Рефераты. Договор перевозки морским транспортом

Об ограничении агентским договором прав агента см. также ст. 1007 ГК «Ограничение агентским договором прав принципала агента».

Согласно линейному соглашению ФОНАСБА 1993 г. агент обязуется не вы­ступать в качестве представителя других судоходных компаний и не заниматься на определенной ему территории деятельностью перевозчика, не являющегося собственником судов, или такой экспедиторской деятельностью, которая соста­вит прямую конкуренцию любой перевозочной деятельности принципала, без его предварительного письменного согласия, в котором не должно быть отка­зано без разумных оснований. Принципал обязуется не назначать на террито­рии агента других лиц для оказания услуг, предусмотренных соглашением.

Морской агент может совершать юридические и иные действия с согла­сия судовладельца также в пользу другой стороны, уполномочившей его на такие действия. (ст. 235 КТМ РФ)

Норма этой статьи является новой по отношению к общим нормам ГК об агентировании. Последние не содержат аналогичного правила, хотя в них подразумевается (на основании п. 2 ст. 184 ГК), что агент как ком­мерческий представитель может представлять в сделке обе стороны с их согла­сия. Между тем агент может выступать не только в качестве представителя (когда он действует от имени принципала), но и в качестве комиссионера (когда он действует от своего имени - ст. 1011 ГК). Рассматриваемая статья КТМ вво­дит возможность не только представительства обеих сторон, т. е. совершения сделок от их имени, но и действий агента в интересах обеих сторон в иных си­туациях, а именно: а) от своего имени в пользу судовладельца и одновременно от имени и в пользу другой стороны, б) от имени и в пользу судовладельца и одновременно от своего имени в пользу другой стороны. Очевидно, что агент не может выступать от своего имени, но в пользу обеих сторон.

Хотя в рассматриваемой статье говорится, что другая сторона в сделке должна не просто дать согласие на то, чтобы агент совершал действия в пользу обеих сторон, а уполномочить агента на такие действия, смысл ее состоит в том, что агент действует с согласия обеих сторон, как это предусмотрено в п. 2 ст. 184 ГК. Отношения между морским агентом и другой стороной (постав­щиком предметов снабжения, топлива, портовых услуг и т. д.) при этом регули­руются не договором морского агентирования, а агентским договором.

Представляется, что в любом случае агент обязан исполнять поручения, данные ему обеими сторонами, с заботливостью обычного предпринимателя, как это предписывается п. 1 ст. 184 ГК, т. е. он должен проявлять равную за­ботливость в интересах обеих сторон. Если агент, исходя из конкретных об­стоятельств сделки, приходит к выводу, что проявить равную заботливость в интересах сторон не представляется возможным, ему следует отказаться от поручения одной из сторон. Последняя должна будет соответственно либо вы­ступить в сделке непосредственно, либо назначить другого агента или предста­вителя.

Субъекты, с которыми взаимодействует морской агент при осуществле­нии своих функций, могут быть условно разделены на две группы: во-первых,

официальные органы и лица и, во-вторых, лица, вступающие в договорные от­ношения с судовладельцем.

К официальным органам и лицам относятся: портовые власти (ст. 9), капи­тан морского (рыбного) порта (ст. 74), таможенные, пограничные, санитарные власти, органы внутренних дел, консульства, нотариусы, судебные органы и др.

Правила ст. 235 КТМ РФ относятся только ко второй группе - к ли­цам, вступающим с судовладельцем в договорные отношения, в число которых входят прежде всего организации, участвующие в договоре перевозки (отправи­тели и получатели груза, фрахтователи, их агенты, страховые организации). Кроме этого, в данную группу входят:

предприятия, обслуживающие груз - экспедиторские, терминальные, стиви­дорные, тальманские компании, а также морские торговые порты, предостав­ляющие соответствующие услуги;

организации, обслуживающие судно (предоставляющие лоцманские, бук­сирные, швартовые, судоремонтные и др. услуги);

организации, выполняющие снабженческие функции (бункерные, водолейные и др.);

предприятия, обслуживающие парк оборудования (лизинговые, ремонтные, железнодорожные и автотранспортные, контейнерные депо).

Рассматривая агентирование судов нам следует рассмотреть также некоторые аспекты морского субагентирования:

Статья 236. Договор морского субагентирования

Морской агент вправе в целях исполнения договора морского агентирова­ния заключать договоры морского субагентирования с другими лицами, оста­ваясь при этом ответственным за действия морского субагента перед судов­ладельцем. Морской субагент не вправе заключать с третьими лицами сделки от имени судовладельца, если только морской субагент не действует на осно­ве передоверия.

Договор морского субагентирования относится к тому же отдельному виду агентского договора, что и основной договор морского агентирования. Соответственно к нему mutatis mutandis применяются правила главы XIII КТМ.

Субагент должен иметь лицензию на агентское обслуживание.

