Возобновление экономического роста требует восстановления платежеспособного спроса, как в потребительском секторе, так и в инвестиционном. Низкий платежеспособный спрос приводит к исчезновению многих видов производств, особенно в условиях сильно милитаризованной и монополизированной экономики. Платежеспособный чрезмерный спрос, особенно при снижении производства и соответственно предложения товаров и услуг, - ведет к росту цен, создает «нагрузку» на эмиссию денег и способствует тем самым усилению инфляции.
При проведении политики расширения платежеспособного спроса надо учитывать глубокие различия в платежеспособности тех или иных социальных групп населения, чтобы в достатке были товары одного назначения, как по высоким, так и по относительно средним и низким ценам. Важный элемент данной политики — сочетание спроса, с одной стороны, на товары, материальные блага, а с другой — на услуги финансово-кредитных учреждений.
Оптимальная структура платежеспособного спроса населения, развитие всех сегментов потребительского и фондового рынков позволяют снизить издержки производства и обращения и тем самым замедлить повышение цен. Вместе с тем активизация спроса на ценные бумаги порождает иллюзию быстрого обогащения, что возможно для отдельных граждан, но нереально для сколько-нибудь большого их числа и тем более для социальных групп. Но основное рассредоточение спроса, переключение на рынок ценных бумаг возможны в условиях строгого выполнения финансово-кредитными учреждениями, а также государством своих обязательств перед гражданами. Для населения важно также предсказуемое изменение курса национальной валюты. Словом, рынок ценных бумаг должен быть «прозрачным» для его участников, а для населения должны быть ясны пределы его стабильности и нестабильности. . Расширение совокупного спроса требует активизации инвестиционной политики. Особую роль в решении этой задачи играет государство, через систему закупок оно формирует стабильные условия хозяйствования, создавая импульсы к инвестированию прибыли и амортизационных отчислений.
Проводя структурную политику, определяя важнейшие целевые программы, государство прямо формирует состав необходимых строительных объектов. В условиях бюджетного дефицита необходимо соблюдение жестких требований по срокам окупаемости и возвратности средств. Это всегда было самым слабым звеном экономики бывшего СССР. Но государство не может, ссылаясь па дефицит бюджета, освободить себя от принятия крупных инвестиционных решений, затрагивающих интересы национальной безопасности. В условиях нестабильности и высокой степени риска оно должно осуществлять инвестиции на долевых, партнерских началах с отечественными и иностранными компаниями. Особый предмет заботы инвесторов — гарантии возвратности и стабильности средств, а также достаточно крупные масштабы их вложений.
В тех случаях, когда государство принимает решение об участии в инвестиционном проекте, гарантии, как для отечественных, так и для иностранных инвесторов существенно повышаются. Возобновление и расширение инвестиционного спроса во многом затруднены из-за чрезмерного превышения доходности вложений в ценные государственные бумаги по сравнению с нормой рентабельности реального сектора экономики. Поэтому без снижения доходности спекулятивных сделок невозможно восстановить стимулы к инвестициям и создать условия для возобновления экономического роста.
Обычно в политике подавления инфляции упор делают на сокращение и нормализацию бюджетного дефицита. Но в бюджетной политике опасен простой арифметический подход, согласно которому расходы не должны превышать доходы. Без структурной и промышленной политики, нацеленной на извлечение доходов, нельзя быть уверенным, что сокращение бюджетного дефицита приведет к положительным результатам в экономике.
На нынешнем этапе переходного периода главным направлением снижения инфляции, на наш взгляд, является решение одной из самых сложных задач — стабилизации цен и их снижения в естественных монополиях, оказывающих огромное влияние на общий уровень цен производителей продукции. Разумеется, если спрос превышает предложение, экономика дефицитна, а денежная масса увеличивается более высокими темпами, чем того требует естественный кругооборот капитала и товарной массы, то предпосылки для роста цен налицо. Но также верно и то, что искусственно сдерживаемый рост массы денег для прекращения роста цен наносит экономике прямой ущерб, возникает так называемый кризис неплатежей и на самом деле — недофинансирование оборотного капитала. Без возобновления финансирования оборотного капитала в бюджет поступают платежи из прибыли, налог на добавленную стоимость, а предприятия не имеют средств, чтобы поддерживать воспроизводство оборотного капитала, выплачивать своевременно заработную плату.
