Основными задачами анализа отчетности кредитной организации являются:
- общая оценка финансового состояния и факторов его изменения;
- изучение соответствия между средствами и источниками, рациональность их размещения и эффективности их использования;
- определение ликвидности и финансовой устойчивости предприятия;
- соблюдение финансовой, расчетной и кредитной дисциплины.
Анализом финансового состояния занимаются не только руководители и соответствующие службы предприятия, но и его учредители, инвесторы – с целью изучения эффективности использования ресурсов; поставщики – для своевременного получения платежей; налоговые инспекции – для выполнения плана поступления средств в бюджет и т.д. В соответствии с этим анализ делится на внешний и внутренний.
На сегодняшний день, согласно классификации В.П. Завгороднего, существуют три вида отчетности: оперативная, статистическая и бухгалтерская. Термин бухгалтерская аналогичен финансовой. Оперативную, другими словами, можно назвать повседневной.
На основании данных отчетности осуществляется поиск резервов дальнейшего развития и совершенствования деятельности кредитной организации, достижения стабильности предприятия на рынке. Это достигается путем анализа финансового состояния кредитной организации.
Финансовое состояние предприятия выражается в образовании, размещении и использовании финансовых ресурсов: денежных средств, временно привлеченных средств; временно свободных средств специальных фондов. Анализ ФСП составляет значительную часть финансового анализа. ФСП характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, целесообразностью и эффективностью их размещения и использования, финансовыми взаимоотношениями, платежеспособностью и финансовой устойчивостью. Оно напрямую зависит от результатов коммерческой и финансовой деятельности организации. Основными источниками информации для анализа финансового состояния предприятия служат формы финансовой отчетности №1, 2, 3, а если анализ проводят внутренние пользователи, то еще и данные текущего бухгалтерского учета.
В состав квартальной отчетности входят: баланс предприятия, (форма №1) и отчет о финансовых результатах и их использовании (форма №2). Годовая финансовая отчетность включает три типовые формы: форма №1, форма №2, форма №3 - отчет о финансово-имущественном состоянии предприятия и пояснительную записку. Эти формы составляются путем подсчета, группировки и специализированной обработки данных текущего бухгалтерского учета и являются завершающей его стадией.
Для выполнения возложенных на ФО функций она должна отвечать следующим основным требованиям:
· гарантировать реальность и достоверность данных, которые обеспечиваются документальным обоснованием всех записей, проведением инвентаризации, придерживания правил оценки статей баланса, распределением прибылей и убытков за соответствующие отчетные периоды;
· обеспечивать своевременность получения данных, на основе регламентации сроков сопоставления отчетных данных для оперативного управления хозяйственной и финансовой деятельностью организаций.
Существуют такие виды сравнительного анализа:
· горизонтальный, с помощью которого определяются абсолютные и относительные отношения статей по сравнению с началом отчетного периода;
· вертикальный, который используется для изучения структуры средств и источников, путем расчета удельного веса отдельных статей в итоговых показателях.
· трендовый, который базируется на расчете относительных отклонений показателей за ряд лет от уровня базисного года.
Для количественного измерения уровня влияния факторов на изменения показателей ФСП используются традиционные методы анализа: сравнения, цепных подстановок, долевого участия, детализации.
Отличительной особенностью анализа ФС является роль в нем человеческого фактора и бухгалтерского риска. Методика анализа включает: анализ платежеспособности предприятия, анализ структуры имущества и средств, вложенных в него, анализ оборачиваемости оборотных средств, анализ деловой активности и эффективности управления.
Состав представляемой ФО, в зависимости от периода отчетов, состоит из баланса предприятия, формы №1, формы №2, формы №3 (Прил.1,2,3) и пояснительной записки. В пояснительной записке поясняются основные факторы, которые повлияли на хозяйственные и финансовые результаты работы предприятия, освещается финансовое и имущественное состояние предприятия, какая часть уставного фонда (УФ) на дату составления отчета фактически оплачена учредителями, в каком порядке определена стоимость нематериальных активов (НА), внесенных участниками в УФ, каким органом и когда рассмотрена и утверждена годовая ФО. В пояснительной записке приводятся сведения о намерении изменить на будущий год методологию отражения отдельных хозяйственных операций, и включается ведомость результатов инвентаризации имущества, средств и расчетов, приводится курс пересчета иностранной валюты в национальную денежную единицу.
