Рефераты. Экономика развитых стран

1. Масштабы внутренних рынков большинства промышлен­но развитых стран, определяемых по величине ВВП, выделяются среди всех стран мира. Они входят в число 50 ведущих рынков. Только при подсчете валового продукта на базе покупательной способности валют, при котором учитывается нерыночный сектор развивающихся стран, позиции западных государств выглядят несколько слабее. В этом случае в число десяти крупнейших экономик мира входят только шесть западных национальных хозяйств. Отмечая величину ВВП как один из показателей объема внутреннего рынка, следует отметить, что целый ряд малых стран отличается высокой степенью интерна­ционализации их хозяйственной деятельности. Так, экспортная квота у Бельгии составляет 70% ВВП, у Ирландии — 67, Нидерландов — 52, Австрии — 40, Швейцарии, Дании — 37% ВВП. В этих пределах в таких странах отмечается и импортная квота. Следовательно, объем внутренних рынков малых стран относительно ВВП невелик, и они во многом зависят от опре­деленных секторов мирового рынка. У крупных развитых стран иностранный сегмент в производстве и реализации ВВП со­ставляет 20—30%, а у США и Японии — 10—15%.

2. Другим обобщающим показателем объема и степени раз­вития внутреннего рынка служит доход на душу населения. В це­лом этот показатель по промышленно развитым странам в пять раз превосходит среднемировой уровень. Все страны рассмат­риваемой подсистемы мирового хозяйства входят в число 30 ведущих по этому показателю стран мира. Первые места по ве­личине ВВП на душу населения занимают Швейцария, Люк­сембург, Япония, Швеция, Норвегия, Дания, а в низшую груп­пу входят Греция, Испания, Португалия, Ирландия, ЮАР.

3. Величина рынка зависит от числа обслуживаемых потре­бителей. Чем больше общество, на потребности которого рас­считано внутреннее производство, тем шире возможности для его развития, хотя определенная часть потребителей выступает в качестве производителей. Поэтому численность населения служит определенным ориентиром потребительного и произво­дительного потенциала общества, хотя прямой связи между размерами населения и объемом внутреннего рынка нет. Роль числа потребителей обычно обратно пропорциональна уровню развития страны. Большинство индустриально развитых стран относится к числу средних и малых стран. Только у двух госу­дарств (США и Япония) численность населения превышает 100 млн. человек, у четырех — 50 млн. человек, а у десяти стран она не превышает 10 млн., у Исландии и Люксембурга число потребителей менее 0,5 млн. Небольшая численность на­селения наряду с высоким уровнем развития производительных сил способствует специализации производства и активному участию в международном разделении труда, побуждает малые и средние страны к экономической интеграции.

4. Характерная черта рынков стран Первого мира — удовле­творение спроса почти всего населения товарным производством. Это обусловлено распространением наемного труда, качествен­ным характером найма. В среднем доля лиц наемного труда составляет порядка 85% самодеятельного населения, в том чис­ле в Британии и США — свыше 90%. Неформальная деятель­ность в большинстве западных стран играет незначительную роль. Определенное исключение составляют южно-европейские страны. Соответственно важной чертой внутренних рынков вы­ступает тесная взаимосвязь сферы производства и потребления.

5. Емкость внутренних рынков находится в зависимости от взаимосвязи между подразделениями и отраслями экономики, от их спроса на основные элементы конечного продукта. В рас­сматриваемых странах внутренние рынки характеризуются вы­соким уровнем межотраслевых и внутриотраслевых поставок, включающих промежуточную продукцию и продукцию инве­стиционного назначения. Основным фактором межотраслевых связей выступает вертикальная интеграция, которая привадит к усилению зависимости воспроизводственных процессов в каж­дой отрасли от других отраслей, как по линии спроса, так и предложения.

6. Одним из важнейших показателей развития внутренних рынков выступает уровень развития денежных отношений рынка, выразителем которого может служить отношение кредитных обязательств внутри страны к ВВП. В первой половине 90-х годов кредиты, полученные в ведущих западных странах, пре­вышали 100% ВВП по сравнению с 50—60% в 50-е годы.

