Рефераты. Экономическая природа и содержание потребительского спроса и предложения товаров

Являясь выражением конкретных платежеспособных потребнос­тей, вынесенных на рынок, спрос может быть удовлетворен только при наличии соответствующего им товарного предложения. В усло­виях рынка предложение потребительских товаров и услуг должно обладать повышенной способностью реагировать на различные из­менения спроса.

В системе рыночных отношений категория спроса может высту­пать как макроспрос и микроспрос. Эти понятия могут быть рас­смотрены в двух аспектах: с точки зрения классификации товаров и с точки зрения объекта (территориальный признак).

В соответствии с первой классификацией под макроспросом понимают спрос на отдельную группу товаров (услуг), объединенных по какому-то признаку, например, по потребительскому на­значению — одежда, обувь, мебель и т.д. В свою очередь, макро­спрос также имеет структуру, которая представляет собой объем спроса на отдельные группы товаров (услуг), входящих в объеди­ненные группы, например, одежда для женщин, одежда для муж­чин, одежда для детей, спортивная одежда и т.д.

С точки зрения объекта макроспрос рассматривается на уровне какого-либо единого пространства — страны, республики, эконо­мического региона, края, области, города и т.д.

По первому признаку классификации микроспрос — это спрос на отдельные разновидности товаров.

По второму признаку микроспрос будет характеризовать спрос потребителей на товары и услуги, формирующийся на уровне от­дельного предприятия торговли, общественного питания, сферы услуг.

Каждое предприятие имеет различную специализацию, поэто­му микроспрос можно рассматривать как локальный спрос на кон­кретные товары и услуги широкого ассортимента, предъявляемый определенными группами потребителей данного предприятия.

Микроспрос формируется и развивается под воздействием как внешних, так и внутренних факторов. Наиболее существенными факторами являются:

месторасположение предприятия;

тип предприятия и его специализация;

организация обслуживания покупателей и ее эффективность;

качество товаров и предлагаемых услуг;

уровень цен;

наличие рекламы;

перечень предлагаемых дополнительных услуг;

другие.[4]

Но главное, что определяет объем и структуру микроспроса, — это состав и характер потребителей.

Микроспрос каждого предприятия отражает специфику опре­деленного контингента потребителей и свои, присущие только ему черты, отличающиеся, иногда весьма существенно, от спроса на других предприятиях.

Микроспрос, предъявляемый покупателями на предприятиях, имеет множество разновидностей. Он может быть сгруппирован в отдельные группы по различным признакам. Классификация мик­роспроса см. приложении 3.

Повседневный спрос — это спрос, который предъявляется практи­чески ежедневно (продукты питания, табачные изделия, мыло и т.д.).

Периодический спрос — предъявляется через определенные пе­риоды (обувь, одежда и т.п.).

Эпизодический спрос предъявляется изредка, «от случая к слу­чаю» (мебель, ювелирные изделия, деликатесы и т.п.).

Импульсивный спрос может быть предъявлен в любое время без заранее определенной периодичности и под влиянием различных факторов, в частности, рекламы, другой дополнительной инфор­мации, покупок других людей — родственников, знакомых (обыч­но это недорогие товары массового спроса — парфюмерия, хозяй­ственные товары, кондитерские изделия и т.п.).

Действительный (потенциальный) спрос — это объем спроса населе­ния во всей его совокупности на уровне крупного региона. В значитель­ной степени он характеризует величину макроспроса и определяется на основе балансов денежных доходов и расходов населения. С точ­ки зрения микроспроса это — потенциально возможный объем спро­са населения на все товары или на конкретный товар. Таким образом, действительный (потенциальный) спрос отражает возможность населения действительно направить определенную сумму денег на приобретение товаров и услуг, т.е. покупательные фонды.

Реализованный спрос — это спрос, который был фактически реализован при покупке товаров и оплате услуг. Он отличается от действительного (потенциального) только в том случае, если пред­ложение товаров и услуг по объему, ассортименту, качеству или каким-либо другим характеристикам не соответствует спросу насе­ления. В этом случае часть действительного (потенциального) спро­са не находит соответствующего товарного эквивалента на рынке и остается нереализованной.

Неудовлетворенный спрос — это спрос, оставшийся нереализо­ванным из-за отсутствия необходимого товара по различным при­чинам (низкое качество, высокая цена и т.п.). Неудовлетворенный спрос — это разница между действительным (потенциальным) спро­сом и спросом реализованным. Неудовлетворенный спрос имеет несколько разновидностей:

1)явный — когда покупатель имеет определенную сумму денег,
но не может приобрести товар по различным причинам. Особенно­
стью данного вида спроса является то, что он действительно пред­
ставлен денежной массой, которая при появлении на рынке нуж­
ных товаров и услуг будет удовлетворена;

2)скрытый — проявляется при покупке товара или услуги, ко­
торые не являются полноценными заменителями отсутствующего
товара или услуги либо вообще не связаны с ним отношениями
взаимозаменяемости поскольку в случае отсутствия одних товаров и услуг спрос переключается на другие, имеющиеся на рынке;

3)отложенный — существующий, но как бы отложенный на
время спрос по различным причинам, например, в случае необхо­
димости накопления определенной суммы денег для приобретения
конкретных товара и услуги, обязательного приобретения товара
или услуги к конкретному событию и т.п.

