ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ
Кафедра экономики и управления сельскохозяйственным производством
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОНОМИКА ОТРАСЛЕЙ АПК» НА ТЕМУ:
Цены, их влияние на экономику предприятия
ИСПОЛНИТЕЛЬ:
Студентка ЭК-31
РУКОВОДИТЕЛЬ: Захарова Е. Д.
Омск – 2006.
Содержание стр.
Введение…………………………………………………………………………. 4
Глава 1. Аналитический обзор литературы ……………………………………5
1.1 Сущность, экономическая роль, функции цен, факторы, влияющие на их уровень, принципы ценообразования………………………………………..5
1.2. Методы ценообразования (затратный, рыночный), механизм ценообразования в АПК. Элементы цены, ее структура………………………………….. 8
1.3 Система цен в рыночной экономике, цены на факторы производства (землю, труд, капитал) ……………………………………………………………… 12
Глава 2. Уровень и динамика цен на продукцию отраслей предприятия ЗАО «Великорусское»…………………………………………………...................... 16
2.1. Наличие, уровень и эффективность использования производственных ресурсов ЗАО «Великорусское», его специализация …………………………. 16
2.2. Цены и их влияние на эффективность производства и продаж................ 21
2.2.1. Динамика объемов производства и реализации, товарность отдельных видов продукции ЗАО «Великорусское» …………………………………….. 21
2.2.2. Средний уровень цен товарных видов продукции, их сравнение с полной себестоимостью, окупаемость ими затрат в ЗАО «Великорусское» ……23
2.2.3. Экономическая оценка разных каналов реализации (государственный, другие предприятия, прямые каналы) в ЗАО «Великорусское»…………… 25
Глава 3. Совершенствование ценообразования, формирование политики и стратегии ценообразования в ЗАО «Великорусское»………………………. 27
3.1. Повышение качества, конкурентоспособности продукции предприятия ЗАО «Великорусское». Государственное регулирование цен на продукцию АПК при изменении социально-экономических условий…………………… 30
3.2. Планирование объемов производства валовой продукции, ее себестоимости, повышение продуктивности земли и животных. Прогнозный уровень затрат на 1ц, цены и массы прибыли в ЗАО «Великорусское»……………… 30
Выводы и предложения……………………………………………………….. 34
Список используемой литературы …………………….................................... 36
Введение
В связи с переходом к рыночной экономике с ее более жесткими условиями в конкурентной среде – ценовая политика предприятия является ключевым фактором в области продвижения товара на рынок. Правильное установление цены на товар способствует развитию предприятия, формированию его имиджа, появлению новых контактов с потребителями продукции.
Определение цены является одной из труднейших задач, стоящих перед любым предприятием. И именно цена предопределяет успехи предприятия — объемы продаж, доходы, получаемую прибыль. Очень важно назначить цену таким образом, чтобы она не оказалась слишком высокой или слишком низкой.
Цель данной курсовой работы - рассмотреть теоретические и практические аспекты формирования цен на примере конкретного предприятия (ЗАО «Великорусское») и их влияние на его экономику.
В первой главе рассмотрим теоретические аспекты формирования цен на предприятиях в рыночных условиях.
Во второй главе будут разобраны уровень и динамика цен на продукцию отраслей предприятия ЗАО «Великорусское».
В третьей главе будет описан механизм совершенствования ценообразования в ЗАО «Великорусское».
Методы, которые будут использоваться:
Статистико-экономический;
Монографический;
Расчетно-конструктивный;
Абстрактно-логический.
Объект исследования – цена.
Глава 1. Аналитический обзор литературы.
1.1 Сущность, экономическая роль, функции цен, факторы, влияющие на их уровень.
Цена является одним из ключевых элементов рыночной экономики. Это сложная экономическая категория, обусловленная товарным производством, при котором экономические отношения проявляются, главным образом, через рынок. В экономической литературе существует несколько определений данного понятия. Цена есть денежное выражение стоимости товара. Стоимость определяется затратами труда на производство товара, то есть имеет трудовую природу.
Другое определение цены имеет более широкое рыночное толкование. Цена – это форма выражения ценности благ, проявляющаяся в процессе их обмена.
Цены применяются в любой экономической системе, но формируются и действуют по-разному: в плановой экономике цена выступает как внешний регулятор, инструмент воздействия со стороны правительства; в рыночной экономике - цена как часть саморегулирования рынка.
Цена - рыночный фактор, находящийся под воздействием рыночных законов: спроса и предложения, конкуренции, монополизации.