7. Наряду с общей емкостью внутренних рынков важное значение имеет состав и характер потребления, которое пред­ставляет собой использование потребительной стоимости. Оно складывается из производственного и потребительского спроса. Производственное потребление входит в процесс производства и включает производство средств производства (орудий и пред­метов труда) и потребление рабочей силы, т. е. расходование его физической и духовной энергии. Непроизводственное по­требление происходит за пределами производства. В процессе его используются или окончательно потребляются предметы потребления. Таким образом, в процессе производственного потребления продукты создаются, а в процессе непроизводст­венного они потребляются.

Производственный спрос определяется состоянием производ­ственной сферы, а совокупный потребительский спрос — де­нежными требованиями в основном физических лиц. В свою очередь, как производственный спрос, так и потребительский зависят от частного и государственного секторов. В длительной исторической ретроспективе происходило снижение доли част­ного потребления ВВП. В 1820 г. она, очевидно, составляла около 85%, в начале 90-х годов текущего столетия — 61% ВВП. В последние десятилетия более высокими темпами росло част­ное потребление.

 

Потребление и накопление в промышленно развитых странах, %

 

1970

1980

1985

1995

Государственное потребление

17.7

17.1

17.4

15.0

Частное потребле­ние

59.5

61.0

61.3

63.0

Накопления

25.3

22.7

22.2

21.0

Внутренний баланс

-2.3

-0.4

-0.7

+2.0


Потребление (спрос) и производство (предложение) — эта­пы одного процесса. Целый ряд исследователей считает, что отношение людей к средствам потребления стало более важ­ным, чем отношения к средствам производства, забывая, что последнее обеспечивает доступность первого. В конечном счете, уровень потребления определяется развитием производства, производительных сил.


Потребительский спрос


Потребительский спрос выступает ведущим фактором эко­номического роста индустриальных стран Запада. Его влияние более значительно в малых странах, где довольно ограничен потенциал внутреннего рынка производственных товаров. Ак­тивный потребительский спрос создает предпосылки для уве­личения занятости, так как обычно основная масса рабочей силы сосредоточена на предприятиях, экономическая деятель­ность которых стимулируется спросом населения. Они часто имеют более высокую трудоемкость в силу их социальной и технологической специфики.

Структура частного (личного) потребления. Основу потреби­тельского спроса составляет личное потребление (63—64%). При­обретение товаров и услуг выступает неотъемлемой частью по­вседневной жизни жителей западных стран. В течение длитель­ного исторического периода основную долю потребительских расходов населения составляли продукты питания и одежда. В Англии в конце XVIII в. они превышали 93%, в начале XX в. — 91, в конце 30-х годов — свыше 35% расходов домашних хо­зяйств.

В последние десятилетия произошли существенные измене­ния в структуре стоимости личных потребностей. Относительно сократились первичные потребности, в то время как потребно­сти более высокого порядка расширились. Это привело к уси­лению эластичности между спросом и уровнем доходов. В ве­щественной структуре спроса важная роль принадлежит потре­бительским товарам длительного пользования, к которым отно­сятся предметы домашней обстановки, мебель, бытовые элек­троприборы и радиоэлектроника, автомобили, книги, драго­ценности, спортинвентарь. Крупнейшее место по объему спро­са занимают автомобили и бытовая техника, в частности, пер­сональные ЭВМ. В ряде стран персональные компьютеры стали массовым потребительским товаром. Свыше 1/3 домашних хо­зяйств США и 1/4 в Британии имеют их. Большей частью они используются для развлечений, а также для информации и рас­четов по домашнему хозяйству. Важнейшим товаром, погло­щающим значительную часть потребительского спроса, высту­пает жилье.

Высока зависимость от потребительского спроса у третич­ного сектора экономики западных стран, в том числе в связи с тем, что эксплуатация товаров длительного пользования невоз­можна без организации сети услуг.

Темпы прироста частного потребления западных стран в 80—90-е годы замедлились по сравнению с предыдущими деся­тилетиями. На это повлияло насыщение рынка первичных по­требностей и достижение достаточно высокого уровня социально обусловленных потребностей, а также изменение соци­ально-экономической обстановки.

 

Структура частного потребления




США

Британия

Япония

1982

1995

1982

1995

1982

1995

Продукты, напит­ки

19.4

15.1

26.2

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.