Рефераты. Экономическая природа и содержание потребительского спроса и предложения товаров

Уэтап. Организация самого опроса, включая подготовительную работу по печатанию бланков опроса и инструктаж лиц, проводя­щих опрос.

VI этап. Обработка полученной информации.

Опыт проведения опросов показывает, что для получения реп­резентативных результатов необходимо опросить примерно 1500— 2000 человек.

Полученная информация о микроспро­се должна быть обработана и использована на предприятии. Ис­пользование обработанной информации может преследовать следу­ющие цели:

определение оптимальной концепции развития предприятия;

разработка прогнозов торгово-хозяйственной деятельности;

совершенствование организации торгово-технологического про­цесса;

повышение уровня обслуживания покупателей;

выработка ценовой стратегии на товары и услуги;

выявление наиболее популярных типов предприятий торговли;

прогнозирование коммерческой целесообразности открытия новых предприятий.

Основными задачами предприятия по изучению микроспроса являются:

1) организация и обеспечение постоянного учета информации,
позволяющей всесторонне охарактеризовать локальный спрос на
товары и услуги;

2) заключение договоров и организация снабжения предприя­тия товарами, соответствующими объему и структуре микроспроса
с учетом временного (сезонного) фактора;

3) накопление, обобщение и систематизация информации о
спросе с целью использования данных для прогнозирования и пла­нирования объема продажи товаров на различные периоды време­ни (Приложение таблица № 3) .

В соответствии с указанными задачами алгоритм прохождения информации по изучению микроспроса на предприятии схематич­но представлен на рис.1.


Поток потребителей

 

Рисунок 1 Схема прохождения информации по изучению микроспроса на предприятии

Таким образом, благодаря изучению микроспроса и возможно­сти оперативного управления предприятием с учетом полученных результатов может быть обеспечено соответствие между спросом и предложением, что практически выражается в увеличении товаро­оборота как в фактических, так и в сопоставимых ценах, суммы прибыли, а также в повышении рентабельности торгового пред­приятия.[2]


Глава 2 Моделирование, оценка и прогнозирование покупательского спроса населения Кемеровской области.


Прогнозирование покупательского спроса необходимо для научного предвидения матери­альных потребностей членов общества и на его основе нахождения оптимальных путей удовлет­ворения этих потребностей. В настоящее время для исследования покупательского спроса широ­ко применяется экономико-математическое мо­делирование. Распространенным при этом явля­ется эконометрический подход. Эконометричес-кие модели обладают большими возможностями для маневра вследствие значительной гибкости их при адаптации к возможному изменению тенден­ций функционирования исследуемого объекта.

Обычно для моделирования используют два подхода: нормативный и дескриптивный. Нор­мативные модели предполагают целенаправлен­ную деятельность. Дескриптивные модели объяс­няют наблюдаемые факты и дают пассивный прогноз. В тех случаях, когда имеющихся знаний явно недостаточно для того, чтобы решительным образом изменить «естественное» течение эконо­мических процессов, целесообразно ограничить­ся умением искусственно воспроизводить (ими­тировать) эти процессы. Примером применения дескриптивных моделей является выработка на их основе производственных функций и функ­ций покупательского спроса.

В основу построения моделей поведения потребителей заложена гипотеза о том, что по­требители, осуществляя выбор товаров при ус­тановленных ценах и имеющихся доходах, а так­же с учетом других привходящих обстоятельств стремятся максимизировать уровень удовлетво­рения своих потребностей. Спрос потребителей моделируется вектором Y=(yi), цены на товары -вектором P=(pi), доход обозначен символом D. Обычно потребители выбирают только такие комбинации товаров, которые удовлетворяют условию

                                                                     № 5

     Считается, что потребители стараются максимизировать уровень удовлет­ворения своих потребностей с учетом ограниче­ний по доходу. Простая модель поведения по­требителей (целевая функция потребления) имеет вид

U(Y)  max,

                                             PYD,

                                             Y0.

Функцию покупательского спроса можно вывести из целевой функции потребления. Ал­гебраическое выражение спроса, представлен­ное в общем виде или с использованием числен­ных значений параметров и учитывающее все влияющие на спрос факторы, называется фун­кцией спроса.

