Рефераты. Арзамасская школа А.В. Ступина

В возрождении живописи автор отмечает два пут, один из которых можно сравнить с дидактической или аллегорической поэзией, а другой — с лиризмом.

Говоря о достоинствах школы Микеланджело, он отмечает: «Он запечатлел скульптуру и живопись неизгладимым своим суровым характером, и поэтому его последователи вместо приятности бо­лее стремились приобресть славу анатомиков, от чего и произве­дения их показывают выставку мускулов и натянутых движений».

Находим меткое замечание: «Болонская школа от эпохи Карачей есть умное соединение в должном порядке всех частей живописи».

В вопросе архитектурных стилей он высказал следующую мысль: «Водворили во всей Европе подражательную новую архи­тектуру итальянскую, но вместе с сим, в частности народной," в зданиях лишили удобности и самобытности пли национального оригинального характера зодчества. К тому же, дробя и пестря строительное искусство древних новоизобретениями и новыми стилями, отклоняли архитектуру от красоты эстетической». Дальше мы читаем, что живопись «из назидательного художества сделалась после ремеслом для приобретения только корысти».

Заканчивая свой обзор искусства Запада, автор переходит к рассмотрению русского искусства, отмечая развитие его с момента учреждения Академии Художеств (1761 г.). Он выделяет архи­текторов: Старова, Кокоринова, Захарова, Стасова, Воронихина, Михайлова; скульпторов: Козловского, Мартоса, Прокофьева; живописцев: историческою рода — Лосенко, Акимова, Угрюмова, Шебуева, Егорова; портретного — Кипренского, Варнека; видописи — Воробьева, Щедрина; гравирования — Берсенева, Уткина и других.

Рекомендует разбирать художественные произведения, замечая красоту и недостатки последних, советуясь с людьми сведущими, а также читать разборы об этих произведениях, но при чтении «должно быть осторожным, — не принять за справедливые сужде­ния ошибочные».

Рекомендует «обогащать себя науками». Особенно они нужны при «изображении предметов, не предстоящих пред его глазами». Науки, которые соприкасаются с рисованием и живо­писью: перспектива, анатомия, архитектура, священная история, светская, естественная, баснословие, иконология, археология, геометрия, физика и химия. С помощью иконологии «уразумеваются все эмблемы». «Химия к живописи полезна по входя­щим в нее материалам, от которых зависит удоб­ство, прочность и достоин­ство работы». «Науки, как верный путь, ведут к большим успехам в художестве».

Автор останавливает внимание читателя на ри­совальных принадлежно­стях, давая изображения их. Дальше дается краткий очерк из плани­метрии, снабженный необ­ходимыми чертежами и за­дачами (черчение геометри­ческих фигур, превращение геометрических плоскостей и пр.) Автор оговаривается: «Излагая некоторые пра­вила практической гео­метрии, я не имел в виду быть учителем математики. Цель моя та, чтоб поверхностно без доказательств показать черчение употребительнейших фигур, входящих в состав рисования».

Давая задания по рисованию or простейших примеров до сложных, автор высказывает мысль, «чтобы ученик, оставя в ка­кое-либо время свое учение, мог показать, что учился недаром и что основательно знает, что в такое время знать возможно».

В вопросе о перспективе говорит о линейной и воздушной или тьмо-свете, поясняя изложение соответствующими чертежами.

Давая начатки архитектурных сведений (снабжая рисунками и чертежами), он дальше переходит к анатомии, останавливаясь на описании частей тела. Его указания: «обрисовывая фигуру, надлежит прежде всего сыскать в ансамбле положение или дви­жение фигуры; равно пропорцию в главных частях, как то: к туловищу головы, ног и рук, с означением легкими чертами и главных мускулов». Только после проверки с оригина­лом рекомендует «начисто вырисовывать».

