Рефераты. Авторская методика гитариста Виницкого

       Анализируя данные школы, и признавая их безусловное достоинство как акадамических пособий по освоению искусства игры на классической гитаре, нельзя не отметить, что эти школы (в большенстве своем изданные в СССР) не содержат в себе информацию по «не классическим» стилям игры на гитаре.

       Но время не стоит на месте, и гитарная педагогика в России активно развивается. Появляется много новой информации, в постсоветское время произошла форсированная интеграция в мировые культурные процессы во всех областях искусства. Вполне закономерно, что это коснулось и исполнительства и педагогики гитары.

В постсоветское время мы стали открывать для себя новые жанры в музыке (современный джаз во всем его разнообразии, босса-нову, фламенко и т. д.).

Нельзя сказать, что в СССР совсем ничего не знали о развитии эстрадно-джазовой музыке, но необходимо отметить, что информация была крайне скудна.

        Все выше сказанное относится и к шестиструнной гитаре. В постсоветское время стала доступна информация о том, что происходит в мировом гитарном пространстве, появились в широкой продажи аудио и видео записи гитаристов различных жанров (от классической гитары до ультросовременных гитарных направлений).

      Особенно поразил отечественных почитателей гитары уровень игры западных гитаристов, играющих на акустических гитарах (как классическая шестиструнная гитара с нейлоновыми струнами, так и другие разновидности гитар) не классический репертуар. Действительно искусство таких гитаристов как AL DI MEOLA, ПАКО ДЕ ЛУСИЯ, ДЖОН МАКЛАФЛИН, ТОММИ ЭММАННУЭЛЬ и других производит сильное впечатление даже на самых ортодоксально настроенных гитаристов. А о гитаристах, которые формировались под влиянием творчества мэтров джаз - гитары и говорить не проходится.

           Каждый начинающий музыкант сталкивается с проблемой поиска информации и системы музыкальных знаний, позволяющих последовательно осваивать искусство игры на музыкальном инструменте. Для этих целей, как известно, и существуют тщательным образом составленные программы и методики, по которым обучающиеся занимаются в учебных заведениях (в ДМШ, музыкальных училищах, консерваториях). И действительно таких программ и методик для гитаристов существует множество, и многие на очень высоком профессиональном уровне (взять например, Школу Эмилио Пухоля), но все они имеют академическую направленность. Практически вся система гитарного образования в России основывается на школе обучения игре на классической гитаре (исключением лишь являются эстрадные отделения в музыкальных училищах и музыкальных вузах), так сложилось исторически. Любой начинающий гитарист, обучающийся в музыкальной школе, будет изучать классический гитарный репертуар, и это нормально и правильно. Но нельзя забывать, что музыка постоянно развивается, появляется что-то новое, интересное, талантливое.

           На наш взгляд, образовательная система должна гибко реагировать на изменения в развитии музыкального искусства вцелом, уметь идти в ногу со временем, удовлетворять потребность учащихся в изучении различных музыкальных жанров. Об этом говорят и многие известные деятели гитары в России, например, интересно мнение главного редактора журнала «Гитаристъ» Валерия Волкова по этому вопросу: «Почему произошел такой колоссальный разрыв между системой музыкального образования  и сегодняшним днем, в котором присутствует столько музыкальных направлений. Ведь не все идут учиться играть на гитаре, чтобы стать классическим гитаристами, а им преподают такой репертуар, который давался сто-сто пятьдесят лет тому назад. Их учат так, как учили педагога, который теперь сам преподает. А в результате молодой человек, закончивший учебное заведение, если он не чистый классик, остается без работы. Ведь чем шире твой музыкальный кругозор, тем больше шансов найти работу»[4].

           Наверное, одна из главных проблем гитарной педагогики на сегодняшний день это недостаток современного репертуара эстрадно-джазового направления, да и вообще какой-либо системы взаимосвязи классической гитары и джазовых стилей. Думаю, что уместно будет привести высказывание известного российского гитариста и педагога Александра Виницкого по этому вопросу: «Огромный интерес к гитаре и полные гитарные  классы в музыкальных школах не говорят, что все благополучно. Я долгое время провожу семинары для педагогов музыкальных школ в московском обласном методкабинете, в музыкальном училище им. Гнесиных, в разных городах и странах. Картина везде одна и та же. Всем известно, что недостаток классического репертуара для начинающих вызывает эффект заевшей пластинки – одни и те же пьесы в репертуаре каждого начинающего. А дети хотят играть и другую музыку, немного, более эстрадную, но на классической гитаре».[5]

               В бывшем советском союзе было издано несколько интересных пособий для гитаристов, желающих ознакомиться с особенностями применения гитары в эстрадной музыке и джазе. Наиболее интересные среди них это «Техника джазового аккомпанемента» В.Молоткова и В.Манилова». Джазовая импровизация на шестиструнной гитаре» В.Молоткова и «Джаз в ритме самбы» В.Манилов, В. Молотков. Эти пособия, изданные в издательстве «Украина», были единственным источником (официально изданные) получения информации для гитаристов бывшего СССР и начала 90-ых. На мой взгляд, труды В.Молоткова и В. Манилова написанны достаточно компетентно, и освещают большой ряд вопросов по джазовой гитаре, и могут быть интересны и классическим гитаристам. Ниже попробуем рассмотреть эти три пособия и разобраться в их достоинствах и недостатках.

