АТЭС (Организация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества), история создания, характер деятельности, проблемы и перспективы развития.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение......................................................................................................... 3
Глава I. АТЭС. История создания, характер деятельности......................... 6
1.1. История создания АТЭС......................................................................... 6
1.2. Характер деятельности АТЭС................................................................. 9
Глава II. Проблемы и перспективы развития Организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества................................................................. 14
2.1. Восьмая неформальная встреча в верхах форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) 2000 г......................................... 14
2.2. Результаты Шанхайского саммита стран - участниц межправительственного форума "Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества" АТЭС (APEC) 17
Глава III. Взаимодействие АТЭС с международным сообществом.......... 21
3.1. Влияние стран АТЭС на ситуацию в регионе...................................... 21
3.2. Перспективы развития АТЭС............................................................... 30
4.1. Основные аспекты азиатской политики Казахстана............................. 30
3.3. Республика Казахстан и АТЭС.............................................................. 55
Заключение................................................................................................... 70
Список использованной литературы........................................................... 76
Понятие "Азиатско-тихоокеанский регион" - сравнительно новое в нашем политическом лексиконе. В АТР входят страны зарубежной Восточной и Юго-Восточной Азии, географически тяготеющие к Тихому океану. Наряду с ними в АТР включают и ряд государств двух других континентов - Австралию вместе с Новой Зеландией и островными мини-государствами тихоокеанского Юга, западное побережье Соединенных Штатов Америки и Канады. Гораздо реже как о части АТР говорят о тихоокеанских странах Латинской Америки, хотя там со все большим интересом присматриваются к тем процессам, которые происходят на западе Тихого океана.
Из этого перечня видно, что границы АТР во многом условны и вызывают споры. Этот регион как определенная политическая и экономическая общность находится в процессе становления. Его формирование еще далекой до своего завершения.
В самом деле, с первого взгляда то, что называется АТР, поражает исключительным многообразием составляющих его государств. Они резко отличаются друг от друга своими географическими условиями, культурно-историческими традициями, уровнем экономического развития, социально-политическим строем. Между ними, казалось бы, гораздо больше различий нежели общего. Легко говорить о регионе применительно к странам Западной Европы, Латинской Америки, Ближнего Востока. Здесь налицо географическая компактность и общее культурно-историческое наследие, зачастую выраженное в преобладающем языке, религии, этническом составе населения, в тесных политических и экономических связях.
Всего этого нет в АТР. Громадные расстояния отделяют тут многие страны друг от друга. Очень разнятся исторические судьбы, скажем, так государств Дальнего Востока, как Китай, Япония, Корея, сложившихся в глубокой древности под сильным воздействием конфунцианской религиозно-культурной традиции, и так называемых "белых доминионов" Англии - Австралии, Новой Зеландии, Канады, заселенных преимущественно выходцами с Британских островов. Вместе с США и Японией они относятся к числу промышленно развитых государств региона. Наряду с ними здесь насчитывается более двух десятков развивающихся стран, начиная с таких гигантов, как Индия, Индонезия, и кончая крошечными мини-государствами тихоокеанского Юга с населением всего в несколько десятков тысяч человек.
Своеобразие АТР состоит и в том, что практически только здесь, сохранились коммунистические режимы и коммунистическая идеология (KНР, КНДР). И хотя государства АТР избежали эскалации национализма, характерной для некоторых других частей мира, налицо серьезные территориальные споры между некоторыми из них (Япония - Россия - конфликтная зона в Южно-Китайском море).[1]
Что же объединяет эти столь несхожие между собой народы и государства в один регион? Прежде всего, то, что еще в первое десятилетие XX в. несмотря на рост экономической и военной мощи новых тихоокеанских держав - США и Японии, - этот район земного шара продолжал представлять из себя колониальную периферию европейских метрополий.
В середине 90-х годов на долю АТР приходилось свыше 60% промышленного производства капиталистического мира, почти половина мировой торговли[2]. Концентрация внешнеторговых потоков в регионе привела к тому, что за последние 12 лет внутрирегиональные обмены возросли с 55 до 65 % всей внешней торговли стран региона. Между тем в Европейском сообществе этот показатель не превышает 61%)[3]. Здесь производится 67% автомобилей, 77% телевизоров и радиоприемников, 50% алюминия, 54% стали, две трети судов и синтетических волокон.
В течение последних 30 лет в АТР идет интенсивный процесс формирования нового центра мировой экономики. Именно здесь произошло большинство "экономических чудес" современности и зафиксированы рекордные, самые высокие в мире (в отдельных странах двузначные -10-13%) темпы экономического роста, по которым АТР в целом опережает практически все остальные районы земного шара.
