Свой гостиничный фонд имеется у горнолыжных баз, но в этом случае мы снова говорим о высоких ценах на проживание и об ориентации на состоятельного клиента.
При формировании турпродукта мы подразумеваем работу туроператора, которые формирует турпродукт, в данном случае покупая услуги средств размещения. Здесь появляется новая проблема: формируя турпродукт, туроператор производит оптовые закупки, так как при этом он получает значительные скидки, что позволяет ему при продаже турпродукта сохранять стоимость номера не выше той, которую пришлось бы заплатить клиенту при самостоятельном размещении, наши гостиницы таких скидок не предоставляют. В результате их номерной фонд часто остается без клиентуры, а туроператор продает турпродукт, в котором проживание обходится значительно дороже, чем это есть на самом деле, так как при формировании турпродукта он также несет ряд издержек. Турист, который второй раз посетит наш город, будет обращаться непосредственно в гостиницу, то есть будет действовать напрямую – без посредничества туроператора. Это одна из главных причин, по которым места размещения туристов в Дмитровском районе характеризуются, как частично благоприятные для формирования турпродукта.
IV.4. Анализ развития и потенциала видов программного туризма в Дмитровском районе
Анализ развития и потенциала видов туризма
Вид туризма
Дмитров/Дмитровский район
Оценка
Особенности/Перспективы
Агротуризм
2
Существует ресурс для формирования агротуризма в форме функционирующих в нашем районе опытных хозяйств, ставших плодом международного сотрудничества. Главной проблемой является отсутствие соответствующей инфраструктуры туризма и туристской направленности.
Деловой
Основное требование – гостиница в центре города, оборудованная конференц-залом, соответствующим номерным фондом, помещениями для работы, ориентированная на делового туриста, обеспечивающая широкий комплекс дополнительных услуг. На сегодняшний день деловой туризм не развит. В тоже время мировые тенденции развития туризма показывают, что деловой туризм является одним из наиболее динамично развивающихся видов туризма в мире. Поэтому роль делового туризма в турпродукте нашего районе является недооцененной.
Молодежный
Главное требование – не дорогое проживание и питание. Характер предоставляемых услуг – спортивно-развлекательные. Также не развит, не смотря на то, что не требует больших капиталовложений
Научный
Научный туризм не относится к числу приоритетных или перспективных. Это вызвано тем, что интерес к научному туризму был характерной чертой советского времени. Для того, чтобы у объектов научного туризма было будущее необходимо включать в программы научного туризма развлекательные и анимационные моменты.
Обучающий
Обучающий туризм ограничен рамками спортивного туризма (обучение горнолыжному спорту).
Оздоровительный
В нашем районе есть ресурсы для развития оздоровительного туризма (Татищево), но отсутствует необходимая для этого инфраструктура. Чтобы развивать оздоровительный туризм потребуются усилия для формирования и совершенствования сопутствующих объектов инфраструктуры.
Паломнический
Для развития паломнического туризма необходимы общеизвестные и почитаемые святыни, известные святые. В данном случае мы не можем влиять на формирование данного сегмента турпродукта. Наше влияние заключается в формировании недорогих средств размещения и питания. Развитие паломнического туризма в нашем районе будет напрямую связано с крупным центром православной религии – Троице-Сергиевой лаврой.
Познавательный
3
Мы обладаем достаточными ресурсами для того, чтобы формировать турпродукт, который будет независим от других туристских центров, ориентированных на познавательный туризм. Для этого потребуется их планомерная и глубокая разработка. Важное место займет продвижение туристского продукта. Как не странно развитие познавательного туризма не всегда зависит от числа и уникальности культурно-исторических ресурсов.
Приключенческий
1
Сегодня у нас нет ресурсов для формирования подобного турпродукта.
Рекреационный туризм
Как показывает анализ природных рекреационных ресурсов, условия для формирования рекреационного туризма являются весьма благоприятными.
Религиозно-познавательный
Мы обладаем достаточными ресурсами для того, чтобы формировать турпродукт, который будет независим от других туристских центров. В данном случае мы более привязаны к инфраструктуре, чем в случае с паломническим туризмом. Потребуются не дорогие гостиницы и точки питания.
Спортивный
4
Наиболее развит спортивный зимний туризм. Этому способствует парк «Яхрома», «Сорочаны», «Волен». В настоящем времени ресурсы спортивного зимнего туризма далеко не исчерпаны, в то время, как горнолыжный туризм носит гипертрофированный характер. Спортивный летний туризм значительно отстает от зимнего.
Хобби
Опыт города Мышкина показывает, что для формирования такого вида туризма требуются не какие то особые рекреационные ресурсы, а смекалка и творческий подход. Хобби туризм при правильном подходе может возникнуть из ничего. В наших интересах развивать этот вид туризма, тем более, чужой опыт показывает, что он имеет неплохие перспективы. Для этого надо способствовать творческой активности граждан Дмитровского района, поощрять и содействовать инициативам отдельных граждан.
