Рефераты. Анализ отчетности кредитных организаций

Процесс оптимизации должен повысить качество информативности отчетных форм, во-первых, и повысить эффективность информации, получаемой в результате разработки и анализа отчетных данных, во вторых. При этом определяющим фактором при решении вопроса о целесообразности составления той или иной формы отчетности должен стать ее содержательный аспект, то есть сведения, которые отражаются в соответствующей отчетности. И кредитные организации, и другие пользователи отчетности должны осознавать цель ее составления и возможности  оценки приведенных данных в идеале. Кредитная организация должна располагать методиками и результатами анализа отчетности, которыми располагает надзирающий орган. Это позволит руководству банка более внимательно изучить причины тех или иных явлений, принять необходимые меры по избежанию негативных тенденций.

На данном этапе назрела необходимость более широкого распространения порядка приема и передачи отчетности кредитных организаций в электронном виде. При этом необходимо максимально уходить от последующего дублирования представления отчетности на бумажных носителях.  Передача отчетности в электронном виде позволит значительно снизить материальные издержки и трудовые затраты как в кредитных организациях, так и в системе Центрального банка.

Особенно представляется важным, что в территориальных учреждениях Банка России уход от обработки информации на бумажных носителях повысит эффективность проверочных процедур для анализа отчетности, представляемой кредитными организациями, с использованием программных средств.

Как известно сегодня программное обеспечение Банка России после получения и обработки отчетности кредитных организаций позволяет выявить отдельные несоответствия, нестыковки в отчетных данных. Однако важно решить задачу создания более совершенной системы контроля уже на этапе приемки отчетности коммерческих банков. Алгоритмы проверки несоответствия данных в различных отчетных формах кредитных организаций, разработаны и сегодня применяются в Банке России. Целесообразно  было бы довести их до сведения кредитных организаций, чтобы установить в банках дополнительный контроль и тем самым способствовать повышению достоверности и соответствия представляемых отчетных данных в Центральный банк.

Сегодня, когда банковская система готовится к переходу на международные стандарты финансовой отчетности, уместно говорить о программных возможностях кредитных организаций, которые пока для обеспечения этой задачи недостаточны и нуждаются в развитии. Кредитные организации сегодня говорят о том, что продукты, разрабатываемые фирмами, далеки от совершенства, не в полной мере учитывают требования, предъявляемые Центральным банком России по методологии учета банковских операций.

Из практики составления отчетности возникает очень много вопросов и проблем, которые являются  следствием несовершенного программного продукта. Если эта проблема будет решена, то она снимет обеспокоенность органов банковского надзора и обеспокоенность самих банков. Все заинтересованы в том, чтобы отчетность была прозрачной и достоверной.

Заключение

Итак, бухгалтерская отчетность – единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результате ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

Бухгалтерский учет ведется строго в соответствии с законодательными и нормативными документами, имеющими разный статус. И хотя одни из них обязательны к применению (Закон «О бухгалтерском учете», положения по бухгалтерскому учету), а другие носят рекомендательный характер (План счетов, методические указания, комментарии), ведение бухгалтерского учета и составление отчетности может производиться только на их основании, т.к. любые несоответствия или отступления будут оценены контролирующими органами как нарушение законодательства.

Основным документом по бухгалтерскому учету является ФЗ «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 21.11.96 г., который  определяет правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, объекты и основные задачи, принципы, организацию; требования к главному бухгалтеру, организации и ведению бухгалтерского учета. Он устанавливает требования к заполнению и хранению  первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, порядок и сроки проведения инвентаризации имущества и обязательств; определяет состав бухгалтерской отчетности и основные требования к ней.

Бухгалтерская отчетность – это совокупность форм отчетности, составленных на основе данных финансового учета с целью предоставления внешним и внутренним пользователям обобщенной информации о финансовом положении организации в форме, удобной и понятной для принятия этими пользователями определенных деловых решений.

Основными признаками отчетности являются:

-         обязательность

-         документальная обоснованность

-         юридическая сила.