Регулирование денежной массы — самый простой способ регулирования платежеспособного спроса и инфляции. По форме и по существу это очень грубый способ, он напоминает жесткие административные методы воздействия на экономику. Более сложным и многофакторным способом подавления инфляции является обеспечение стабилизации издержек производства и цен. Можно с уверенностью утверждать, что стабилизировать цены только в русле монетаристской политики, т.е. путем жесткого регулирования денежной эмиссии, сжатия бюджетного дефицита, невозможно. Чем больше времени проходит после либерализации цен, тем яснее становится, что стабилизация цен невозможна без стабилизации издержек производства и обращения, а также повышения производительности труда. Решить эту задачу только с помощью единовременного отпуска цен нельзя. Здесь требуется целая система мер по созданию условий для развития конкуренции, а именно:
— формирование структурной политики и приоритетов национальной экономики на основе выработки общих позиций государства, федеральных органов власти, субъектов Федерации и деловых кругов по этой проблеме;
— существенное увеличение числа малых и средних предприятий;
развитие рынка ценных бумаг как инструмента стимулирования сбережений населения и аккумуляции средств для осуществления инвестиционных проектов;
—сокращение разрыва между рентабельностью учреждений финансово-банковской системы, торговли и отраслей промышленности и сельского хозяйства. Это возможно при росте числа надежных банков, финансовых и страховых компаний, расширении состава услуг, которые они оказывают физическим и юридическим лицам, а также при расширении объемов производства, пользующихся спросом товаров. Сегодня рентабельность финансово-банковских и страховых операций в десятки, а по отдельным операциям в сотни раз превышает рентабельность производства;
—разработка надежной законодательной базы и надежных методов контроля за обоснованностью калькуляции затрат, что требует существенного повышения качества бухгалтерского учета и широкого раз вития аудиторских служб;
—принятие гибкой антимонопольной политики, направленной на выявление увеличения прибыли и рентабельности за счет нарушения правил конкуренции;
—построение системы анализа, прогнозирования и регулирования всей совокупности цен — от закупочных и оптовых до потребительских. Глубокий факторный анализ цен поможет выявить основные очаги роста издержек производства и обращения и послужит основой для разработки системы мер по снижению затрат. Главным объектом регулирования должны быть как соотношения в уровнях цен, так и темпы их прироста;
— создание кодекса правил и этики конкуренции, с тем, чтобы учитывались национальные интересы, а методы конкурентной борьбы носили добросовестный характер.
Основа конкурентной среды заложена в отношениях собственности. Без оптимальной структуры собственности, без механизма персонификации собственности не может быть и ответственности за ее сохранение, приумножение, эффективное использование. Обобщение опыта российской экономики показывает, что мотивационный механизм и стимулы эффективного использования собственности не возникают автоматически с изменением формы собственности, с приватизацией и акционированием государственной собственности.
журнал Экономика и управление, 2002 г., 17 с.
В условиях переходного периода не подтвердилось мнение, что отход от глобальной государственной собственности явится инструментом преодоления бюджетного дефицита. Всем — и собственно государственным предприятиям, и акционерным обществам, и частным компаниям, и многим банкам — не хватает средств даже на выживание, не говоря уже о развитии. Поэтому спрос на бюджетные средства чрезвычайно высок. Этот финансово-бюджетный «голод» в производственной сфере не позволил осуществить задуманный еще в 80-е годы крупный маневр, заключавшийся в переходе к развитию материального производства на принципах самоокупаемости и самофинансирования.
Почему изменение отношений собственности не стало фактором развития конкуренции и повышения эффективности экономики? Причин этому несколько. Во-первых, не сформировался активный собственник. Акционирование не привело к появлению менеджеров, способных предложить новые стратегии развития с большей долей риска; зачастую менеджеры ставят личные интересы выше интересов компании и максимизируют свой доход, а не доход компании. Во-вторых, не отлажен механизм открытия собственного дела, а также перепрофилирования предприятий, подлежащих банкротству, и ликвидации несостоятельных предприятий. В-третьих, незначительна доля мелких и средних собственников, которые формируют конкурентную среду, а также перспективных собственников и менеджеров. В-четвертых, по нашему мнению, это одна из главных причин — медленное формирование института юридической защиты прав собственности и выполнения контрактов, договоров и обязательств.
В условиях рыночной экономики резко сужается роль государства, его предприятий как производителей товаров и услуг, в то же время его роль как законодателя правовых норм хозяйствования, финансовой деятельности, арбитра при разрешении споров возрастает, усиливаются надзорные и контрольные функции за своевременным и точным исполнением принятых законов. В последние годы резко повысилась активность государства как законодателя, но утратила свои позиции судебная власть. Слабость судебной власти выражается в том, что она лишает субъектов рынка уверенности в надежной защите властными структурами их интересов, закрепленных законодательно.
