Рефераты. Денежные расчёты

Применение контрольно-кассовых машин регламентировано Законом РФ «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» от 18 июня 1993 г.

Использовать контрольно-кассовые машины (далее по тексту ККМ) для расчетов с населением обязаны все организации (в том числе физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица) в случае осу­ществления ими торговых операций или оказания услуг.

Исключение составляют организации, которые в соответствии с постановлением Правительства РФ «Об утверждении положе­ния по применению контрольно-кассовых машин при осуществ­лении денежных расчетов с населением и перечня отдельных ка­тегорий предприятий..., организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местона­хождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин» от 30 июля 1993 г. № 745 входят в перечень организаций, освобожденных от обязанно­сти использовать ККМ.

Таким образом, от применения ККМ освобождены организа­ции (физические лица, занимающиеся предпринимательской де­ятельностью без образования юридического лица), осуществляю­щие:

- платные услуги населению и применяющие бланки строгой отчетности или приравненные к ним документы (в основном орга­низации, оказывающие услуги — прачечные, химчистки, мас­терские по ремонту бытовой техники, автомобилей и т.п.);

- мелкорозничную (передвижную) торговлю с ручных теле­жек, с цистерн при продаже пива, кваса, молока и керосина (за исключением цистерн, установленных стационарно и подключен­ных к емкости завода), с лотков, из корзин, в развал овощами и бахчевыми культурами;

- продажу газет, журналов, а также сопутствующих товаров в отдельно стоящих киосках (при условии, что выручка от прода­жи газет и журналов составляет не менее 50 % и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной вла­сти);

- торговлю в киосках мороженым, безалкогольными напит­ками в розлив, табачными изделиями, произведенными на тер­ритории Российской Федерации;

- торговлю на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах и на других территориях, отведенных для осуществления торгов­ли (за исключением находящихся на указанных территориях па­латок, киосков, ларьков, павильонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных торговых мест, автофур­гонов, а также открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами).

Освобождаются от применения ККМ религиозные объедине­ния в части реализации предметов культа и религиозной литера­туры в культовых зданиях и уличных киосках и учреждениях почтовой связи в части реализации по номинальной стоимости знаков почтовой оплаты, предназначенных для оплаты услуг по­чтовой связи.

В соответствии с п. 25 приложения к письму Госналогслужбы России «О применении контрольно-кассовых машин при осуще­ствлении денежных расчетов с населением от 5 мая 1994 г. № НИ-6-07/152» действие Закона РФ от 18 июня 1993г. № 5215-1 (далее — Закон РФ) не распространяется на виды деятельнос­ти, а также услуги, не связанные с предпринимательством. К таким видам деятельности относятся, например, нотариальная деятельность, а также деятельность учебных заведений по оказа­нию платных услуг, связанных с образованием и деятельность коллегий адвокатов по оказанию юридической помощи (консуль­таций) населению.

Во всех остальных случаях применение ККМ при осуществле­нии расчетов с населением является обязательным.

Однако следует учесть, что постановлением РФ «О внесение дополнений в постановление Совета Министров — Правительства РФ от 30 июля 1993г. № 745* от 19 декабря 1997г. № 1607 дано разрешение органам исполнительной власти субъектов Россий­ской Федерации принимать решения об ограничении действия указанного перечня на соответствующей территории.

За нарушение требований Закона РФ «О применении конт­рольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» от 18 июня 1993 г. № 5215-1 и Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении де­нежных расчетов с населением применяются штрафные санкции, предусмотренные ст. 14.5 Кодекса РФ об административных на­рушениях РФ (КоАП РФ).

Организация, ведущая денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин, подвергается согласно требованиям КоАП РФ штрафам в следующих размерах:

• юридические лица — от 300 до 400 МРОТ;

• должностные лица — от 30 до 40 МРОТ.

В настоящее время минимальный размер оплаты труда (МРОТ), который применяется для исчисления штрафных санкций, со­ставляет 100 рублей.

В соответствии с Порядком ведения кассовых операций в РФ предприятия могут иметь в своих кассах наличные деньги только в пределах лимита, установленного банком по согласованию с ру­ководителем предприятия. Лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается учреждениями банков ежегодно всем предприя­тиям независимо от организационно-правовой формы и сферы де­ятельности, имеющим кассу и осуществляющим налично-денежные расчеты. Для установления лимита остатка наличных денег в кассе предприятие представляет в обслуживающий его банк рас­чет по установленной форме. По предприятию, в состав которого входят подразделения, не имеющие самостоятель­ного баланса и счетов в учреждениях банков, устанавливается еди­ный лимит остатка кассы с учетом этих структурных подразделе­ний. Лимит остатка кассы структурным подразделениям доводит­ся приказом руководителя предприятия. По представительствам и филиалам, расположенным вне его места нахождения, составляю­щим отдельный баланс и имеющим счета в учреждениях банков, лимит остатка кассы устанавливается обсуживающим его банком.