V. Заключение
Проведенный анализ дал нам возможность оценить влияние туристских ресурсов и туристской инфраструктуры на формирование турпродукта.
В результате можно сделать ряд выводов. Прослеживается большое влияние инфраструктуры, которая в условиях приближенности крупного мегаполиса создает все предпосылки для развития туризма, в значительной степени большие, чем культурно-исторические и природно-рекреационные ресурсы. И это, не смотря на то, что туристская индустрия в результате анализа показала, что ее влияние на формирование турпродукта носит частично благоприятный характер, тогда как туристские ресурсы оказывают благоприятное влияние на его формирование.
Недостаточное развитие инфрастуктуры туризма, отсутствие ориентации существующей инфраструктуры на туризм создают неблагоприятные факторы на формирование турпродукта. Как было выяснено в ходе анализа, значительной доработке могут быть подвергнуты природно-рекреационные ресурсы, не в удовлетворительном состоянии находятся ряд объектов культурно-исторического туризма.
Все это обуславливает то, что на данный момент весьма благоприятны условия для формирования турпродукта только в той сфере туризма, которая касается спортивно-зимнего сегмента.
Рассмотрим таблицу, где обобщим полученные в ходе анализа данные:
Природные рекреационные ресурсы
Рельеф
Водные объекты
Почвенно-растительный покров
Эстетическая оценка ландшафтов
Ландшафтно-рекреационный потенциал и ландшафтно-рекреационное зонирование.
4+2+2+4+3/5=3
Биоклимат
Режим солнечной радиации
Атмосферная циркуляция
Ветровой режим
Термический режим
Режим влажности и осадков
5
2+2+5+3+3/5=3
Историко-культурные и научные ресурсы
Памятники культовой архитектуры
Дворцово-парковые ансамбли и усадебные комплексы
Археологические памятники
Научно-технические комплексы и сооружения
4+2+3+3/4=3
Туристская индустрия
Транспортное обеспечение
Анализ туристских учреждений
Система общественного питания
Места размещения туристов
2+2+2+2/4=2
3+3+3+2/4=2.75
Если давать нашему району общую характеристику на основании проведенного анализа то его можно будет охарактеризовать, как частично благоприятный для формирования турпродукта.
Как отмечалось в начале работы природно-рекреационные и историко-культурные и научные ресурсы требуют всесторонней оценки хотя бы для расчета туристской ренты. Имеющихся на сегодня данных не хватает для подобной оценки. Имея более подробные данные можно со значительно большей точностью определить влияние туристских ресурсов и туристской индустрии на формирование турпродукта.
VI. Список изученной литературы и источников
1. Квартальнов В.А., Зорин И.В. Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 288 с.: ил.
2. Колотова Е.В. Рекреационное ресурсоведение: Учеб. Пособие. – М.: Советский спорт, 1998.
3. Ильина Е.Н. Организация железнодорожных путешествий: Учебно-методическое пособие. – М.: Советский спорт, 2003. – 104 с.
Периодические издания:
Дмитровский вестник
Законодательные акты:
1. Областная целевая программа «Развитие индустрии туризма в Московской Области на 2002-2005 годы»
2. Постановление правительства Российской Федерации «О лицензировании туроператорской и турагентской деятельности»
3. Программа Правительства Московской Области «Развитие индустрии туризма в Московской Области на 2004-2007 годы»
[1] -туристские ресурсы - природные, исторические, социально - культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию их физических сил (Федеральный закон об основах туристской деятельности в Российской федерации)
[2] Квартальнов В.А., Зорин И.В. Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 288 с.: ил.
[3] Колотова Е.В. Рекреационное ресурсоведение: Учебное пособие для студентов, обещающихся по специальности «Менеджмент». – М., 1999.
[4] Шаховская А.Д. Природа Дмитровского края. Краткий краеведческий очерк. – М., Дмитровский Отдел Союза работников просвещения, 1923.
[5] Программа Правительства Московской области «Развитие индустрии туризма в Московской области на 2004-2007 годы» характеризует природно-климатические ресурсы, как благоприятные.
[6] Те же формулировки содержаться в программе Правительства Московской области «Развитие индустрии туризма в Московской Области на 2004-2007г»
[7] Пример горнолыжного курорта Сорочаны, где протяженность горнолыжных трасс была значительно увеличена за счет насыпи из песка.
[8] Широкое использование прудов и водохранилищ для пляжно-купального отдыха, расчистка и оборудование пляжей и др.
[9] Проведение санитарно-гигиенических мероприятий по очистке леса от захламленности и сухостоя.
[10] Дмитровский вестник. 12 апреля 2005 г. №41(137575). Интервью с директором автоколонны №1784.
[11] Там же
[12] По данным World Tourist Organization (WTO)
[13] от 11 февраля 2002 г. №95. (в редакции Постановления Правительства РФ от 03.10.2002. №731)
[14] Квартальнов В.А., Зорин И.В. Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2001. – С. 97.
Страницы: 1, 2, 3, 4