 «ТЕХНИКА ДЖАЗОВОГО АККОМПАНИМЕНТА» В. Молоткова, В. Манилова.

         

По словам авторов: «Цель данного пособия – научить будущего аккомпаниатора осмысленной игре на гитаре».[6]

         Изданные в нашей стране пособия по обуче­нию игре на электрогитаре, рассчитанные на на­чинающих музыкантов, при всех их достоинствах имеют, на наш взгляд, ряд существенных недо­статков. По ним в лучшем случае можно на­учиться читать с листа партию аккомпанемента, записанную буквенно-цифровыми обозначения­ми, но аппликатурные связи аккордов гитарист вынужден находить сам, полагаясь на свой соб­ственный слух и музыкальный вкус.

      По мнению автора, «Самоучителя игры на шестиструнной гитаре» П. Вещицкого, «опытный гитарист, ру­ководствуясь правилами гармонии или слухо­вым восприятием, всегда следит, чтобы после-довакия аккордов были благозвучными, то есть выбирает такие варианты расположения звуков аккорда, которые в сочетании со звуками дру­гих инструментов оркестра или ансамбля не на­рушают правил перехода от аккорда к аккор­ду»[7]. Однако сведения о том, какими техниче­скими приемами это достигается и как практи­чески осуществляется на гитаре, в данном посо­бии отсутствуют.

      Гитарист, играющий в трио, совме­щает роли солиста и аккомпаниатора, а это удается далеко не всем музыкантам. Для соль­ной игры в джазовом стиле и особенно импро­визации необходимо освоить определенные при­емы аккомпанемента, что невозможно без спе­циального обучения.

Какие же требования предъявляются к гита­ристу-аккомпаниатору? Прежде всего, ему не­обходимо хорошо разбираться в исполняемом произведении, уметь определять его стиль и на основе этого подбирать аккомпанемент, состав­ляющий единое целое с содержанием пьесы и сольной партией. При выборе характера акком­панемента следует учитывать состав ансамбля, уровень профессиональной подготовки партне­ров, технические н музыкальные возможности солиста. Аккомпаниатор должен стремиться к достижению общего ансамбля с солистом. Иг­рая в джазовом коллективе, нужно чутко следо­вать за импровизатором, помогать ему в рас­крытии музыкальных образов, создавая гармо­нический фон на ритмическую основу в соответ­ствии со стилем солирующего музыканта.

     Многие из названных качеств, приобретаются в процессе многолетней исполнительской прак­тики и развиваются тем успешнее, чем ярче спе­цифические профессиональные способности му­зыканта. Но известны случаи, когда опытный, талантливый солирующий гитарист оказывался посредственным аккомпаниатором, и, вероятно, причина этого кроется не столько в отсутствии некоего особого дара, сколько в. незнании технических приемов и отсутствии навыков акком­панемента. Большинство исполнителей ищут способы овладения этим искусствои сугубо прак­тическим путем, полагаясь на свой вкус и опыт других музыкантов. Между тем большую помощь, а об овладении техникой аккомпанемента мо­гут оказать различные школы и методические пособия, но, к сожалению, они редко издаются, и поэтому не могут удовлетворить повышенный спрос на литературу подобного рода.

      Анализируя «Технику джазового аккомпанимента» были выявлены

 основные закономерности джазовой гармонии в прогрессивных аккордовых формах:

1. Классификация септаккордов.  

2. Прогрессивная аппликатура септаккордов.   

3. Септаккорды на ступенях мажорного лада.  

4. Способы игры мажорной гаммы септаккордами.  

5.Гармонические модели в прогрессивных аккордовых формах.   

6.Основные функции септаккордов.  

7.Изучение гармонических моделей в  различных  тональностях с помощью поворотной схемы   

Надстройки и обращенные формы септаккордов в практике джазового аккомпанемента:

Надстройки и альтерации ступеней.  

Пропуски тонов в аккордах.   

Обращенные формы аккордов.   

Первый класс — мажорные аккорды и их обращения.   

Второй класс — минорные аккорды и их обращения.   

Третий класс — доминантсептаккорд.   

Четвертый  класс — полууменьшенный  септаккорд и его обращения.    

Пятый класс — уменьшенный септаккорд и его надстройки.   

Усложненные гармонические модели.   

    Использование прогрессивной аппликатуры   в практике джазового аккомпанемента.

Анализ песенной формы периода свинга.

1. Применение поворотной схемы при анализе отклонений и
модуляций.   

3. Роль кадансов в песенной форме.   

4.Особенности анализа гармонических схем песен, написанных
в миноре.                                                       

5.Интродукции и постлюди и в песнях.   

6.Характерная мелодия блюзов.   

7.Метод гармонических замен.   

8.Применение поворотной схемы при тритоновой замене.   

9.Составление партии аккомпанемента для гитары.   

Авторы «Техники джазового аккомпанимента» довольно подробно рассматривают основные закономерности джазовой гармонии, приводят многочисленные таблици, подробно касаются вопроса об апликатурных формах септаккордов  разных классов. Подробно излагается процесс усложнения гармонических моделий, взаимосвязь надстроик септаккордов с мелодической линией. Но обилие схем предлагаемых авторами, на мой взгляд, несколько усложняет усвоение материала. К недостаткам также можно отнести и сравнительно не большое число нотных примеров по каждой конкретной теме.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.