|
Потребление (спрос) и производство (предложение) — этапы одного процесса. Целый ряд исследователей считает, что отношение людей к средствам потребления стало более важным, чем отношения к средствам производства, забывая, что последнее обеспечивает доступность первого. В конечном счете, уровень потребления определяется развитием производства, производительных сил.
Потребительский спрос
Потребительский спрос выступает ведущим фактором экономического роста индустриальных стран Запада. Его влияние более значительно в малых странах, где довольно ограничен потенциал внутреннего рынка производственных товаров. Активный потребительский спрос создает предпосылки для увеличения занятости, так как обычно основная масса рабочей силы сосредоточена на предприятиях, экономическая деятельность которых стимулируется спросом населения. Они часто имеют более высокую трудоемкость в силу их социальной и технологической специфики.
Структура частного (личного) потребления. Основу потребительского спроса составляет личное потребление (63—64%). Приобретение товаров и услуг выступает неотъемлемой частью повседневной жизни жителей западных стран. В течение длительного исторического периода основную долю потребительских расходов населения составляли продукты питания и одежда. В Англии в конце XVIII в. они превышали 93%, в начале XX в. — 91, в конце 30-х годов — свыше 35% расходов домашних хозяйств.
В последние десятилетия произошли существенные изменения в структуре стоимости личных потребностей. Относительно сократились первичные потребности, в то время как потребности более высокого порядка расширились. Это привело к усилению эластичности между спросом и уровнем доходов. В вещественной структуре спроса важная роль принадлежит потребительским товарам длительного пользования, к которым относятся предметы домашней обстановки, мебель, бытовые электроприборы и радиоэлектроника, автомобили, книги, драгоценности, спортинвентарь. Крупнейшее место по объему спроса занимают автомобили и бытовая техника, в частности, персональные ЭВМ. В ряде стран персональные компьютеры стали массовым потребительским товаром. Свыше 1/3 домашних хозяйств США и 1/4 в Британии имеют их. Большей частью они используются для развлечений, а также для информации и расчетов по домашнему хозяйству. Важнейшим товаром, поглощающим значительную часть потребительского спроса, выступает жилье.
Высока зависимость от потребительского спроса у третичного сектора экономики западных стран, в том числе в связи с тем, что эксплуатация товаров длительного пользования невозможна без организации сети услуг.
Темпы прироста частного потребления западных стран в 80—90-е годы замедлились по сравнению с предыдущими десятилетиями. На это повлияло насыщение рынка первичных потребностей и достижение достаточно высокого уровня социально обусловленных потребностей, а также изменение социально-экономической обстановки.
Структура частного потребления
США
Британия
Япония
1982
1995
1982
1995
1982
1995
Продукты, напитки
19.4
15.1
26.2
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.