Базовый спрос предъявляется в местах постоянного проживания и потребления данных товаров и услуг.

Мобильный спрос предъявляется в местах временного нахожде­ния и потребления данных товаров и услуг (в командировке, на отдыхе и т.п.).

Четко сформулированный (твердо сформулированный) спрос — это заранее обдуманный спрос, выражающий твердое намерение покупателей купить именно эти товар или услугу.

Альтернативный спрос предъявляется на достаточно широкий круг однотипных товаров или услуг.

Первичный (начальный) спрос — это предъявленный спрос на товары, приобретаемые впервые.

Спрос на замену — это спрос, возникающий после того, как потребляемый ранее товар, чаще всего длительного пользования, полностью утрачивает свои потребительские свойства или мораль­но устаревает.

Дополнительный спрос — это спрос, предъявляемый на вторые, третьи и т.д. экземпляры уже имеющихся товаров.

Формирующийся спрос — это спрос на новые, незнакомые то­вары и услуги.

Интенсивный спрос — это спрос, возрастающий высокими тем­пами (новые, а также высококачественные товары и услуги).

Стабилизировавшийся спрос — это спрос на товары и услуги, динамика которого постоянна (продукты питания, хозяйственные товары, товары для личной гигиены и т.п.).

Угасающий спрос — это спрос на товары, имеющий тенденцию к снижению, прежде всего на товары, в основном заканчивающие свой жизненный цикл (традиционные мужские пальто, телевизо­ры с черно-белым изображением и т.п.).

Отрицательный спрос возникает, когда на отдельные товары и услуги спрос потребителями практически не предъявляется.

Предприятия, расположенные в центральных районах города, рядом с историческими достопримечательностями, железнодорож­ными вокзалами, аэропортами, входят в зону проявления макси­мального микроспроса на товары и услуги.

Предприятия, расположенные в районах рядом со станциями метро, остановками общественного транспорта, вдоль централь­ных магистралей города, входят в зону проявления повышенного мик­роспроса на товары и услуги.

В зону проявления среднего микроспроса на товары и услуги входят предприятия, расположенные в торговых центрах микрорайона.

Предприятия, расположенные в районах новостроек, в отдален­ных или так называемых «спальных» районах, в основном образуют зону проявления пониженного микроспроса на товары и услуги.

Так как спрос является достаточно подвижной категорией, в реальной жизни отдельные его разновидности в чистом виде выде­лить достаточно сложно. Они переплетаются, переходят из одного вида в другой, образуют различные сочетания, тем самым отдель­но и в совокупности воздействуя на хозяйственную деятельность каждого торгового предприятия. Такое влияние и сочетание являет­ся индивидуальным, и чем конкретнее будет информация о спро­се, тем эффективнее будут использоваться товарные ресурсы тор­гового предприятия и осуществляться весь процесс реализации то­варов и услуг. Поэтому степень воздействия микроспроса необходимо изучать в целях повышения эффективности всего производствен­но-торгового процесса каждого предприятия.[4]

 Методы изучения микроспроса

Изучение микроспроса на товары и услуги должно стать осно­вой для организации и текущего управления хозяйственной дея­тельностью предприятия, планирования объема продаж, обеспече­ния процесса закупки товаров, повышения организации и уровня обслуживания покупателей, а также для проведения эффективной ценовой политики. Поэтому изучение микроспроса является не са­моцелью, а объективной необходимостью,, предполагающей совер­шенствование всех сторон хозяйственной деятельности торгового предприятия, повышение его конкурентоспособности и роли на рынке конкретных товаров и услуг.

Предложить товар, отвечающий особенностям спроса покупа­телей, возможно только на основе подробного изучения микро­спроса на конкретном предприятии.

При изучении микроспроса на уровне торгового предприятия необходимо учитывать следующие особенности:

микроспрос должен изучаться не только в целом, но и в разрезе отдельных товарных групп и ассортиментных позиций и даже от­дельных товаров;

микроспрос должен изучаться относительно не только совокуп­ного усредненного покупателя, но и каждой конкретной группы покупателей, разделенных по различным признакам (пол, возраст, семейное, социальное положение, уровень доходов и т.п.). В преде­лах каждой изучаемой группы необходимо выделять особенности спроса и ориентироваться на них. [7]

Наиболее эффективным методом изучения спроса считается анкетный опрос. Его осуществление состоит из нескольких этапов:

I        этап. Определение проблемы исследования, т.е. целей, задач,
объема и характера опроса.

II   этап. Разработка целевых и программных вопросов.   ,

IIIэтап. Выбор способа проведения опроса и опрашиваемых лиц.

IVэтап. Разработка пробной анкеты, ее испытание и оконча­
тельная редакция вопросов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.