Функционирование
внутренних рынков определяется не только спросом и предложением, их структурой,
но и институциональной, организационной структурой, характером взаимоотношений
контрагентов. Институциональная структура рынков, т. е. совокупность
хозяйствующих субъектов, имеет отраслевой, размерный и социальный аспекты.
Наибольшее значение имеет размерная структура, которая формируется в результате
концентрации и специализации производства. Она характеризуется определенным
соотношением предприятий различных размеров. Тип размерной структуры
определяется в основном степенью дифференциации отраслевой продукции и размером
ее рынка.
Крупные
и крупнейшие компании. Организационная структура экономики представляет собой
соотношение различных компаний с точки зрения достигнутой интеграции, форм
организации в стоимости продукции отрасли, страны, числе занятых, в общем
числе компаний. На рынках целого ряда крупных стран во многих секторах ведущее
место занимают крупные и крупнейшие компании (число занятых соответственно
свыше 500 и свыше 1000 человек). Основой их возвышения являлась концентрация и
централизация капитала в рамках отрасли.
В
ходе роста компаний развивалась горизонтальная, внутриотраслевая интеграция,
вершиной которой становилась отраслевая монополия. Одноотраслевая компания
соответствует низшей ступени интеграции в экономике и является низшей формой
организации. Образование подобных крупнейших компаний приходится на конец XIX
в., их организационной формой выступал трест (объединившиеся капиталы).
Стимулом их развития являлось достижение монопольного положения и экономия на
масштабе производства, которая образуется при увеличении объема выпуска за счет
сокращения средних издержек на единицу продукции.
Стремление
к получению экономии на масштабе сферы деятельности или экономия на
разнообразии производимой продукции и рынков сбыта способствовала движению
компании за пределы отрасли и зарождению процесса вертикальной интеграции.
Этот вид экономии, называемой также экономией на росте, образуется в результате
несбалансированности роста фирмы, в которой постоянно возникают не используемые
в данный момент времени производственные и финансовые ресурсы. Экономия от
использования этих ресурсов становится стимулом к расширению сферы деятельности
компании. Она зависит от специфического набора производственных ресурсов,
которыми располагает фирма, поэтому многие компании стремятся к проникновению
в те области, в которых технологические и рыночные факторы являются общими с
их основным производством. Благодаря экономии на масштабе сферы деятельности
образовались крупные вертикально интегрированные компании (комбинаты). Их
появление относится к концу 20-х годов, в начале 50-х годов этот процесс в
основном закончился.