Рефераты. АТЭС и Казахстан - проблемы и перспективы развития

4. Умеренный рост объемов торговли между Казахстаном и Японией при значительном дефиците торгового баланса

В настоящее время Япония сосредоточена на решении внутренних экономических проблем, что обусловливает сложившийся характер казахстанско-японского сотрудничества.

Между тем, объем товарооборота между Японией и Казахстаном в 2001 году составлял около 160 млн. долларов США или на 27% больше по сравнению с предыдущим годом. Объемы экспорта из Казахстана в 2001 году составляли около 19млн долларов США, импорта - 140 млн долларов США. Доля Японии во внешней торговле Казахстана составляет более 1%.
Основную долю в экспорте заняли сырьевые товары, в импорте - машины и оборудование (в том числе транспортные средства).

В соответствии с анализом торгово-экономических взаимоотношений рекомендуется определить основные приоритеты реализации механизма взаимодействия в торгово-экономических отношениях Казахстана со странами СВА:

Приоритет 1. Рассмотрение и обеспечение оптимальных условий для интеграции Казахстана в восточно-азиатскую систему торгово-экономических отношений.

Приоритет 2. Формирование механизма регулирования торгово-экономической деятельности со странами Восточной Азии.

Приоритет 3. Создание более эффективного механизма привлечения "восточно-азиатских" инвестиций в экономику Казахстана.
В целях эффективной реализации данных направлений целесообразно создать "Центр развития торгово-экономических связей со странами Восточной Азии" согласно Меморандуму между правительствами государств - участников Шанхайской организации сотрудничества (далее - ШОС) "Об основных целях и направлениях регионального сотрудничества и запуске процесса по созданию благоприятных условий в области торговли и инвестиций" от 14 сентября 2001 года.

Создание Центра может способствовать более эффективному использованию потенциала государств-участников при:

 установлении удовлетворяющего их регионального экономического порядка;

 реализации долгосрочной Программы многостороннего торгово-экономического сотрудничества.

Рассмотрение и обеспечение оптимальных условий для интеграции Казахстана в восточно-азиатскую систему торгово-экономических отношений.
В настоящее время экономические взаимоотношения со странами Восточно-Азиатского региона представляют собой одну из приоритетных задач внешнеэкономической политики Казахстана.

В этих условиях совершенно естественно, что Россия и Китай являются главными проводниками вхождения Казахстана в систему торгово-экономических отношений Восточной Азии. В связи с этим целесообразно усиление внешнеэкономических связей с этими государствами.
При этом целесообразно выделить наиболее перспективные направления сотрудничества с Россией и Китаем, способствующие эффективному развитию торговли и кооперации:

1. Активизация экономического сотрудничества с Россией в целях беспрепятственного использования ее территории для выхода на внешние рынки: использование железных дорог, трубопроводов и т.д.

2. Использование возможностей ведущих мировых нефтегазовых корпораций, установивших контроль над значительной частью природных ресурсов региона и подталкивающих государства к более тесной кооперации.

3. Объединение усилий с Россией в развитии горно-металлургического комплекса (далее ГМК).

4. Создание благоприятного инвестиционного климата в агропромышленном комплексе Казахстана для привлечения китайских инвестиций.

5. Создание совместными усилиями специальных экономических зон вдоль казахстанско-китайской границы, в целях увеличения объемов приграничной торговли и зарубежных инвестиций.

6. Оснащение Трансазиатской железнодорожной магистрали и активизация развития сети транспортных коммуникаций.
Необходимость укрепления сотрудничества со странами СВА обусловливает потребность в усилении экономической интеграции, которая может способствовать:

 обеспечению политической стабильности;

 обеспечению устойчивого развития;

- увеличению притока инвестиций в Казахстан и одновременно развитию рынка инвестиций в стране.

Процесс интеграции отечественной экономики в торгово-экономическую систему не предусматривает необходимости в создании некой жесткой наднациональной экономической структуры. Наоборот, эта интеграция может способствовать развитию конкуренции на началах относительных и абсолютных преимуществ.

При определении приоритетности преимуществ анализируются показатели, характеризующие способность страны к устойчивому экономическому росту, такие, как: емкость рынка, природные ресурсы, капитал, инвестиционные товары, уровень технологий и трудовые ресурсы .

Таким образом, в регионе с неравномерным распределением факторов производства выделяются в рамках развития экономических взаимоотношений Казахстана со странами СВА следующие три группы стран:

Первая группа - страны, обладающие преимуществом в трудовых ресурсах - Китай.