В Положении по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) установлено:
1. Бухгалтерская отчетность организации должна включать показатели деятельности филиалов, представительств и иных подразделений, в том числе выделенных на отдельные балансы.
2. Если при составлении бухгалтерской отчетности исходя из установленных правил выявляется недостаточность данных для формирования полного представления об имущественном и финансовом положении организации, а также финансовых результатах ее деятельности, то в бухгалтерскую отчетность организации включаются соответствующие дополнительные показатели. Как правило, это показатели, которые расшифровывают основные показатели в приложениях к балансу.
3. Содержание и формы бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и пояснений к ним применяются последовательно от одного отчетного периода к другому. Так, по каждому числовому показателю бухгалтерской отчетности, кроме отчета, составляемого за первый отчетный период, должны быть приведены данные за период, предшествовавший отчетному.
Если данные за период, предшествовавший отчетному, несопоставимы с данными за отчетный период, то первые из названных данных подлежат корректировке исходя из правил, установленных нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации. Каждая корректировка должна быть раскрыта в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах вместе с указанием ее причин.
4. Бухгалтерская отчетность составляется за отчетный год. Первоначальным отчетным годом для впервые созданной либо реорганизованной организации считается период со дня ее государственной регистрации по 31 декабря включительно, а для организации, впервые созданной после 1 октября, — с даты государственной регистрации по 31 декабря следующего года включительно.
5. В формах бухгалтерской отчетности должны заполняться все предусмотренные этими формами показатели; при отсутствии показателей соответствующие строки форм прочеркиваются.
В соответствии с Федеральным законом “О бухгалтерском учете” установлено следующее требование: в составе годовой бухгалтерской отчетности обязательно представление итоговой части аудиторского заключения для организаций, у которых их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной проверке в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1994 г. № 1355 и от 25 апреля 1995 г. № 408.
В формах отчетности приводятся все предусмотренные в них показатели. На количество отчетов и показателей в них, в первую очередь, влияет количество операций, проводимых в кредитной организации. Например, некоторые операции в данном отчетном периоде не осуществлялись. Как это повлияет на заполнение отчетности? В случае отсутствия данных по одному или нескольким показателям в соответствующей статье (строке, графе) отчетности проставляется ноль для цифровых показателей. В случае отсутствия данных по нецифровым показателям (символьным, дата) соответствующая статья (строка, графа) отчетности не заполняется.
В случае, если форма отчетности содержит только нулевые показатели, отчет не представляется, при этом в Банк России направляется сообщение об отсутствии соответствующих операций (если иное не предусмотрено порядком составления и представления отчета) и содержащее атрибуты, позволяющие однозначно определить форму отчетности. То есть чем активнее деятельность организации, тем больше отчетов, и наоборот.
Некоторые из форм бухгалтерской отчетности содержат по несколько десятков показателей, что значительно усложняет работу. Как пример можно привести приложения 1,3,15 к Инструкции 17 ЦБ РФ «О составлении финансовой отчетности», которые содержат более 250 показателей.
Иногда, при несогласованной работе, возникает излишне большое количество показателей или дублирующие показатели. Это проблема, с которой сталкиваются кредитные организации многих стран. Появление дублирующих показателей связано с нескоординированными действиями департаментов.
Довольно часто происходит дублирование показателей, что, по-видимому, является результатом нескоординированных разработок некоторыми департаментами. Было бы целесообразно рассмотреть вопрос о более тщательной координации объемов и состава отчетности.
Исключение и обособление дублирующих показателей – проблема, стоящая перед многими организациями. Методическими рекомендациями о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации предусмотрено только исключение оборота внутри организации, вызванного перемещением наличных денежных средств между кассой организации и ее расчетными и валютными счетами. На практике это не единственный оборот, который искажает реальные денежные обороты, завышая их.
Выделенные таким образом показатели, дублирующие перемещения денежных средств внутри организации, по желанию организации можно исключить из оборотов по поступлению и выбытию денежных средств (с включением соответствующей оговорки в пояснения к отчету) либо представить в отчете обособленно с введением дополнительных строк.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17