Право морского агента заключать договоры морского субагентирования действует только в том случае, если в основном договоре не предусмотрено иное. Такое положение соответствует правилу п. 1 ст. 1009 ГК.

Субагенту не может быть передано право на заключение сделок от име­ни судовладельца, если он (субагент) не может действовать на основе передо­верия в соответствии с правилами ст. 976 и 187 ГК. Из этого следует, что мор­ской агент (при невозможности для морского субагента действовать на основе передоверия) может поручить морскому субагенту совершать за счет судовла­дельца, но от своего (т. е. субагента) имени юридические и иные действия, целью которых является исполнение основного договора морского агентирования. Оче­видно, что морской агент в данной ситуации может также поручить морскому субагенту выступать от имени морского агента. В любом случае морской агент остается ответственным за действия морского субагента перед судовладельцем.

Договор морского субагентирования может использоваться в отноше­ниях между генеральным агентом, зона действия которого охватывает опреде­ленную территорию, и агентами в портах, находящихся на этой территории, которые осуществляют непосредственное обслуживание судов судовладельца-принципала.

Положения Генерального агентского соглашения ФОНАСБА 1993 г. во многом идентичны положениям Стандартного линейного агентского соглашения ФОНАСБА, но между ними есть и различия, отражающие разницу в положении между портовым агентом и генеральным агентом. Задачи последнего носят, скорее, контролирующий характер, в то время как портовый агент непосредственнее контактирует с участниками соот­ветствующих отношений - третьими лицами.

В пунктах об общих условиях генерального агентского соглашения преду­сматривается, что соглашение регулирует генеральную агентскую работу на территории. Она включает обязанности по маркетингу, ведению операций, уче­ту и финансам, перечисленные в соглашении. Работа, выполняемая генераль­ным агентом в качестве портового агента, исключается из сферы соглашений, и к ней должно применяться отдельное Стандартное линейное агентское согла­шение. В числе общих обязанностей генерального агента указываются следую­щие: представлять принципала на территории и контролировать всю деятель­ность, осуществляемую на территории от имени принципала, прилагая все усилия для неукоснительного выполнения любых разумных конкретных указаний прин­ципала, включая применение документации и условий принципала; в консульта­ции с принципалом по необходимости рекомендовать или назначать от имени и за счет принципала портовых агентов, агентов в глубине территории и субагентов.

В качестве примера субагентского соглашения можно привести стандарт­ную международную форму договора морского субагентирования - Субагент­ское соглашение ФОНАСБА (первое издание, октябрь 1998 г.), рекомендован­ное БИМКО. По своему содержанию это соглашение относится к договору морского субагентирования. В соглашении прямо указывается наличие у гене­рального агента полномочий от «линии», т. е. принципала. Субагент выполняет обязанности, перечисленные в агентском соглашении между генеральным аген­том и принципалом, но при этом действует от имени генерального агента.

Статья 237. Права и обязанности морского агента

1. Морской агент выполняет различные формальности, связанные с прихо­дом судна в порт, пребыванием судна в порту и выходом судна из порта, оказывает помощь капитану судна в установлении контактов с портовыми и местными властями и в организации снабжения судна и его обслуживания в порту, оформляет документы на груз, инкассирует суммы фрахта и иные при­читающиеся судовладельцу суммы по требованиям, вытекающим из договора морской перевозки груза, оплачивает по распоряжению судовладельца и капита­на судна суммы, подлежащие уплате в связи с пребыванием судна в порту, при­влекает грузы для линейных перевозок, осуи)ествляет сбор фрахта, экспедиро­вание груза и совершает иные действия в области морского агентирования.

2. Морской агент обязан:

осуществлять свою деятельность в интересах судовладельца добросове­стно и в соответствии с практикой морского агентирования;

действовать в пределах своих полномочий;

вести учет расходования средств и предоставлять судовладельцу отчеты в порядке и в сроки, которые предусмотрены договором морского агентирования.

Хотя статья называется «Права и обязанности морско­го агента», в ней в основном регулируются только обязанности морского агента.

Статья 237 состоит из двух частей. В п. 1 перечисляются действия мор­ского агента. Подразумевается, что морской агент имеет право осуществлять названные юридические действия в пользу и за счет судовладельца, если только это не противоречит договору морского агентирования. Перечень не является исчерпывающим. Он в целом соответствует общепринятой международной практике, как она выражается в агентских договорах, заключаемых на практи­ке, и в стандартных формах агентских договоров.

Перечень действий, установленных в п. 1 ст. 237, должен рассматриваться как определяющий для цели квалификации деятельности того или иного лица как осуществляющего агентское обслуживание морских судов в морских пор­тах в качестве отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию.

Подобный перечень действий, обычно выполняемых морскими агентами, содержится, например, в международном Стандартном линейном агентском соглашении ФОНАСБА. Согласно соглашению агент может выполнять сле­дующие обязанности:

представлять принципала на территории, прилагая все усилия для неукосни­тельного выполнения его любых разумных конкретных указаний, включая при­менение документации и условий принципала;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.