),  является определяю­щим фактором наращивания собственного капитала, что оказыва­ет непосредственное влияние на оптимизацию показателей струк­туры капитала, ликвидности и платежеспособности, представляю­щих собой внешнее, поверхностное выражение финансовой ус­тойчивости. Кроме того, тенденции и значения за отчетный пери­од показателей, характеризующих причины финансовой устойчи­вости, позволяют с определенной степенью точности спрогнози­ровать статические показатели, рассчитанные на основании струк­туры капитала, а также возможную платежеспособность. Для ди­намических показателей, в отличие от статических, пока не суще­ствует обоснованных нормативных значений, поэтому их анализ необходимо проводить в динамике за ряд лет или в сравнении с организациями - конкурентами.

Оба элемента указанного классификационного признака зако­номерно вписываются в общую концепцию наращивания собствен­ного капитала, во многом отражающую сущность финансовой ус­тойчивости коммерческой организации.

В отдельную группу следует выделить показатели эффективно­сти менеджмента анализируемого хозяйствующего субъекта. Это не случайно, поскольку качество и обоснованность принимаемых управленческих решений в значительной степени определяют ход финансово-хозяйственного процесса и, в конечном итоге, устой­чивость финансового состояния организации. К тому же квали­фицированный (высокопрофессиональный) персонал способен сохранить и приумножить достигнутые успехи, не допустить серь­езных промахов в управлении предприятием. Кадровая проблема в отношении квалифицированного персонала приобретает особую остроту в агроорганизациях. Это продиктовано низкой закрепляемостью работников на селе по причинам неконкурентоспособной заработной платой, ограниченностью бытовых условий, слабой развитостью социальной инфраструктуры. В этой ситуации при­влечение молодых, перспективных работников в сельскую эконо­мику с созданием для них комфортных условий труда и отдыха должно стать важнейшей задачей руководства аграрных коммерче­ских организаций.

Как отмечалось ранее, важнейшим показателем диагностики финансовой устойчивости является обеспеченность материальных оборотных активов устойчивыми (плановыми) источниками финан­сирования, к которым относятся собственный оборотный капитал и краткосрочные кредиты банка. Большинством авторов выделяются четыре возможные ситуации:

1.   Абсолютная краткосрочная финансовая устойчивость,  если запасы   (3)   меньше   суммы   собственного   оборотного   капитала (СОК):


3 < СОК.


2. Нормальная краткосрочная финансовая устойчивость, при ко­торой запасы больше собственного оборотного капитала, но мень­ше плановых источников их покрытия (Ип = СОК + краткосроч­ные кредиты и займы):


СОК < 3 < Ип.


3.  Неустойчивое (предкризисное) финансовое состояние, при ко­тором нарушается платежный баланс,  но сохраняется возмож­ность восстановления равновесия платежных средств и платеж­ных обязательств за счет привлечения временно свободных ис­точников средств  (Ивр  = непросроченная кредиторская задол­женность):


3 = Ип + Ивр.


4.  Кризисное финансовое состояние. Равновесие платежного ба­ланса обеспечивается преимущественно за счет просроченной кре­диторской задолженности:

3 > Ип + Ивр.


Однако, применяя указанные неравенства для оценки степени финансовой устойчивости аграрных коммерческих организаций, получится, что более 80% от их общего числа оказываются в кри­зисном финансовом состоянии, т.е. фактически банкротами. В этой связи есть основания полагать, что выше обозначенные балансовые неравенства, разработанные для всей экономики в целом, не учи­тывают специфические особенности функционирования аграрного сектора, как постоянные, так и сложившиеся в современных усло­виях хозяйствования.  Эти особенности в рамках диагностики фи­нансовой устойчивости заключаются в следующем:

1. Аграрные хозяйствующие субъекты вынуждены поддерживать большое количество производственных запасов. Это объясняется:

а)  сезонным характером производства;

б)  стремлением руководства заранее приобрести необходимые ТМЦ, частично оградив себя от влияния инфляции и недоб­росовестных посредников;

в)  направлением значительного количества готовой продукции на внутреннее потребление (по зерновым до 50%);

г)  в специализированных животноводческих хозяйствах статья запасов «Животные на выращивании и откорме» (сч. 11) мо­жет превалировать не только в структуре оборотных активов, но и активов в целом.

2.  В большинстве хозяйствующих субъектов наблюдается дефи­цит собственного оборотного капитала, что вызвано как многолет­ней убыточной работой, так и крупными суммами кредиторской задолженности.

