Снижение валового сбора зерновых и зернобобовых культур в Российской Федерации и недостаточная обеспеченность населения в основных продуктах питания в условиях перехода к рыночным отношениям привело к значительным закупкам продовольственного и фуражного зерна, а также продукции животноводства за рубежом.
Так, импорт зёрна 1992 г. составлял 28,8 млн. т; при валовом сборе зерновых культур в 1991 г. в объеме, 89,1 млн. т. В последующие годы закупка зерна за границей сокращалась. При этом возросли покупки таких видов продукций животноводства, как мясо птицы, сыр, масло сливочное и колбасные изделия, на производство которых требуется расходовать значительные объемы фуражного зерна. Расчеты показывают, что - косвенно через продукцию животноводства в Россию завозится не менее 20 млн. т. – зерна. В последние годы Россия начала поставлять значительные объемы зерна на экспорт. Сокращение объемов производства зерна отразилось на товарности отрасли и закупках продукций в федеральный и региональный фонды.
В условиях развития конкуренции в агропромышленном комплексе и предпринимательской деятельности существенно изменились каналы реализации зерна. На первый план выступают рыночные каналы продажи продукции вместо жесткого централизованного ее распределения. Открылись новые каналы реализации, такие как поставка зерна по товарным кредитам, бартерный обмен, продажа на колхозном рынке, выдача работникам в порядке оплаты труда. Если в 1991 г. заготовительным организациям было поставлено почти 63% всего реализованного зерна, то в 2006 г. - только 17%. Значительная часть зерновых культур была реализована по рыночным каналам. [1]
Эффективность производства зерна характеризуется системой натуральных и стоимостных показателей. Среди натуральных показателей главным является урожайность зерновых культур и производство зерна на единицу площади пашни. (схема 1) [1]
Схема 1
Показатели экономической эффективности производства зерна
Уровень рентабельности производства зерна, %
Прибыль от реализации зерна в расчете на 1 ц продукции, руб.
Все эти показатели следует рассматривать в динамике с учетом объективных факторов, влияющих на уровень того или иного показателя. Под объективными факторами имеются в виду природно-климатические условия. В последние годы наиболее существенное влияние оказывают факторы, которые нельзя считать объективными. Главным из них является диспаритет цен – низкие темпы роста цен на продукцию сельскохозяйственного производства по сравнению с темпом роста цен на материально-производственные ресурсы, используемые в сельскохозяйственном производстве (прежде всего на продукцию топливно-энергетического комплекса) и на сельскохозяйственные машины и оборудование. [2]
Основными направлениями дальнейшего увеличения объемов производства и повышения эффективности возделывания зерновых культур является последовательная интенсификация на базе развития химизации и мелиорации, внедрения прогрессивных технологий выращивания и уборки зерна, применение новых более продуктивных сортов и гибридов зерновых культур. Немаловажное значение в повышении эффективности производства зерна отводится выбору каналов реализации, повышению качества продукции, государственной поддержке зернового производства, а также росту материальной заинтересованности при выращивании зерновых культур.
Основными методами экономико-статистического анализа эффективности производства зерна являются: статистическое наблюдение, табличный метод, сводка и группировка, абсолютные и относительные величины, средние величины, индексный и дисперсионный методы, корреляционно-регрессионный анализ.
На первом этапе статистического исследования, т. е. наблюдения, формируются первичные статистические данные.
Под наблюдением понимается научно и планомерно, систематически организованный сбор массовых данных о различных явлениях и процессах социально-экономической жизни.
Основная задача наблюдения - это обеспечение сбора достоверных, полных, массовых и сопоставимых данных об интересующем нас объекте или явлении. В практике используются две организационные формы наблюдения - отчетность и специальное статистическое наблюдение. В зависимости от охвата наблюдения они бывают: сплошные и несплошные. При сплошном наблюдении все единицы изучаемой совокупности подвергаются наблюдению. При несплошном наблюдении только часть единиц подвергается наблюдению. В результате наблюдения мы получаем показатели. Любой статистический показатель содержит количественные и качественные данные и должен иметь сведения о месте и времени действия.
