Являясь выражением конкретных платежеспособных потребностей, вынесенных на рынок, спрос может быть удовлетворен только при наличии соответствующего им товарного предложения. В условиях рынка предложение потребительских товаров и услуг должно обладать повышенной способностью реагировать на различные изменения спроса.
В системе рыночных отношений категория спроса может выступать как макроспрос и микроспрос. Эти понятия могут быть рассмотрены в двух аспектах: с точки зрения классификации товаров и с точки зрения объекта (территориальный признак).
В соответствии с первой классификацией под макроспросом понимают спрос на отдельную группу товаров (услуг), объединенных по какому-то признаку, например, по потребительскому назначению — одежда, обувь, мебель и т.д. В свою очередь, макроспрос также имеет структуру, которая представляет собой объем спроса на отдельные группы товаров (услуг), входящих в объединенные группы, например, одежда для женщин, одежда для мужчин, одежда для детей, спортивная одежда и т.д.
С точки зрения объекта макроспрос рассматривается на уровне какого-либо единого пространства — страны, республики, экономического региона, края, области, города и т.д.
По первому признаку классификации микроспрос — это спрос на отдельные разновидности товаров.
По второму признаку микроспрос будет характеризовать спрос потребителей на товары и услуги, формирующийся на уровне отдельного предприятия торговли, общественного питания, сферы услуг.
Каждое предприятие имеет различную специализацию, поэтому микроспрос можно рассматривать как локальный спрос на конкретные товары и услуги широкого ассортимента, предъявляемый определенными группами потребителей данного предприятия.
Микроспрос формируется и развивается под воздействием как внешних, так и внутренних факторов. Наиболее существенными факторами являются:
месторасположение предприятия;
тип предприятия и его специализация;
организация обслуживания покупателей и ее эффективность;
качество товаров и предлагаемых услуг;
уровень цен;
наличие рекламы;
перечень предлагаемых дополнительных услуг;
другие.[4]
Но главное, что определяет объем и структуру микроспроса, — это состав и характер потребителей.
Микроспрос каждого предприятия отражает специфику определенного контингента потребителей и свои, присущие только ему черты, отличающиеся, иногда весьма существенно, от спроса на других предприятиях.
Микроспрос, предъявляемый покупателями на предприятиях, имеет множество разновидностей. Он может быть сгруппирован в отдельные группы по различным признакам. Классификация микроспроса см. приложении 3.
Повседневный спрос — это спрос, который предъявляется практически ежедневно (продукты питания, табачные изделия, мыло и т.д.).
Периодический спрос — предъявляется через определенные периоды (обувь, одежда и т.п.).
Эпизодический спрос предъявляется изредка, «от случая к случаю» (мебель, ювелирные изделия, деликатесы и т.п.).
Импульсивный спрос может быть предъявлен в любое время без заранее определенной периодичности и под влиянием различных факторов, в частности, рекламы, другой дополнительной информации, покупок других людей — родственников, знакомых (обычно это недорогие товары массового спроса — парфюмерия, хозяйственные товары, кондитерские изделия и т.п.).
Действительный (потенциальный) спрос — это объем спроса населения во всей его совокупности на уровне крупного региона. В значительной степени он характеризует величину макроспроса и определяется на основе балансов денежных доходов и расходов населения. С точки зрения микроспроса это — потенциально возможный объем спроса населения на все товары или на конкретный товар. Таким образом, действительный (потенциальный) спрос отражает возможность населения действительно направить определенную сумму денег на приобретение товаров и услуг, т.е. покупательные фонды.
Реализованный спрос — это спрос, который был фактически реализован при покупке товаров и оплате услуг. Он отличается от действительного (потенциального) только в том случае, если предложение товаров и услуг по объему, ассортименту, качеству или каким-либо другим характеристикам не соответствует спросу населения. В этом случае часть действительного (потенциального) спроса не находит соответствующего товарного эквивалента на рынке и остается нереализованной.
Неудовлетворенный спрос — это спрос, оставшийся нереализованным из-за отсутствия необходимого товара по различным причинам (низкое качество, высокая цена и т.п.). Неудовлетворенный спрос — это разница между действительным (потенциальным) спросом и спросом реализованным. Неудовлетворенный спрос имеет несколько разновидностей:
1)явный — когда покупатель имеет определенную сумму денег, но не может приобрести товар по различным причинам. Особенно стью данного вида спроса является то, что он действительно пред ставлен денежной массой, которая при появлении на рынке нуж ных товаров и услуг будет удовлетворена;
2)скрытый — проявляется при покупке товара или услуги, ко торые не являются полноценными заменителями отсутствующего товара или услуги либо вообще не связаны с ним отношениями взаимозаменяемости поскольку в случае отсутствия одних товаров и услуг спрос переключается на другие, имеющиеся на рынке;
3)отложенный — существующий, но как бы отложенный на время спрос по различным причинам, например, в случае необхо димости накопления определенной суммы денег для приобретения конкретных товара и услуги, обязательного приобретения товара или услуги к конкретному событию и т.п.