Вторая группа - технологически развитые страны со значительным инвестиционным потенциалом - Япония, Южная Корея.

Третья группа - сырьевые страны - Россия, Казахстан.

В регионе создана классическая ситуация неравномерной наделенности факторами производства, что означает наличие объективных условий для развития многосторонних связей в форме товарной торговли и обмена факторами производства.

Безусловно, участие казахстанской стороны в процессе интеграции в рамках ее участия в региональном наделении факторами экономического сотрудничества обусловлено наличием ресурсов и их потенциальной экспортной квотой.

Очевидно, что явное преимущество в части, касающейся запасов энергетических ресурсов, имеют Россия и Казахстан. Это создает уверенность в том, что эффективная реализация потенциала, заложенного в двух секторах экономики региона, - топливно-энергетическом комплексе и сырьевом - окажет в перспективе позитивное влияние на развитие национальной экономики, а также, с учетом значения фактора внешнего спроса, сформировав инфраструктуру международного сотрудничества, реально ускорит интеграцию Казахстана в торгово-экономическую систему в Восточно-Азиатском регионе.

Наиболее важными здесь являются формирование и реализация базовых инфраструктурных проектов международного характера, основанных на создании экономической и инженерной инфраструктуры, связывающей страны и регионы прежде всего в области энергетики и транспорта.


Формирование механизма регулирования торгово-экономической деятельности со странами Восточной Азии.

Меры

Механизм реализации

Система регулирования экспорта

1. Контроль за экспортом товаров и технологий стратегического назначения

Ограничение экспорта товаров и технологий стратегической промышленности, необходимых для обеспечения экономической безопасности страны.

2. Контроль в целях обеспечения адекватного внутреннего предложения

Постоянная корректировка перечня товаров, экспорт которых требует одобрения из-за необходимости обеспечения бесперебойности внутреннего потребления.

3. Предотвращение "нечестной" экспортной практики или ее упорядочение

Создание экспортных картелей в виде исключения из Антимонопольного закона. Картели могут создаваться, модифицироваться или прекращать свою деятельность, в случае противоречия национальным интересам Казахстана, лишь с разрешения Центра.

4. Контроль за обеспечением качества посредством организационно-правовых мероприятий

В соответствии с Законом " О торговле" проведение:
- инспекции качества товара и качества упаковки в целях сохранения свойств товара при транспортировке;
- инспекции применяемых материалов;
- производственной инспекции.
Целью данного мероприятия является "поддержка репутации экспортера", содействующая нормальному развитию экспортной торговли.

5. Совершенствование схемы финансового содействия экспорту

Создание более лояльных условий получения кредита поставщиком, который может быть получен казахстанскими компаниями - экспортерами готовой продукции и предназначаться на покрытие средств, за счет которых они предоставляют рассрочку платежа иностранным контрагентам, а также кредиты на технические услуги (консультации, технико-экономическое обоснование, строительство дорог, железнодорожных линий и т.д.). Также это будет способствовать активному вовлечению средств коммерческих банков в развитие реального сектора экономики.

6. Налоговое стимулирование экспорта

Освобождение от налогов так называемые резервные фонды мелких и средних фирм для освоения внешних рынков.

7. Совершенствование системы страхования внешней торговли и инвестиций, а также создание Ассоциации поддержки экспортного страхования

Страхование торговых и инвестиционных операций должно обеспечивать более стабильные условия для осуществления экспорта-импорта, посреднической торговли, зарубежных инвестиций и прочих внешнеэкономических операций. В связи с этим целесообразно:
- общее страхование торговли;
- страхование валютных рисков;
- страхование экспортных векселей;
- страхование экспортных облигаций;
- страхование авансовых платежей за импорт;
- страхование зарубежных инвестиций;
- страхование кредитования отечественных и зарубежных предприятий.

Система регулирования импорта

 

1. Приведение деятельности импортеров в соответствие с основными целями импортного регулирования

Система контрольно-ограничительных мер предусматривает:
- выполнение международных обязательств;
- поддержание порядка при осуществлении импортных операций;
- осуществление внутреннего контроля за производством;
- стабилизацию спроса-предложения и цен;
- поддержание общественной безопасности, защиты здоровья людей и т.д.

2. Совершенствование правовой базы импортного регулирования

Совершенствование и разработка законов:
- "Закон о таможне" и другие законы, регламентирующие таможенные вопросы;
- "Закон об импортно-экспортных операциях" (упорядочение импортных операций);
- "Закон о контроле за продовольствием";
- "Закон о контроле за наркотиками";
- "Закон о санитарном контроле качества продуктов питания и др.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.