По классической схеме возможны следующие варианты:
1) если спрос превышает предложение (рынок потребителя), то цена увеличивается, и наоборот; если спрос равен предложению, то устанавливается равновесная цена;
2) конкуренция между продавцами (рынок потребителя) ведет к снижению цены и ее стабилизации на определенном уровне; конкуренция между покупателями (рынок производителя) вызывает рост цены;
3) монополизация оборачивается установлением завышенных цен на продаваемые монополиями товары и заниженных на покупаемые ее товары.
Совокупность цен с учетом их формирования и изменения действует как ценовой механизм, который состоит из 2 частей:
- цены, их виды, структура, величина, динамика изменения;
- ценообразование - способ, правила установления, формирование новых цен и изменение действующих.
Ценообразование выступает задающей частью ценового механизма, оно предопределяет величину цен. При формировании цены существует: - нижний предел цены, ниже которого продавец не может снизить цену и продать товар, т. к. полученный от продажи доход не компенсирует вложенных в производство (приобретение) средств;
- верхний предел, обусловленный платежеспособностью покупателя и его готовностью купить товар.
Цена может изменяться в пределах этих границ под воздействием субъективных и рыночных факторов.
Экономическая природа цены проявляется в двойной роли, которую она играет на рынке:
Ø цена как индикатор, отражающий политику и конъюнктуру рынка (соотношение спроса и предложения, экономический риск и т. п.);
Ø цена как маркетинговый регулятор рынка, с помощью которого осуществляется воздействие на спрос и предложение, структуру и емкость рынка, покупательную способность рубля, оборачиваемость товарных запасов.
Сущность цены проявляется в их функциях. Функции цен обусловлены функциями денег, т. к. без денег нет цен, а деньги без цен не имеют экономического смысла. Выделяют следующие основные функции цены:
1. Измерительная. Благодаря цене удается измерить, определить количество денег, которые покупатель должен уплатить, а продавец получить за свой товар.
2. Учетная. Цена - денежное выражение общественно признанных затрат труда и полезности товара. Для нормального развития экономики характерно соответствие суммы цен и суммы товарной массы. Нарушения этого соответствия приводят к нарушениям в процессе воспроизводства.
С помощью цены рассчитываются производительность труда, рентабельность товара и производства, фондоотдача и т. д.
3. Регулирующая. Цена выступает как инструмент регулирования экономических процессов: уравновешивает спрос и предложение.
4. Стимулирующая. Стимулирующее воздействие цены заключается в том, что ее уровень служит стимулом к применению более экономных методов производства и наиболее полному использованию ресурсов. Посредством системы цен реализуются экономические интересы всех участников производства. Положительная роль цены заключается в снижении себестоимости и, в результате, в увеличении прибыли.
6. Перераспределительная. Цена способствует перераспределению капитала, направляя его в наиболее эффективные и прибыльные отрасли.
7. Информационная. Цена информирует о предложении товара, его величине, о том, сколько продавец хочет получить за свой товар. Такая информация воздействует на состояние рынка и формирует позицию покупателя, определяя величину его спроса. Все функции взаимосвязаны и находятся в постоянном взаимодействии. Проявляются они не только в системе цен, а также в отдельно взятой цене на конкретный товар.
Обобщающим показателем, характеризующим состояние цен за определенный период времени, на определенной территории, по совокупности товаров и товарных видов с близкими потребительскими свойствами, является уровень цен. На него влияют следующие факторы:
- истечение сроков годности и реализации товаров;
- сезонные и иные колебания потребительского спроса;
- потеря потребительских свойств товара;
- маркетинговая политика, в том числе при продвижении на рынке новых товаров, не имеющих аналогов, а так же при продвижении товаров на новые рынки;
- осуществление опытных моделей и новых образцов товаров с целью ознакомления сельскохозяйственных производителей и потребителей.
1.2. Методы ценообразования (затратный, рыночный), механизм ценообразования в АПК. Элементы цены, ее структура.
Каждый товар имеет цену, но далеко не каждое предприятие в состоянии установить цену, по которой оно хочет продавать свой товар. Если товары не дифференцированы, а конкуренты многочисленны, предприятие не обладает рыночной силой и должно принять цену, задаваемую рынком. В зависимости от особенностей товара, размеров и финансовой помощи фирмы-продавца, целей, которые она ставит, для расчета цены могут быть использованы различные методы. Существуют два основных метода ценообразования: затратный и рыночный.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8