Одно из направлений соблюдения стратегических интересов безопасности' состоит в создании системы гибкого регулирования рыночной экономики. Разумеется, само по себе регулирование не гарантирует безопасности. Оно может оказаться не только полезным, но и вредным, если пытаться восстановить не оправдавшие себя формы регулирования. Прежде всего, нельзя забывать, что речь идет о регулировании не просто экономики, а рыночной ее модели. Важно не только не нарушить механизмы само регуляции, но и создавать условия для наиболее эффективной работы этих механизмов. Для этого субъекты рынка должны располагать достаточно полной информацией о развитии экономики в целом; задачах структурной политики; приоритетах государственной поддержки; насыщенности и дефицитах рынка, так называемых провалах рынка; прогнозируемых макроэкономических показателях и т.д. Конечно, столь сложную задачу выполняют не только государственные управленческие структуры, но и общественные и частные аналитические центры. В самом общем виде роль государства состоит в познании причинно-следственных и иных зависимостей в рыночной экономике, в предупреждении таких стихийных моментов развития, которые угрожают национальной безопасности, в определении сфер, способных дать в перспективе наибольшую прибыль. В систему гибкого государственного регулирования целесообразно включить следующие основные подсистемы;
• макроэкономическое регулирование, устанавливающее общие правила и параметры хозяйствования для всех типов организаций;
• индикативное планирование, на основе которого осуществляется ориентация инвестиционных процессов на выбранные приоритеты структурной политики, а также другие типы «тонкой настройки» механизма хозяйствования экономическими методами для всех типов организаций;
• более жесткое планирование деятельности государственных предприятий, госзаказов (прежде всего оборонных), а также разработка и осуществление методов управления государственным имуществом.
Сущность и стратегия экономической безопасности не исчерпываются проблемами восстановления экономического роста на основе новой структурной политики, удовлетворения потребительского и инвестиционного спроса, развития рынка ценных бумаг, создания конкурентной среды, оптимизации отношений собственности и менеджмента, создания гибкой системы государственного регулирования рыночного типа. Стратегия не станет действенным инструментом политики, если не будут конкретизированы задачи безопасности в отдельных сферах экономики: в отраслях материального производства; в научно-технической, социальной и внешнеэкономической сферах; в регионах.
Еще один аспект стратегии экономической безопасности — устойчивость национальной валюты. Можно констатировать, что в рамках монетаристского подхода в России пока не удалось обеспечить стабильность валюты. Между тем проблема устойчивости национальной валюты приобретает, пожалуй, важнейшее значение во всей системе рыночных индикаторов. С полной либерализацией цен курс рубля становится одним из главных факторов, влияющих на издержки производства и обращения, уровень и динамику цен. Причем, если в 1992 и частично 1993 г. курс валюты зависел от динамики цен, то теперь он сам становится фактором, воздействующим на цены. Это показал октябрь 1994 г., когда резкое снижение курса рубля сразу же привело к существенному росту цен. Главная опасность девальвации рубля в 1998 г. состояла в дестабилизации системы цен, прежде всего, удорожании продовольствия и промышленных товаров. Расчет на удешевление товаров отечественного производства был не обоснован, поскольку механизм конкурентного ценообразования еще не налажен во многом из-за спада отечественного производства.
Экономическая безопасность, В. К. Сенчагова, Москва ЗАО «Финстатинформ», 2000г.,
В связи с падением масштабов отечественного производства, особенно в сельском хозяйстве, легкой и пищевой промышленности, низкой конкурентоспособностью этих отраслей, слабой таможенной политикой, не скоординированной с системой налогового поощрения развития названных отраслей, объем розничного товарооборота примерно на 35-50%, а в Москве и других крупных городах на 70-80% зависит от импортных поставок. Поэтому резкие колебания курса рубля ведут к повышению внутренних цен на импортные товары, что при отсутствии конкуренции и спаде производства является сигналом для повышения цен на отечественные товары.