При наличии у предприятия нескольких счетов в различных банках предприятие по своему усмотрению обращается в одно из обслуживающих его учреждений банков с расчетом на установление лимита остатка денежных средств в кассе. После установления лимита остатка кассы в одном из учреждений банка предприятие направляет уведомление об определенном ему лимите в другие учреждения банков, в которых открыты соответствующие счета.

Предприятия, у которых лимит банком не установлен, должны сдавать в банк всю денежную наличность ежедневно, так как в этом случае лимит остатка денежных средств в кассе считается нулевым, а несданная в банк денежная наличность считается сверхлимитной.

Вся денежная наличность сверх установленных лимитов должна сдаваться в банк. Для этого кассиром предприятия выписыва­ется объявление на взнос наличных денег, в котором указывается источник образования вносимых денежных средств - выручка за товары, работы и услуги, невыданная заработная плата и т.п.

Порядок и сроки сдачи наличных денег устанавливаются обслуживающим банком каждому предприятию по согласованию с руководителем исходя из необходимости ускорения оборачивае­мости денег и своевременного поступления их в кассы в дни рабо­ты учреждений банков. В этих целях предприятия составляют и представляют в банк (за 60 дней до начала планируемого кварта­ла) кассовый план. Кассовый план (заявка) — это план оборота наличных денег денежных средств, который отражает их поступ­ления и выплаты через кассу предприятия.

Исходными данными для составления кассового плана явля­ются сметы доходов и расходов, сведения о продаже физическим лицам товаров и оказании платных услуг, календарь выплаты заработной платы и т.п. В кассовой заявке, таким образом, должно быть отражено, сколько наличных денежных средств поступит от клиента в кассу банка и сколько наличных денег потребуется ему из кассы банка. На основании полученных кассовых заявок банки составляют кассовый прогноз на предстоящий квартал с помесячной разбивкой, в ходе исполнения которого осуществляется кассовое обслуживание клиентов. Контроль за исполнением кассовой заявки возложен на главного бухгалтера предприятия.

Предприятия имеют право хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию и стипендий не свыше трех рабочих дней, включая день получения денег в банке (для предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, — до пяти дней),

Согласно действующему Порядку, все операции по приему и выдаче наличных средств отражаются в кассовой книге и отчете кассира (который является копией листа кассовой книги). Записи в кассовую книгу вносятся за каждый день, в котором были произведены операции с наличными средствами и только на ос­новании первичных кассовых документов: приходных и расход­ных кассовых ордеров, платежных ведомостей и т. д.

Расчеты наличными денежными средствами через кассу меж­ду юридическими лицами строго ограничены. Указанием ЦБ РФ от 14 ноября 2001г. № 1050-У установлен предельный размер расчет наличными деньгами по одной сделке в сумме 60 000 руб­лей. В соответствии со ст. 153 ГК РФ под сделками понимаются действия организации, направленные на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей.

Это означает, что по одному договору можно расплатиться наличными только в сумме 60 тыс. рублей независимо от того, в течение какого времени будут уплачиваться деньги. В случае если сумма договора превышает указанную сумму, то разницу необходимо уплатить по безналичному расчету.

Расчеты по использованию наличной иностранной валюты производятся предприятиями только для оплаты командировочных расходов. В соответствии с требованиями положения Банка России «О порядке покупки и выдачи иностранной валюты для оплаты командировочных расходов» от 25 июня 1997 г. № 62 использование наличной валюты на иные цели, в том числе для осуществления платежей по внешнеэкономическим сделкам, запрещается.

Для учета операций в валюте в организациях создается специальная касса. Кассирам устанавливаются лимиты в иностранной валюте. В кассу принимается наличная иностранная валюта, не вызывающая сомнения в ее подлинности и платежеспособности. Денежные знаки, поврежденные, ветхие, вызывающие сомнения в платежеспособности, от клиентов кассиром не принимаются.

При расчетах за валюту сдача обычно выдается в валюте платежа, но с согласия клиента может быть выдана в другой свободно конвертируемой валюте.

Контроль за выполнением предприятиями всех требований Порядка осуществляют банки, в которых данные предприятия обслуживаются.

В случае выявления банками случаев нарушения Порядка предприятиями они направляют в налоговые органы по месту учета налогоплательщика соответствующее уведомление. По сведени­ям, представляемым коммерческими банками, органами Государственной налоговой службы РФ принимаются решения о наложе­нии на такие предприятия штрафных санкций (в том числе ад­министративных).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.