Наибольшим динамизмом развития отличаются 15 стран АТР, которые особенно активно включились в региональное экономическое сотрудничество. Сюда входят "старые" промышленно развитые капиталистические государства (Тихоокеанские штаты США, Австралия, Новая Зеландия и Япония), четыре так называемые новые индустриальные страны (НИС) Восточной Азии (Южная Корея, Гонконг, Тайвань, Сингапур), пять развивающихся стран Юго-Восточной Азии из группировки АСЕАН (Бруней, Индонезия, Малайзия, Таиланд и Филиппины), Папуа - Новая Гвинея, а также Китай. Уже к началу 80-х годов на их долю приходилась четверть всей производимой в мире продукции.
Экономический динамизм региона в решающей степени и явился результатом выхода ведущих стран АТР на лидирующие позиции в наиболее перспективных направлениях НТП - в области электроники, производства микропроцессоров, промышленных роботов, разработки новых источников энергии и освоения богатств мирового океана, аэрокосмической технологий и т.д. Нельзя не учитывать и такой факт, как наличие огромных глобальный запасов полезных ископаемых и стратегического сырья в АТР: более 50% урана, 90% - олова, 80% натурального каучука, 40% - никеля, кобальта, цинка.
Самую надежную основу для упрочения мира и добрососедства создают торгово-экономические связи. В настоящее время во внешнеполитической деятельности республики все большее значение придается расширение торгово-эхономического сотрудничества со странами АТР.
Региональный рынок Азиатско-Тихоокеанского региона в современных условиях — наиболее динамичный и гибкий в мире, во многом благодаря бурному экономическому росту азиатских новых индустриальных стран (НИС). Различия в уровне развития и международной специализации обусловливают взаимодополняемость экономик бассейна Тихого океана, что способствует высокой торговой и инвестиционной активности.
В 1989 г. была образована организация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Несмотря на некоторую противоречивость и несмолкающие споры об эффективности АТЭС, это одна из самых влиятельных региональных организаций в мире. Ее главная долгосрочная цель — углубление внутрирегиональных экономических отношений путем устранения препятствий в торгово-инвестиционном и технологическом взаимодействии.
На протяжении всего ХХ в. Тихий океан был ареной политической и экономической борьбы крупнейших мировых держав. Здесь разворачивалось 70-летнее противостояние капиталистической и социалистической систем (в основном СССР и США), здесь во второй половине столетия происходил экономический взлет Японии, новых индустриальных стран и Китая.
Переплетение противоречий и интересов стран Азиатско-Тихоокеанского региона обусловило возникновение замысла организации, которая могла бы регулировать ситуацию в бассейне Тихого океана. Идея эта вынашивалась долго и трудно: предлагались различные варианты ее осуществления, разнящиеся как по составу участников, так и по целям. США ставили во главу угла военно-политические интересы и предлагали создать азиатско-тихоокеанский вариант НАТО; Япония разрабатывала идею организации на экономических основах. Тихоокеанское объединение, Тихоокеанская зона свободной торговли, Сообщество Тихоокеанского кольца — вот некоторые предполагавшиеся названия организации. В 1967 г. был образован Экономический совет стран Тихоокеанского бассейна (Pacific Basin Economic Council), в 1968 г. проведена первая Тихоокеанская конференция по торговле и развитию (Pacific Trade and Development Conference), в 1980 г. учрежден Тихоокеанский совет экономического сотрудничества (Pacific Economic Cooperation Council).
Однако ни одна из этих организаций не выполняла функций координирующей региональной экономической структуры. В 1989 г. по инициативе Австралии и при поддержке ведущих экономических держав региона была создана качественно новая организация, сумевшая путем синтеза разнообразных концепций сформулировать конкретные задачи и направления работ объединения — форум Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (Asia-Pacific Economic Cooperation — APEC; соответствующая русская аббревиатура — АТЭС).
Организация была основана как форум для обмена мнениями, но быстро превратилась в координатора экономической жизни региона. Среди направлений работы — проведение консультаций и семинаров по наиболее острым проблемам региона, управление процессами либерализации, выработка правил ведения бизнеса в Тихоокеанском бассейне.
При создании в АТЭС вошли 12 государств (США, Канада, Япония, Австралия, Новая Зеландия, Республика Корея и 6 стран Юго-Восточной Азии — Бруней, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины), ныне участниками форума являются уже 21 страна и территория: в 1991 г. присоединились Сянган (Гонконг)1, КНР и о. Тайвань2, в 1993 г. — Мексика и Папуа-Новая Гвинея, в 1994 г. — Чили, в 1998 г. — Вьетнам, Россия и Перу. Столь быстрое расширение привело к объявлению организацией 10-летнего (до 2008 г.) моратория на прием новых членов, несмотря на то, что Индия, Монголия и несколько других стран Азии, а также Латинской Америки выразили желание влиться в ее ряды.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14