«Чтобы познать подробнее и яснее строение человеческого тела, можно учиться с рисунков анатомических — миологии; но не вдаваться в изучение анатомии много, дабы не привыкнуть в рисовании к мелочам и сухости». После рисования оригинальных фигур рекомендует чертить с эстампов. «Польза изображению человека во всяком виде, а память наполнить мате­риалами для рисования по воображению».

Рекомендует наблюдать натуру и рисовать с нее, обогащая тем память, навык руки и свой портфель.

О методе работы он говорит следующее: «Я не могу согла­ситься с их методой проходить курс учения, начиная с частей лица по порядку до познания рисовать человека; познания весьма далеко отстоящего от начала: познания осиротелого и сухого без связи с другими предметами».

Возвращаясь снова к анатомии (глава XVII), он указывает, что «анатомия для художника не есть цель, но только средство, ведущее к цели».

Анатомию сам автор прорабатывал под руководством И. В. Буяльского и пользовался анатомическими курсами П. Загорского и Е. Мухина.

Давая пояснения к классическим статуям, автор указывает на литературные источники: «Должно читать описание изящ­ной древности: Винкельмана, Мелиция, Весконти, Лессинга, Тирша и многих других, но Винкельман предпочитается прочим».

Давая зарисовки популярнейших скульптур: Германика, Герку­леса (Фарнезского), Бойца или Гладиатора, Лаокоона, Аполлона, Венеры н других, он прикладывает к последним двум стихи:

«Лук звенит, стрела трепещет,

И клубясь издох Пифон;

И твой лик победой  блещет,

Бельведерский Аполлон».

 (Л. С. Пушкин. Эпиграмма).

«Я вижу, вижу  Аполлона

В тот миг, как он сразил Пифона

Своей божественной стрелой.

Зубчата молния сверкает.

Звенит в руке спущенный лук,

Змея ужасная зияет

И с ревом испускает дух...».

«Меня твой дивный вид, Венера, поражает

И вместе с сим в уме — неведенье рождает;

Каким чудесным гением — тебя  возмог

Великий Пракситель — из камня изваять.

Не сам ли то Парнасский бог

Твой истукан почтил создать,

Чтобы народы все прельщались

И совершенству удивлялось».

В главе XXII автор указывает: «Сочинение заключается: 1) в выборе действия, 2) в расположении предметов между собою, 3) в одеянии фигур, 4) в околичности, 5) в освещении, о) в пра­вильном — изящном рисунке и, наконец, 7) в ясном выражении».

«Произвольные сюжеты для сочинения следует избирать такие, которые бы были занимательны и поучительны», «. .. чем живопись особливо исторического рода должна быть приятна и полезна».

Автор касается композиции и других вопросов изобразитель­ного искусства. Ряд утраченных глав и страниц не дает полного «Курса», но все же по ряду высказываний мы можем заключить о том методе преподавания, который мог быть осуществлен на практике в условиях Арзамасской школы живописи.

Хроника школы


Первыми учениками А. В. Ступина были Лев Иванов и Гаврила Фролов; он принял их в 1797 году и работал с ними по росписям.

Вернувшись из Петербурга в 1802 г., он сразу же приступил
к организации школы. Медленно налаживалась работа, новая по
своему существу и не легкая в условиях того времени и в таком
захолустном городке, как Арзамас.         

Но, несмотря на это, к 1809 г. А. В. Ступин имел значитель­ные итоги, которые позволили ему поехать в столицу. Он туда, привез работы школы, как мы уже знаем, и взял с собою своего сына Рафаила и ученика Ивана Горбунова, которые прошли обучение в школе и направлялись для дальнейшего учения в классах Ака­демии. Туда же он привез и Михаила Коринфского — самоучку-резчика, который был обязан своим художественным развитием школе, хотя и не был ее постоянным учеником. Все трое были приняты в Академию, и присланные работы получили одобрение, ибо последние, по мнению Совета, «не только в рисунках явили весьма хорошие успехи, но и в самых колерах оказывают до­вольное знание».

