Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств
Факультет искусств
Кафедра народных инструментов
Дипломная работа
на тему:
Авторская методика гитариста,
композитора и педагога Александра Виницкого
«Джаз на классической гитаре».
Научный руководитель:
Кандидат искусствоведения, и.о. доцента Ильгин К.В.
Выполнил Выполнил:
Студент 532 группы
Чечин Глеб
Санкт – Петербург
2007
Содержание.
Введение………………………………………………………………..…3
Глава 1. Проблема современного педагогического репертуара и методик обучения игре на шестиструнной гитаре…………………………..…6
· Гитаристы – методисты, о проблемах репертуара для гитары (Волков В., Виницкий А.)……………………………………………..……………….....6
· Молотков В., Манилов В. Техника джазового аккомпанемента..............10
· Молотков В. Джазовая импровизация на шестиструнной гитаре……....13
· Манилов В. Джаз в ритме самбы. Учебное пособие…………………......16
Глава 2. Авторская методика Александра Виницкого «Джаз на классической гитаре»……………………………...…………………..………19
· Творческий путь А.Виницкого. (биография, основные направления творческой деятельности)……………………………….............................19
· «Шагающий» бас………………………………………………………...….24
· Особенности джазового и латиноамериканского ритма………………….25
· Рождение и развитие блюза. Форма блюза. Гармония блюза…………....28
· Босса – нова. Бразильская музыка………………………………………….31
Глава 3. Джазовая музыка Александра Виницкого для детей и юношества……………………………………………………………………....33
· Упражнения и этюды в джазовом стиле…………………………….……..33
· «Детский джазовый альбом № 1»………………………………….……….40
· Детская джазовая сюита «Карусель»…………………………………...….42
Заключение……………………………………………………………...………45
Библиография ………………………………………………………...……..….47
Введение.
Современная гитара, пожалуй, самый интернациональный музыкальный инструмент. Шестиструнная гитара один из древнейших музыкальных инструментов, истоки гитары уходят в глубокое прошлое, богатая история насчитывает десятки столетий и проходит через множество исторических и культурных эпох. В 20-ом веке гитара стала и космическим музыкальным инструментом.… В буквальном смысле! На орбитальной станции «Мир» была гитара. Вообще, гитара единственный музыкальный инструмент, побывавший в космосе.
В 20-ом веке появилось огромное многообразие шестиструнных гитар форм и конструкций. С развитием электроники появились электрогитары, электроакустические гитары, midi-гитары, гитары с пьезо звукоснимателями. Звук классических гитар усиливается электроникой практически без искажения. Гитара проникла в десятки жанров современной музыки (классика, джаз, рок, кантри, латиноамериканская музыка, бардовская песня, поп-музыка), Появилось много музыки исполняемой на той, или иной разновидности гитары. Широкая востребованность шестиструнной гитары обусловлена универсальностью этого инструмента, гитара одинаково «комфортно себя чувствует» и в профессиональном музыкальном качестве (обладая богатейшей палитрой выразительных средств), и в любительско-бытовом музицировании.
Необходимо отметить, что для многих музыкальных культур гитара является традиционным инструментом, в том понимании, что многие музыкальные жанры (в особенности ФЛАМЕНКО, ЛАТИНОАМЕРИКАНСКАЯ МУЗЫКА, КАНТРИ, ДЖАЗ, РОК, ФЬЮЖН), зарождаясь и развиваясь, опирались на гитару. Также, важным аспектом будет являться и тот факт, что в каждом жанре, гитара приобретала характерные особенности (форма инструмента, строй, особенности звукоизвлечения, посадка, постановка рук и т.д.)
Подытожив выше сказанное можно констатировать, что шестиструнная гитара в современном музыкальном мире является мульти-стилевым инструментом.
В нашей стране обучение игре на шестиструнной гитаре, в государственных учебных заведениях (ДМШ, СУЗ и ВУЗ), осуществляется по программе, разработанной на базе методики обучения игре на классической гитаре. Это подразумевает освоение способов и приемов игры на педагогическом репертуаре, разработанном за время становления классической гитары как академического музыкального инструмента.
Но современная методика обучения игре на классической гитаре не включает в свою программу изучение других традиционных гитарных направлений в музыке (например, фламенко или босса-нову).