На макроуровне в прогнозных исследовани­ях на краткосрочный и среднесрочный период моделирование потребительского спроса зани­мает приоритетное место. Это обусловлено тем, что потребительский спрос определяет большую долю ВВП, влияет на структуру производства, на общий уровень цен (инфляцию), а также на динамику цен в различных секторах экономи­ки. Макроэкономическая функция потреби­тельского спроса показывает зависимость объе­ма товаров и услуг, на который предъявляется спрос населением, от определяющих этот спрос основных факторов. В общем случае для крат­косрочного прогноза можно использовать кейнсианский вариант функции потребительского

спроса: Cn =f(D0) обозначающий, что при не­изменных (негибких, жестких) ценах в краткос­рочном периоде потребительский спрос зависит только от личного дохода (Do) в текущем году.

наиболее адекватно отражающая про­цесс потребления является степенная функция:

Yi=                 № 6

Из данной функции можно получить фор­мулы для расчета таких важнейших показателей, как коэффициенты эластичности спроса от до­хода и спроса от цен. В частности, коэффици­ент эластичности спроса на i-й товар в зависи­мости от дохода, отражающий, на сколько про­центов изменится спрос на i-й товар при увели­чении дохода на 1%, имеет вид:

                      № 7

Другой важнейший показатель - коэффици­ент эластичности спроса от цены, отражающий, на сколько процентов изменится спрос на i-й то­вар при увеличении цены на этот товар на 1%. Этот показатель для данной функции имеет вид

                         № 8

Функция покупательского спроса, предло­женная Шалановым, использовалась для перво­го варианта расчетов. Для второго варианта рас­четов была выбрана степенная мультипликатив­ная функция покупательского спроса, которая имеет вид

,                         № 9

где а, а1, а2….— неизвестные параметры модели, которые вычисляются на основе метода наи­меньших квадратов.

Коэффициенты эластичности спроса от до­хода и спроса от цены рассчитываем по форму­лам:                                 .              № 10


Коэффициент перекрестной эластичности спроса на i-й товар при увеличении цены на j-й

товар на 1%:                                                                                № 11

Объектом, для которого строились функции покупательского спроса данного типа, была выбрана Кемеровская область. Был отобран ряд продовольственных товаров, наиболее харак­терных для потребления населением области.

В результате расчетов была получена следу­ющая функция покупательского спроса по ва­рианту 1:

                          

где у. - отобранные для исследования товарные груп­пы.

Из данной формулы были выведены функ­ции покупательского спроса в явном виде для каждой i-й группы товаров.

Аналогично были построены функции по­купательского спроса для каждой группы това­ров по варианту 2.

Например, функция покупательского спро­са для картофеля выглядит следующим образом:

Коэффициент детерминации, множествен­ный R для вариантов 1 и 2 равны 0,99 и 0,98, соответственно.[9]

Приведем коэффициенты эластичности спроса от дохода, коэффициенты прямой и пе­рекрестной эластичности спроса от цены по обоим вариантам (табл. 1-3).


Таблица 1. Эластичность потребления продуктов питания населением Кемеровской области










Товарная группа

Вариант 1

Вариант 2

Эластичность от цены

Эластичность от дохода

Эластичность от цены

Эластичность от дохода

Мясо

-1,01



0,02

-0,32

0,26

Картофель

-1,09

0,04

-0,12

Рыба

-1,00

0,30

0,12

Молочные продукты

-0,85

-0,04

-0,01

Масло растительное

-0,96

0,14

0,06

Сахар

-1,01

0,09

-0,12

Овощи

-0,99

0,01

-0,50

Хлеб

-0,13

0,57

0,02


Таблица 2. Прямые и перекрестные коэффициенты эластичности потребления продуктов питания населением Кемеровской области (вариант 1)

Товарная группа

Мясо

Картофель

Рыба

Молочные продукты

Масло растительное

Сахар

Овощи

Хлеб

Мясо

-101

-0,09

0,002

0,15

0,04

-0,01

0,01

0,87

Картофель

-0,01

-1,09

0,002

0,15

0,04

-0,01

0,01

0,87

Рыба

-0,01

-0,09

-1,00

0,15

0,04

-0,01

0,01

0,87

Молочные продукты

-0,01

-0,09

0,002

-0,85

0,04

-0,01

0,01

0,87

Масло растительное

-0,01

-0,09

0,002

0,15

-0,96

-0,01

0,01

0,87

Сахар

-0,01

-0,09

0,002

0,15

0,04

-1,01

0,01

0,87

Овощи

-0,01

-0,09

0,002

0,15

0,04

-0,01

-0,99

0,87

Хлеб

-0,01

-0,09

0,002

0,15

0,04

-0,01

0,01

-0,13

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.