Из учеников, бывших в это время, необходимо отметить Ивана Лебедева, за которого его отец благодарил Ступина в следующих сло­вах: «Из невоспитанного возвратил мне его добрым человеком, почтительным сыном и полезным гражданином». emj в 1809 г. Академией была прислана серебряная медаль за представленные работы. С 1810 г. он начал работать преподавателем по рисова­нию в Арзамасском уездном училище.

Иван Горбунов, поступив в Академию, работал у А. Е. Его­рова и в 1810 г. был награжден серебряной медалью. Вернувшись в Арзамас, был помощником А. В. Ступина и первым преподавателем школы. В 1817 г. за портрет А. В. Ступина получил от Академии аттестат первой степени.

В 1810 г. из школы посланы учителя рисования в Нижего­родское народное училище, и сделано представление на такие же должности в гг. Балахну и Арзамас.

В 1811 г. присланные из Арзамаса работы школы были на выставке в Академии Художеств. Академия прислала А. В. Сту­пину серебряную медаль «с дозволением ему вручить оную луч­шему из учеников его», но, посылая ее, сделала указание, «что медали сии получать могут только свободные люди: то нужно предварительно знать, лучший ученик ваш из таковых ли ока­жется, которого можно было наградить сею медалью, не нарушая правил, в уставе Академии поставленных только о свободных художниках, а не крепостных людях».

В ответ на это А. В. Ступин сообщил в январе 1812 г.: «Отличившиеся большею частью суть крепостные, а хотя в числе оных семь человек, а из свободных и один из них во всех отно­шениях подает большую надежду, но по краткости времени до первых еще не достиг, почему я, следуя во всем примеру Акаде­мии, и объявил от лица оной пред всеми учащимися крепостному (Остафьеву Дмитрию. — П. К.) самому лучшему отличившемуся в учении и поведении своем, что он, быв достойнее других, хоть и мог бы оной воспользоваться, но не быв однако ж свобод­ным, в силу академических постановлений получить ее не может».

Копию ордера А. В. Ступин отослал помещику Кошкареву — владельцу крепостного художника, «дабы он более имел внимания и отдавал заслуживающую справедливость талантам питомца сво­его». В этом же деловом письме он сообщал о посылке окончив­ших школу в Академию для продолжения образования, но, к со­жалению, имена их не были указаны.

В 1812 г. присланные школой работы были на выставке в Ака­демии Художеств. В отчете выставки, напечатанном в «Петер­бургских ведомостях», были упоминания и о работах Ступинской школы.

В 1813 г. двое учеников по «отжитии назначенных лет от­были к своим господам», взамен их поступило двое новых. Вер­нулся И. Горбунов, о котором мы говорили, и стал преподавать в школе. С именем талантливого И. Горбунова связана лучшая Эпоха школы.

В этом же году работы школы были на очередной выставке в Академии.

В 1814 г. в Академию из школы был направлен ученик П. Веденецкий.

В 1815 г. Академия прислала 2-ю серебряную медаль достой­ному из учеников, которою был награжден ученик, получивший свободу. Один из окончивших школу был представлен в учи­теля рисования в г. Горбатов.

В 1816 г. среди вновь поступивших были: Кузьма Макаров, Иван Соколов и другие.

В 1817 г. исполнилось пятнадцать лет существования школы, за этот период прошло сорок пять учеников.

В 1818 г. один из учеников, окончивших школу (И. Попугаев. — П К.)  был отправлен в Академию и находился у профессора Иванова.

В 1819 г. из Академии вернулся Рафаил Ступин и организовал перспективный класс, из которого, как мы указывали, вышел ряд художников: Раев, Алексеев, Надеждин, Каширин, Щегольков, Макаров, Гальянов, Пожаров, Волков и другие.

В 1820 г. один из учеников школы был отправлен в Академию для усовершенствования.