Валютный курс должен устанавливаться на основе определения средневзвешенного курса по всем сегментам валютного рынка, включая межбанковский оборот валюты. Необходимо пополнение золотовалютных резервов, что упирается, с одной стороны, в развитие золотодобывающей промышленности, в недальновидность политиков и бизнесменов, недооценивающих роль золота в современной экономике, с другой стороны, в состояние платежного баланса и его зависимость от экспорта топливно-сырьевых ресурсов, чрезмерно большие объемы вывоза российского капитала за границу в его крайней форме — «бегства» капитала. С 1997 г. наблюдалось ухудшение платежного баланса страны из-за резкого сокращения мировых цен на нефть, что осложнило формирование валютных резервов и создало негативное давление на курс рубля. Центральный банк России, был вынужден выкупать долговые обязательства Минфина, отвлечь часть валютных резервов на поддержание ликвидности рынка ценных бумаг и этими своими действиями подрывает базу устойчивости рубля. Необходимо устранить общеэкономические причины падения курса рубля, а они кроются в недрах самой экономики, в глубоком спаде производства, в ее неэффективной структуре. В стратегических интересах России перейти от политики спада производства, выжидания результатов саморазвития рыночной системы к политике восстановления экономического роста, что невозможно сделать без консолидации политических сил, способных вывести страну из глубокой депрессии.
Стратегической целью обеспечения экономической безопасности является создание приемлемых условий для жизни и развития личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз. Государственная стратегия в области обеспечения экономической безопасности России должна быть ориентирована, прежде всего на поддержание достаточного уровня производственного, научно-технического потенциала, недопущение снижения уровня жизни населения до предельных значений, что способно вызвать социальную напряженность, предотвращение конфликтов между отдельными слоями и группами населения, отдельными нациями и народностями. Эта стратегия должна осуществляться, прежде всего через систему безопасности, которую образуют органы законодательной, исполнительной и судебной власти, общественные и иные организации и объединения.
Таким образом, государственная стратегия может быть успешно реализована только при соблюдении ряда определенных требований. Во-первых, необходимо четко разграничить функции аппарата Президента Российской Федерации и правительства, а также федеральных органов исполнительной власти. Во-вторых, должны быть определены задачи федерального и местного уровня и соответствующее разграничение по государственному управлению между федеральными органами и органами исполнительной власти субъектов Федерации при обеспечении единства систем исполнительной власти. В-третьих, требуется адекватное информационное обеспечение регулирующей функции государства.
Некоторые важные положения государственной деятельности по обеспечению экономической безопасности должны осуществляться в процессе разработки проектов прогноза социально-экономического развития России и государственного бюджета на каждый последующий год.
журнал Макроэкономика, Москва, 2003 г., 18 с.
Заключение.
Таким образом, экономическую безопасность можно определить как состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечиваются гарантированная защита национальных интересов, социальная направленность политики, достаточный оборонный потенциал даже при неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов. Иными словами, экономическая безопасность — это не только защищенность национальных интересов, по и готовность, и способность институтов власти создавать механизмы реализации и защиты национальных интересов развития отечественной экономики, поддержания социально-политической стабильности общества.
Практически все пост социалистические страны, с преимущественно индустриальным типом экономики столкнулись с проблемами переходной экономики, представляющими угрозу экономической безопасности. Для России этот период ознаменован распадом СССР, движением из коммунизма. Системные реформы в России и других странах прошли длительный путь. Среди преобразований переходного периода главное место занимает изменение роли государства, макроэкономическая стабилизация, приватизация, формирование рыночной инфраструктуры, интеграция в мировое хозяйство.
Государственная стратегия экономической безопасности в переходный период может быть успешно реализована только при соблюдении ряда определенных требований. Во-первых, необходимо четко разграничить функции аппарата Президента Российской Федерации и правительства, а также федеральных органов исполнительной власти. Во-вторых, должны быть определены задачи федерального и местного уровня и соответствующее разграничение по государственному управлению между федеральными органами и органами исполнительной власти субъектов Федерации при обеспечении единства систем исполнительной власти. В-третьих, требуется адекватное информационное обеспечение регулирующей функции государства.
Список литературы.
1. Экономическая безопасность, В. К. Сенчагова, Москва ЗАО «Финстатинформ», 2000г., 670 с.
2. Экономика переходного периода, Институт экономических проблем перехода, 1999 г., 1345 с.
3. Основы экономической теории: учебное пособие, М: Академический проект, 2002 г., 544 с.
4. Мировая экономика, Булатов А. С., Москва юрист, 2003 г., 734 с.
5. Макроэкономика (СПб Питер), 2002 г., 432 с.
6. журнал Экономист, 2003 г., 35 с.
7. журнал Мировая экономика, 2005 г., 25 с.
8. журнал Экономика и управление, 2002 г., 37 с.
9. журнал Макроэкономика, Москва, 2003 г., 48 с.
Страницы: 1, 2, 3, 4