Это заявление означает, что новые схемы, присущие собственно электронному правительству – элементарное общее администрирование местных ресурсов, мониторинг обновления контента, статистика посещаемости, форумы для пользователей и специалистов – не планируется использовать в качестве контрольного механизма. Таким образом, под грифом инновационных процессов фактически вводятся дорогие инструменты, которые требуют дополнительных затрат не только денег, но и времени.
Так, первый отчет о сделанной работе, полученный непосредственно из правительственных источников, сообщает, что в январе 2002 г. разрабатывались концепция и техническое обеспечение, в соответствии с которыми будет строиться центральный портал. В результате этого будет пересмотрен дизайн, структура, требования к программному и техническому обеспечению. Техническая сторона проблемы в самом деле беспокоит специалистов управления. Через три-четыре месяца после открытия на сайт Кабинета Министров Украины – www.kmu.gov.ua – по словам Виктора Бондаря, ежемесячно заходило 15-20 тысяч уникальных пользователей. Допускается, что посещаемость нового правительственного портала (всё ещё тестируемого) будет в 10-15 раз большей.
Относительно решения этой проблемы члены правительства избрали очень странную для бюджетников и недопустимую для государственных деятелей позицию: “сейчас сайт Кабмина работает на доморощенном и, соответственно, непрофессиональном программном обеспечении, и поэтому доступ большого количества пользователей к ресурсу часто весьма сложен. Для реализации проекта портала исполнительной власти будет объявлен конкурс. Для участия в тендере, компания должна иметь определенное количество законченных проектов с хорошим трафиком, – в том числе сделанных для госорганов, проверенных временем, в которых учтен и вопрос безопасности. Мы не хотим, чтобы на нас тренировались". Во-первых, по объективным оценкам, отечественные специалисты по ИТ являются одними из наиболее профессиональных в мире, их продукт часто качественней зарубежного, и всегда – дешевле. А при формировании бюджета Украины стоимость – далеко не последний критерий.
В качестве гарантии, что конкурс будет открытым и честным, господин Бондарь привел пример раздела "Государственные закупки" (#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#_Частина_третя._Підґрунтя">Часть третья.
Основа гражданского общества –
правительственные сервисы для граждан и бизнесов
В первых двух разделах мы выяснили содержание понятия “электронное правительство”, а также содержание и методы трансформации внутриправительственных процессов и организации государственного управления при внедрении электронного правительства. Этот раздел мы посвятим изучению еще двух аспектов электронного правительства как социального явления, а именно – работе модулей G2B и G2C. Мы рассмотрим их параллельно, поскольку граждане, равно как и бизнесы, выступают относительно правительства в двоякой роли: как налогоплательщики, и бизнесы, и граждане являются собственниками правительства, но они же являются и его основными клиентами.
Последнее утверждение по отношению к Украине будет верным лишь при электронном правительстве – традиционные схемы осуществления государственного управления предусматривают существование государства со всеми его атрибутами как явления целиком самодостаточного, которое не требует никаких других объектов для осуществления своих функций, кроме собственных же структурных подразделений. В практическом смысле это означает, что граждане и бизнесы работают на удовлетворение потребностей государства.
Электронное правительство, как мы уже говорили, начинается с бизнес-реинжиниринга деятельности государственных структур. Это расставляет на свои места роли каждого участника властных отношений: государственные органы становятся сервисами, обеспечивающими для граждан и бизнесов безопасные и комфортные условия жизнедеятельности при наименьших расходах.
Основные же задачи сервисов “правительство-гражданину” и “правительство-бизнесу” (формулы G2C и G2В) в рамках реализации проекта электронного правительства можно определить следующим образом: преодоление бюрократии, внедрение в правительственных структурах ориентированности на граждан, высвобождение ресурсов, избавление от очередей, упрощение легализации частной инициативы в сфере бизнеса, активизация малого и среднего бизнеса в стране, оптимизация государственного менеджмента, удешевление ведения бизнеса путем внедрения телеработы и оцифровывания документооборота. Это далеко не полный перечень, тем не менее, из него ясна цель внедрения этих модулей электронного правительства: превратить сами государственные структуры в сервисы, призванные обеспечивать максимально комфортные условия для жизни и работы граждан, их самореализации, а также для ведения бизнесом максимально эффективной деятельности.
Функционирование сервисов G2B и G2C означает прежде всего создание соответствующих сетевых ресурсов, на базе которых уже строятся собственно сервисы. Этот процесс в Украине не будет революционным, поскольку главной задачей является анализ зарубежного опыта уже работающих проектов электронного правительства, и выделение из него компонентов, пригодных для применения в нашей стране. Мировой опыт – богатый источник идей, поскольку электронное правительство впервые появилось в Америке еще 1991 г., а в Европе получило распространение еще до конца прошлого века.