В 1821 г. один из учеников был отправлен в Петербург и на­ходился у академика Д. И. Антонелли.

В 1822 г. двое учеников, окончивших курс, определились в учителя рисования.

В 1823 г. один выбыл учителем рисования в г. Балахну.

В 1825 г. состояло в школе двадцать шесть учеников.

Из письма А. В. Ступина в Общество поощрения художеств oт 9 марта 1825 г. мы узнаем «Реестр ученикам, находящимся в школе и выпущенным».

В этом году Академия наградила серебряными медалями: Кузьму Макарова — 1-го достоинства, Ивана Соколова — 2-го достоинства, а Афанасия Надеждина как несвободного только свидетельством на медаль 2-го достоинства, впредь до освобождения.

В 1826 г. двое учеников определены учителями рисования, один в г. Макарьев, другой в г. Васильсурск.

В 1828 г. были представлены работы учеников, писанные с натуры; один портрет и три картины—«Дедиллы, Нарцисса и Нищего», как первые плоды после заведения натурного класса, пятнадцать рисунков с натуры, с ангиков и оригиналов, пять чертежей с эстампов, прямо пером, и две перспективы одного ученика своего сочинения. Один ученик выбыл в Саранск.

В 1829 г. трое учеников определены учителями рисования в Казанскую губернию: в гг. Чистополь, Цивильск и Царевококшайск, и один представлен в г. Серпухов.

В 1833 г. упоминаются портретные работы Пожарова, а по определению совета Академии Художеств вынесена похвала за работы Воронову и Климантову.

В 1834 г. частичное руководство учебной частью школы А. В. Ступин передал своему зятю Н. М. Алексееву.

В 1836 г., подводя итоги 35-летнему существованию школы, А. В. Ступин указывает общее число учеников за этот период— 109 человек, из которых «вышло» (т. е. окончило.—Я. К.) 94 чело­века, из них 24 человека состояло учителями рисования в раз­личных учебных заведениях.

В этом же году определен В. Щегольков в Пермскую гимна­зию, а один представлен был в Ирбит.

В 1839 г. один из окончивших был определен в г. Сергач. другой — в г. Семенов, Нижегородской губернии. Отличные успехи показали В. Бовин, П. Рачков, К. Виноградов и П. Незнаев.

От Академии (определение 15/16 декабря 1839 г.) назначены медали второго достоинства П. Рачкову и В. Бовину, похвала П. Незнаеву п К. Виноградову.

В 1842 г. один из учеников был определен учителем рисования в г. Архангельск, двое получили награды от Академии Художеств.

В 1842 г. от поджога сильно пострадало здание школы. На восстановление школы, как мы уже отметили, была дана помощь правительством, и в следующем году занятия шли нор­мально.

В 1845 г. А. В. Ступин препровождал в Академию шесть кар­тин (с натуры) отличившихся учеников—Н. Рачкова и И. Свеш­никова— и двадцать пять рисунков (с оригиналов гипсовых голов и античных фигур) прочих учеников.

В 1847 г. А. В. Ступин писал в Академию: «С 1845 г. увели­чил мою школу принятием в оную 6-ти свободных воспитанни­ков, а хотя они могли умножиться еще 5-ю учениками, но я дол­жен был им отказать, потому что они были помещичьи, которых я не принял, по тем же причинам, об которых я уже доносил Академии» (об этом была речь вначале. —Я. /Г.).

В 1854 г. А. В. Ступин в своем рапорте дал сводку об уче­никах, которых за весь этот период существования школы было 150 человек.

Закончив свой рапорт от 30 сентября 1854 г., А. В. Ступин писал: «Со своей же стороны я предполагаю твердое намерение, несмотря на 79-летнюю старость мою, продолжать труды мои до конца дней моих, сколько силы мои позволят к благу общему в образовании юношества».

Школа просуществовала лишь до конца жизни самого А. В. Ступина— до 1861 г., а в следующем году была полностью ликви­дирована.



Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.