«Сегодня академическая гитарная школа стала перед проблемой системы образования, когда в музыке происходит интеграция классической, современной, этнической и джазовой (в широком смысле) музыки. Исполнителю необходимо быть хорошо знакомым с разными музыкальными жанрами, основами композиции, гармонии на гитаре»[1].
Анализируя взгляды ведущих педагогов и исполнителей России на проблемы педагогического репертуара и методику обучения (со страниц журнала «Гитарист», из материалов интернет сайтов), можно зафиксировать, что в современной гитарной педагогической системе образовались «белые пятна».
«Сегодня гитаристы и особенно преподаватели нуждаются в новых системах и методиках, обогащающих учащихся знаниями и музыкальным репертуаром, более обширным и современным, позволяющим впоследствии перейти к любому другому стилю игры, будь это джаз, фламенко, кантри, рок и т.д.».[2]
В этой связи опыт и методические разработки московского гитариста-композитора и педагога А.Виницкого, который в своем творчестве опирается на латиноамериканскую музыку и эстрадно-джазовые стили, вызвали глубокий резонанс среди почитателей гитары самого широкого спектра, и особую заинтересованность преподавателей гитары.
Поэтому целью дипломной работы является рассмотреть и проанализировать методические разработки А.Виницкого, и доказать, что авторская методика «джаз на классической гитаре» А.Виницкого являются важным и актуальным вкладом в современную гитарную педагогику. Также показать, что авторская методика А.Виницкого «Классическая гитара в джазе» это «своеобразный мостик между джазом и классикой»,[3] который позволяет обучающимся на классической гитаре изучать различные стили музыки.
Целевая установка обусловила ряд задач, поставленных в процессе написания работы:
1)Рассмотреть наиболее известные Школы игры на гитаре с точки зрения методики освоения эстрадно-джазовых стилей
2)Рассмотреть и проанализировать авторскую методику А.Виницкого «Классическая гитара в джазе»
3)Джазовая музыка А.Виницкого для детей и юношества.
Данные задачи обусловили структуру дипломной работы, которая включает следующие параметры: Введение, три главы, Заключение и список использованной литературы.
Первая глава - ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РЕПЕРТУАРА И МЕТОДИК ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ШЕСТИСТРУННОЙ ГИТАРЕ - посвящена изучению одной из актуальнейших проблем современной системы обучения игре на шестиструнной гитаре: методики освоения различных джазовых стилей, в которых используется шестиструнная гитара. В главе рассмотрены самые известные Школы игры на гитаре изданные в нашей стране и бывшем СССР, с точки зрения изучения специфики использования шестиструнной гитары в эстрадно-джазовых и других стилях в которых традиционно используется гитара (фламенко, босса-нова, самба, блюз и т.д.). В первой главе сделана попытка понять, в чем достоинство и недостатки Школ игры на шестиструнной гитаре изданных в нашей стране.
Вторая глава - АВТОРСКАЯ МЕТОДИКА А.ВИНИЦКОГО «КЛАССИЧЕСКАЯ ГИТАРА В ДЖАЗЕ» - посвящена методическим разработкам совремнного московского гитариста-композитора и педагога Александра Виницкого. В главе дана краткая биографическая справка, необходимая, чтобы понять, как формировалась концепция А.Виницкого как гитариста-исполнителя, как педагога и методиста. В главе рассмотрены основные элементы авторской методики, которые Александр Виницкий любезно обрисовал в ходе переписки по электронной почте. Также в главе анализируется, в чем же новаторство методических разработок А.Виницкого, насколько актуально то, что он превносит в современную гитарную педагогику.
Третья глава - ДЖАЗОВАЯ МУЗЫКА А.ВИНИЦКОГО ДЛЯ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА – в главе рассмотрены произведения А.Виницкого для детей и подросткового возраста. В главе проанализирован «Детский джазовый альбом №1», «Джазовые этюды и упражнения для классической гитары», «Детская джазовая сюита Карусель».
ГЛАВА 1.
Проблема современного педагогического репертуара и методик обучения игре на шестиструнной гитаре.
Методика обучения игре на шестиструнной гитаре в нашей стране за последние 20-30 лет прошла активный путь развития. Было изданно и переизданно большое число Школ и Самоучителей. Наибольшей популярностью пользуются Школа игры на шестиструнной гитаре. П.Агафошина, Э.Пухоля, М.Каркасси, А.Иванова-Крамского, А.Кравцова и Школа Чарльза Дункана, а также Самоучители Е.Ларичева, П.Вещицкого.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5