В Украине же Кабинет Министров принял постановление "О порядке публикации в сети Интернет информации о деятельности органов исполнительной власти" только 4 января 2002 г. Постановление направлено на улучшение условий для развития демократии, для реализации гражданами конституционных прав на участие в управлении государственными делами и на свободный доступ к информации о деятельности органов исполнительной власти, а также для обеспечения гласности и открытости деятельности этих органов. Постановлением предполагается, в частности, введение обязательного размещения центральными и местными органами исполнительной власти информации на собственных сайтах, установление требований относительно ее структуры и объемов, а также создание единого портала Кабинета Министров Украины, предназначенного для интеграции сайтов органов исполнительной власти и размещения информационных ресурсов в соответствии с потребностями граждан. 1
Правительство информационной эры для граждан и бизнеса должно отвечать многим условиям, тем не менее, сегодня Украина реально способна обеспечить лишь часть функций. Скажем, сегмент G2C может обеспечить следующие услуги: заказ экзаменов по теории и практике вождения; поиск работы и электронная процедура проверки профессионального соответствия; предоставление собственной оценки объема налоговых льгот; получение информации и консультаций относительно доходов; выдача в он-лайновом режиме информации и консультаций относительно здоровья; использование национальной сети обучения; подача заявок о ссудах на обучение и студенческую поддержку (стипендию). Соответственно, и сегмент G2B сможет предоставлять только ограниченное количество сервисов, в частности такие как заполнение регистрационных форм на НДС и его возвращение; подача заявок на региональные гранты поддержки и получение оплаты от правительства за предоставленные товары и услуги. 2
Кроме того, правительственный портал должен предоставлять гражданам и бизнесам легкий доступ к следующим информационным ресурсам: база данных по рынку работы, заполнение электронных бланков и форм, электронный обмен данными между правительством и гражданами, осуществление на сайте правительства (после появления соответствующих нормативно-правовых актов) платежей за услуги с помощью кредитных карт. В общем, сколько бы сервисов не содержал правительственный портал, он должен отвечать нескольким основным требованиям: электронная инфраструктура каждой составной части электронного правительства должна создаваться на основе единых стандартов; правительственный портал должен быть единой точкой доступа ко всем услугам электронного правительства (что позволяет гражданам резко снизить затраты времени на выполнение стандартных операций); главным критерием деятельности любого элемента электронного правительства должна быть ориентация на выгоды налогоплательщика. Правительство должно быть организовано так, чтобы люди не «охотились» на службы методом проб и ошибок.
Остановимся детальнее на принципе единой точки доступа. Наличие всей информации и услуг на едином правительственном портале создает дополнительные выгоды для налогоплательщиков. Первая из них – отсутствие необходимости много раз заполнять разные формы с одними и теми же персональными данными. Будучи один раз внесенными в базу данных, они после этого автоматически появляются в полях формы каждый раз, когда пользователь вводит свой пароль и индивидуальный код (или авторизуется любым другим методом). Вторая – наличие единой точки доступа позволяет предоставлять налогоплательщику комплексную услугу, которая стимулирует пользователя быстрее переводить свои операции с правительством в он-лайновую среду. Электронное правительство, таким образом, предопределяет появление “электронного гражданина” (еСіtіzеn) – гражданина, который осуществляет трансакции с правительством большей частью через сеть.
Возможности электронного правительства довольно широки, тем не менее чтобы их реализовать, прежде всего следует понять цель его внедрения и выяснить причины – почему граждане заинтересованы в его внедрении. Из последнего вытекают еще несколько принципов организации электронного правительства. Так, сетевые правительственные сервисы должны прислушиваться к нуждам людей и включать их в решения, которые касаются того, как следует предоставлять услуги; чутко относиться к потребностям отдельных групп людей или бизнесов; отображать реальную жизнь людей; облегчать возможность направить жалобу и получить результат, когда дела ведутся неправильно. 2
Одно из первых постановлений Кабинета Министров Украины в 2002 году было посвящено делам интернета, а именно, им установлен порядок публикации в сети интернет информации о деятельности органов исполнительной власти. Секретариату Кабинета Министров Украины, Министерству экономики и по вопросам европейской интеграции, Государственному комитету связи и информатизации и Службе безопасности Украины поручено для интеграции информационных ресурсов органов исполнительной власти, размещенных в сети интернет, обеспечить разработку и реализацию проекта единого портала Кабинета Министров Украины (судя по первым результатам, исполнителям ещё далеко до понимания необходимости и преимуществ электронного правительства).
Так, согласно установленному порядку, на сайте органа исполнительной власти уровня министерства или другого центрального органа должна размещаться следующая информация: наименования органа; основные задачи и нормативно-правовые основы деятельности; структура и руководство органа; фамилии, имена и отчества руководителей; местонахождение аппарата, правительственных органов госуправления, созданных в его составе, территориальных органов и соответствующих структурных подразделений местных госадминистраций (почтовые адреса, номера телефонов, факсы, адреса сайтов и электронной почты); основные функции структурных подразделений, а также ФИО, номера телефонов, адреса электронной почты их руководителей; нормативно-правовые акты по вопросам, которые находятся в компетенции органа; порядок регистрации, лицензирования отдельных видов деятельности в соответствующей области (образцы документов, расчетные счета для внесения необходимых платежей, размеры этих платежей и др.), образцы документов и других материалов, необходимых для обращения граждан к органу; расписание работы органа и часа приема руководства; предприятия, учреждения и организации, находящиеся в сфере управления органа, целевые программы в соответствующей отрасли; сведения о проведении закупок товара (работ, услуг) за государственные средства; государственные информационные ресурсы по вопросам, которые находятся в компетенции органа; текущие и запланированные мероприятия и события в соответствующей отрасли; сведения о существующих вакансиях.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17