Базовый спрос предъявляется в местах постоянного проживания и потребления данных товаров и услуг.
Мобильный спрос предъявляется в местах временного нахождения и потребления данных товаров и услуг (в командировке, на отдыхе и т.п.).
Четко сформулированный (твердо сформулированный) спрос — это заранее обдуманный спрос, выражающий твердое намерение покупателей купить именно эти товар или услугу.
Альтернативный спрос предъявляется на достаточно широкий круг однотипных товаров или услуг.
Первичный (начальный) спрос — это предъявленный спрос на товары, приобретаемые впервые.
Спрос на замену — это спрос, возникающий после того, как потребляемый ранее товар, чаще всего длительного пользования, полностью утрачивает свои потребительские свойства или морально устаревает.
Дополнительный спрос — это спрос, предъявляемый на вторые, третьи и т.д. экземпляры уже имеющихся товаров.
Формирующийся спрос — это спрос на новые, незнакомые товары и услуги.
Интенсивный спрос — это спрос, возрастающий высокими темпами (новые, а также высококачественные товары и услуги).
Стабилизировавшийся спрос — это спрос на товары и услуги, динамика которого постоянна (продукты питания, хозяйственные товары, товары для личной гигиены и т.п.).
Угасающий спрос — это спрос на товары, имеющий тенденцию к снижению, прежде всего на товары, в основном заканчивающие свой жизненный цикл (традиционные мужские пальто, телевизоры с черно-белым изображением и т.п.).
Отрицательный спрос возникает, когда на отдельные товары и услуги спрос потребителями практически не предъявляется.
Предприятия, расположенные в центральных районах города, рядом с историческими достопримечательностями, железнодорожными вокзалами, аэропортами, входят в зону проявления максимального микроспроса на товары и услуги.
Предприятия, расположенные в районах рядом со станциями метро, остановками общественного транспорта, вдоль центральных магистралей города, входят в зону проявления повышенного микроспроса на товары и услуги.
В зону проявления среднего микроспроса на товары и услуги входят предприятия, расположенные в торговых центрах микрорайона.
Предприятия, расположенные в районах новостроек, в отдаленных или так называемых «спальных» районах, в основном образуют зону проявления пониженного микроспроса на товары и услуги.
Так как спрос является достаточно подвижной категорией, в реальной жизни отдельные его разновидности в чистом виде выделить достаточно сложно. Они переплетаются, переходят из одного вида в другой, образуют различные сочетания, тем самым отдельно и в совокупности воздействуя на хозяйственную деятельность каждого торгового предприятия. Такое влияние и сочетание является индивидуальным, и чем конкретнее будет информация о спросе, тем эффективнее будут использоваться товарные ресурсы торгового предприятия и осуществляться весь процесс реализации товаров и услуг. Поэтому степень воздействия микроспроса необходимо изучать в целях повышения эффективности всего производственно-торгового процесса каждого предприятия.[4]
Методы изучения микроспроса
Изучение микроспроса на товары и услуги должно стать основой для организации и текущего управления хозяйственной деятельностью предприятия, планирования объема продаж, обеспечения процесса закупки товаров, повышения организации и уровня обслуживания покупателей, а также для проведения эффективной ценовой политики. Поэтому изучение микроспроса является не самоцелью, а объективной необходимостью,, предполагающей совершенствование всех сторон хозяйственной деятельности торгового предприятия, повышение его конкурентоспособности и роли на рынке конкретных товаров и услуг.
Предложить товар, отвечающий особенностям спроса покупателей, возможно только на основе подробного изучения микроспроса на конкретном предприятии.
При изучении микроспроса на уровне торгового предприятия необходимо учитывать следующие особенности:
микроспрос должен изучаться не только в целом, но и в разрезе отдельных товарных групп и ассортиментных позиций и даже отдельных товаров;
микроспрос должен изучаться относительно не только совокупного усредненного покупателя, но и каждой конкретной группы покупателей, разделенных по различным признакам (пол, возраст, семейное, социальное положение, уровень доходов и т.п.). В пределах каждой изучаемой группы необходимо выделять особенности спроса и ориентироваться на них. [7]
Наиболее эффективным методом изучения спроса считается анкетный опрос. Его осуществление состоит из нескольких этапов:
I этап. Определение проблемы исследования, т.е. целей, задач, объема и характера опроса.
II этап. Разработка целевых и программных вопросов. ,
IIIэтап. Выбор способа проведения опроса и опрашиваемых лиц.
IVэтап. Разработка пробной анкеты, ее испытание и оконча тельная редакция вопросов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6