3.  На балансах большинства агроорганизаций числятся крупные суммы просроченной кредиторской задолженности, особенно перед внебюджетными  фондами.   Большую  часть  этой  задолженности составляют штрафы и пени за несвоевременную уплату. История возникновения  этих долгов  относится  к   1993 г.,   когда  против сельского хозяйства в полную силу заработали механизмы штраф­ных санкций, однако хозяйства, оказавшись в условиях гиперин­фляции и острейшего дефицита средств, были не в состоянии по­гашать обязательные  платежи  по  многократно  возросшим про­центным ставкам.

4.  Ограниченность применения законодательства о банкрот­стве против сельскохозяйственных организаций.  Это происхо­дит при помощи административного заслона во избежание со­циальных  конфликтов,   поскольку хозяйствующий  субъект  на селе часто является градообразующим, т.е. полностью или час­тично    поддерживающим    всю    социальную    инфраструктуру (ЖКХ,   школы,   больницы,   детские   дошкольные   учреждения, столовые, бани и т.п.).

5.  Участие многих хозяйств в агропромышленной интеграции как  способ  адаптации  к  неблагоприятному влиянию  внешней бизнес-среды (диспаритет цен, слабая финансовая и протекцио­нистская   поддержка   со   стороны   государства,   ограниченность рынков сбыта и др.). В результате происходит снижение части издержек,   приток  средств  на  финансирование  сельхозработ  и обеспечиваются условия простого воспроизводства, что в целом повышает финансовую устойчивость, однако, при этом зачастую теряется   юридическая   самостоятельность   (происходит  передел собственности).

Учитывая отмеченные особенности, следует модернизировать балансовые неравенства, характеризующие типы финансовой ус­тойчивости в сторону смягчения условий финансовой несостоя­тельности.

Говоря о показателях финансовой устойчивости, стоит отметить, что среди всего их множества можно выделить обобщающие, т.е. наиболее концентрировано выражающие сущность исследуемой категории. К этим показателям можно отнести: Коэффициент финансовой независимости (Собственный капитал / Всего активов), коэффициент финансовой устойчивости (Собственный капитал + Долгосрочные обязательства) / Всего активов), Чистые активы (Активы, принимаемые к расчету – Пассивы, принимаемые к расчету), Рентабельность активов (Чистая прибыль / Активы), эффект финансового рычага, ряд показателей эффективности менеджмента. Все они находятся под воздействием факторов как внутренней, так и внешней бизнес – среды, определяющих устойчивость финансового состояния субъекта.

Одним из важнейших индикаторов оценки финансовой устой­чивости организации является коэффициент маневренности собст­венного капитала (Собственный оборотный капитал / Собственный капитал), отражающий долю собственного капитала, направленную на финансирование мобильных активов. Предлагается мультипли­кативная детерминированная модель зависимости коэффициента маневренности собственного капитала от четырех показателей-факторов:



где СОК — собственный оборотный капитал;

СК    —  собственный капитал;

ОА    — оборотные активы;

КО    — краткосрочные обязательства;

ЗК     — заемный капитал.

Таким образом, маневренность собственного капитала (Км) находится под влиянием коэффициента обеспеченности собст­венными оборотными средствами (Ксок), коэффициента текущей ликвидности (Ктл), доли краткосрочной задолженности в общей сумме заемного капитала (коэффициент структуры заемного ка­питала — Кко) и финансового рычага или коэффициента соот­ношения заемных и собственных средств (К3/с).

2.4. Пути повышения финансовой устойчивости предприятия

Одним из самых распространенных средств, стимулирования спроса является реклама. Во все времена она выполняла функцию информации покупателей о существовании того или иного товара. С помощью рекламы можно убедить потребителя в достоинствах товара и тем самым протолкнуть свою продукцию на рынок. Объектами рекламы могут выступать различные товары и услуги, но основное место принадлежит изделиям потребительского назначения. Массовый характер предложений этих товаров, многочисленность покупателей диктуют необходимость широкой рекламы через средства массовой информации. Кроме того, на рынке потребительских товаров существуют наиболее благоприятные возможности эмоционального воздействия на покупателя с целью убедить его сделать покупку. К тому же покупатель  пользуется относительно большей (по сравнению с покупателем продукции производственного назначения) свободой в расходовании своих денег и зачастую недостаточно осведомлен о достоинствах и недостатках предлагаемых ему изделий. Для сбыта потребительских товаров, как неоднократно отмечают ученые и представители бизнеса, реклама стала основной движущей силой.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.