По экономическому содержанию и способу формирования отчетность организаций делится на: бухгалтерскую (ограничивается рамками отдельного предприятия; базируется на всей информации об имуществе,  обязательствах и хозяйственных операциях организации; проводится непрерывно, по определенной установленной государственными органами методике; использует различные измерители и разнообразные формы документов), статистическую    (опирается  на  большое  количество  отдельных  событий, выходя за рамки одного предприятия; связана с отражением массовых социально-экономических явлений в производственной и непроизводственной сферах, отраслях, экономике в целом; является обобщающим и прогнозирующим процессом, давая возможность предвидеть последствия того или иного действия), оперативную отчетность (содержит сведения по основным показателям за небольшие промежутки времени; используется для оперативного контроля и управления процессами снабжения, производства и реализации продукции).

По периодичности составления отчетность делится на текущую (ежедневную, пятидневную, декадную, месячную, квартальную, полугодовую); и годовую (отчеты за год);

По степени обобщения отчетных данных: на первичную, то есть составляющуюся организациями, и сводную, то есть составляющуюся вышестоящими организациями на основании первичных отчетов

В настоящее время существует немалое количество проблем, связанных с составлением отчетности.  Во-первых, в каждом кредитном учреждении оно сопровождается обработкой огромного объема информации и занимает много времени. Во-вторых, беспокоит тенденция постоянного роста объемов бухгалтерской и финансовой отчетности, представляемой банками в территориальные учреждения Банка России. Значительное увеличение отчетности требует дополнительных затрат и создает сложности в работе. Значительная часть представляемых в ЦБ РФ форм отчетности перегружена большим количеством данных. Некоторые из этих форм содержат по несколько десятков показателей, что усложняет и работу банков, и территориальных учреждений Банка России

В-третьих, зачастую происходит дублирование показателей, что является, вероятно, результатом не скоординированных разработок некоторыми департаментами.

Одной из важнейших проблем, стоящих сегодня перед российскими организациями, является проблема соответствия отчетности международным стандартам, переход к которым будет способствовать росту доверия менеджмента и клиентов, снижению затрат на привлечение иностранного капитала, расширению международных операций.

В настоящее время Банк России осуществляет меры организационно-правового характера, необходимые для полного перехода банков к составлению отчетности в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО), начиная с 1 января 2004 г.

В целях наиболее быстрого и эффективного внедрения МСФО в отечественную банковскую бухгалтерскую и надзорную практику с 1 января 2001г. действует Проект ЕС/ ТАСИС (Европейская система консультационных услуг, содействующая развитию рыночной экономики и демократии в странах Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии на безвозмездной основе) "Содействие реформе бухгалтерского учета и отчетности в банковской системе". Основная задача Проекта - подготовить нормативные документы, позволяющие внести изменения в текущий учет и отчетность, для практического применения МСФО в России и проверить их действие на примере подготовки отчетности пилотными банками.

Но и на этом пути отечественные кредитные организации столкнулись с рядом проблем, препятствующих применению МСФО:

§         Неравномерное насыщение коммерческих банков квалифицированными бухгалтерскими кадрами.

§         Принципиальное изменение представления о бухгалтерской профессии, которое сейчас зарождается в банковской практике в связи с приобщением к международным стандартам учета.

§         Недостаточность нормативной базы для бухгалтерского оформления целого ряда банковских операций, имеющиеся российские стандарты затрудняют анализ банковской деятельности, не позволяют использовать показатели и коэффициенты оценки надежности, устойчивости банков, используемые в зарубежной практике.

§         Недостаточный уровень технической оснащенности средств передачи данных, телекоммуникаций и защиты банковской информации от проникновения фальшивых документов, общий низкий уровень банковской безопасности, включая компьютерную безопасность.

§         Недостаточный профессионализм в области бухгалтерского учета некоторых аудиторских фирм, отсутствие их  ответственности за качество проверок также отрицательно сказывается на общем уровне бухгалтерской работы.

Тем не менее, к настоящему времени уже около 140 передовых коммерческих банков страны, не являясь участниками Проекта, составляют отчетность в соответствии с МСФО, подтверждаемую затем внешними аудиторами. Затраты банка по оплате данных услуг аудиторам в среднем составляют до 30 тысяч долларов в год, иногда и более в зависимости от объема операций. Планируется, что все российские банки перейдут на МСФО с 2004г.

По итогам 2000 года, более 100 российских кредитных организаций составляли отчетность в соответствии с международными стандартами. В реализации проекта ТACIS принимали участие пять пилотных банков. Касаясь вопроса о том, как скажется переход на МСФО на капитале кредитной организации, отметим, что говорить об отрицательном влиянии нельзя, поскольку у некоторых банков при оценке по международным стандартам капитал вырос, а у некоторых уменьшился.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.