Результаты статистического наблюдения представляются в виде статистических таблиц. Таблица является наглядной рациональной систематизированной формой изложения статистической информации. Основу любой статистической таблицы составляет ее макет, который образуется от пересечения строк и граф. В строках и графах располагают статистические показатели. Различают подлежащее и сказуемое статистической таблицы.
Подлежащее таблицы располагается слева, по строкам - это то, что мы хотели бы охарактеризовать. Сказуемое - это цифровая характеристика подлежащего, находится в графах таблицы. Обязательны заголовки таблицы, подлежащего и сказуемого, в которых должно отражаться содержание таблицы, время и место действия.
Статистическая сводка полученной информации в результате наблюдения, в широком ее понимании, предполагает систематизацию и группировку цифровых данных, характеристику образованных групп системой показателей. Группировка является важнейшим этапом статистического исследования, а также методом позволяющим уловить переход количественных изменений в качественные, выявить закономерности их развития.
Под группировкой понимается расчленение данной совокупности на качественно-однородные группы с выделением типичной группы.
Качественно-однородной группой считается группа, которая обладает внутренней однородностью, т. е. имеет больше признаков сходства, чем различия.
Типичной группой называется группа качественно-однородная, самая многочисленная по удельному весу определяющего признака.
Группировку можно провести двумя способами:
а) посредством разделения совокупности на однородные части;
б) путем объединения в группы единиц совокупности по типичным признакам. [3]
Абсолютной величиной называется величина, измеряющая размер общественного явления в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных единицах измерения. Абсолютные величины могут быть индивидуальные и суммарные.
Относительная величина – это величина, получаемая от сравнения (деления) двух абсолютных величин. Относительные величины имеют такие же единицы измерения, что и абсолютные.
Средняя величина – это типический размер данной совокупности, отражающий характерные черты в среднем. Средние величины применяются в статистике в силу действия закона больших чисел.
1 следствие: Около средней величины всегда колеблется наибольшее число наблюдений.
2 следствие: При большом числе наблюдений средняя величина не становится случайной, а применяет какую-то усредненную форму и тогда наступает равенство: f=(x1, x2, x3…xn)= (x1, x2, x3,…xn), где
x – средняя величина;
x1, x2, x3 – варианты.
Средняя величина рассчитывается по массовым данным.
Индекс – это относительный показатель, измеряющий изменение явления во времени или в пространстве. Прежде всего, индекс – это относительный показатель, но не каждый относительный показатель является индексом. Индексы применяются к тем величинам, которые непосредственно не поддаются суммированию. Поскольку индекс – относительный показатель, то он, получается, от сравнения двух абсолютных величин. Величина, с которой производится сравнение, называется базисной и обозначается подстрочным знаком - «0», величина, которую сравнивают, называется текущей (отчетной) и обозначается подстрочным знаком – «1». Каждый индекс состоит из двух элементов:
Индексируемой величины – той величины, которая изменяется и по которой дается название индекса;
Вес индекса – это величина, которая постоянна и по ней определяется состав индекса.
Изучая дисперсию интересующего нас признака в пределах изучаемой совокупности, мы можем рассчитать только общую дисперсию по всей совокупности в целом. Но мы лишены возможности оценить влияние отдельных факторов, определяющих колеблимость индивидуальных величин. Для того, чтобы отделить влияние каждого фактора на общую колеблимость необходимо провести группировку всей совокупности по какому-либо фактору. Тогда нужно выделить три показателя дисперсии:
1. Общая дисперсия, которая показывает колеблимость признака в целом:
2. Межгрупповую дисперсию, которая отражает вариацию признака за счет того фактора, который положен в основу группировки:
3. Внутригрупповую дисперсию, она характеризует вариацию за счет всех остальных признаков, которые не были учтены:
Корреляционно-регрессионный анализ ведется в определенной последовательности и состоит из ряда этапов:
1. Установление причинных зависимостей в изучаемом общественном явлении;
2. Формирование корреляционной модели связи;
3. Расчет и анализ показателей регрессии (решение уравнения);
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8