К экономическим показателям качества относятся: удельный вес продукции, отнесенной к соответствующим уровням качества (потенциальному, допустимому); экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны; объем забракованной продукции; количество рекламаций и стоимость зарекламированной продукции; сдача дефектной продукции и др. Три последних показателя характеризуют отступления от норм по качеству изготовления продукции.
Анализ отступлений от норм по качеству изготовления осуществляется по данным о внутризаводском браке и внешних рекламациях на продукцию. В зависимости от действующей на предприятии системы представления информации о браке анализируются потери от брака как по предприятию, цехам, участкам, рабочим местам, так и по конкретным изделиям и причинам. Основными причинами брака могут быть: недостаточный уровень квалификации рабочих, работа на неисправном оборудовании, использование несовершенных приспособлений и инструментов, средств измерительной техники, отступление от технологического процесса, использование материалов и полуфабрикатов со скрытыми дефектами, несовершенство упаковки, маркировки, нарушения условий хранения, перевозки, погрузки.
Необходимым элементом аналитической работы также является анализ выполнения плана по номенклатуре и ассортименту.
Номенклатура - перечень наименований изделий с указанием кодов, установленных для соответствующих видов продукции.
Ассортимент - перечень наименовании изделий с указанием количества по каждому из них. Различают полный (всех видов и разновидностей), групповой (по родственным группам), внутригрупповой ассортимент.
Анализ выполнения плана по ассортименту осуществляется по методу наименьшего процента либо среднего процента по формуле
К=ВП/ВП0*100
где, К - выполнение плана по ассортименту, %;
ВП - сумма фактически выпущенных изделий каждого вида, но не более их планового выпуска;
ВП0 - плановый выпуск продукции.
При этом изделия, выпушенные сверх плана или не предусмотренные планом, в расчет выполнения плана по ассортименту не принимаются. План по ассортименту считается выполненным только в том случае если выполнено задание по всем видам изделий.
При оперативном анализе выполнения плана по ассортименту целесообразно использовать таблицы, в которых отражается фактический выпуск за сутки (смену), определяется отставание от планового задания за день и с начала месяца по количеству выпущенных изделий в натуральном выражении или по количеству наименований продукции.
Структура продукции - это соотношение удельного веса отдельных изделии в общем выпуске продукции.
Выполнить план по структуре - значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированное соотношение отдельных ее видов. Неравномерное выполнение плана по отдельным изделиям приводит к отклонениям от плановой структуры продукции, нарушая тем самым условия сопоставимости всех экономических показателей.
Ритмичная работа является основным условием своевременного выпуска и реализации продукции. Неритмичность ухудшает все экономические показатели: снижается качество продукции; увеличиваются объем незавершенного производства и сверхплановые остатки готовой продукции на складах и как следствие замедляется оборачиваемость капитала; не выполняются поставки по договорам, и предприятие платит штрафы за несвоевременную отгрузку продукции; несвоевременно поступает выручка, из-за чего возникает дефицит, денежного потока; перерасходуется фонд заработной платы в связи с тем, что в начале месяца рабочим платят за простои, а в конце — за сверхурочные работы. Все это приводит к повышению себестоимости продукции, уменьшению суммы прибыли, ухудшению финансового состояния предприятия.
Ритмичность — это равномерный выпуск и отгрузка продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренных планом.
Для оценки ритмичности используют коэффициент ритмичности, коэффициент вариации, числа аритмичности.
Коэффициент ритмичности (Критм) определяется отношением фактического (но не выше планового задания) выпуска продукции (или ее удельного веса) к плановому выпуску (удельному весу) (табл. 3):
Критм=ВП1/ВП0
где, ВП1, ВП0 - фактический (без перевыполнения плановых заданий) и плановый выпуск продукции.
Коэффициент вариации (Квар) определяется как отношение среднеквадратичного отклонения от плановых заданий (за сутки) к среднесуточному плановому выпуску:
где п - число суммируемых плановых заданий.
Ритмичность выпуска зависит от ритмичности работы отдельных цехов, поэтому анализ проводится также в разрезе цехов.
В заключение анализа ритмичности целесообразно определить упущенную возможность в связи с неритмичной работой путем умножения разности между наибольшим и наименьшим среднесуточным выпуском продукции на соответствующее количество рабочих суток в анализируемом периоде. При этом из фактического выпуска продукции исключают выработанную за сверхурочное время.
На основании данных анализа ритмичности разрабатывают конкретные мероприятия по устранению причин неритмичной работы, которыми могут быть: несвоевременная поставка сырья и материалов поставщиками, другие нарушения поставщиками договорных условий (изменение цены, качества поставляемых материалов), отсутствие энергии не по вине предприятия, простои оборудования, потери рабочего времени и др.
Реализация продукции является завершающей стадией кругооборота средств предприятия. От ее величины зависят результаты финансово-хозяйственной деятельности, показатели оборачиваемости и рентабельности.
Источники информации для анализа реализации продукции: ф. № 1 «Бухгалтерский баланс», ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках», ведомость № 16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация», журнал-ордер №11, карточки складского учета готовой продукции и др.
Выполнение плана по объему реализации зависит от степени обеспеченности его товарной массой. Для изучения этого показателя составляется баланс товарной продукции в двух оценках: по себестоимости и по отпускным ценам.
В связи с тем, что предприятия могут определять выручку от реализации по отгрузке продукции или по оплате отгруженной продукции, возможны два варианта методики анализа объема реализации. При первом варианте объем отгрузки и реализации совпадает, поскольку нет понятия отгруженной продукции. Баланс произведенной продукции, отражающий взаимосвязь показателей реализации, отгрузки, выпуска и остатков нереализованном продукции, имеет вид:
РП=ГПн+ТП-ГПк, ОП=РП,
где, РП - реализованная продукция,
ГПн, ГПк – остатки готовой продукции на складе соответственно на начало и конец периода;
ТП - выпуск продукции, ОП - отгрузка продукции.
Для второго варианта баланс произведенной продукции будет следующий:
РП=ГПн+ТОн-ГПк-ТОк;
РП=ОП+ТОн-ТОк,
где, ТОн, ТОк - остатки товаров, отгруженных соответственно на начало и конец периода.
На изменение объема реализации продукции влияют факторы, приведенные в факторной модели (рис.1.2).
Рис.1.2 - Модель факторной системы объема реализации продукции
Анализ выполнения договорных обязательств ведется работниками отдела сбыта предприятия. Он должен быть организован в разрезе отдельных договоров, видов продукции, сроков поставки. При этом производится оценка выполнения договорных обязательств нарастающим итогом с начала года.
Источниками информации для оперативного анализа хода поставок служат преимущественно данные оперативно-технического и статистического учета, материалы наблюдений. Бухгалтерский учет может служить источником информации, но в более ограниченных пределах в связи с его запаздывающим характером.
1.2.Анализ в системе маркетинга
Анализ производственных результатов деятельности предприятия должен начинаться с анализа его маркетинговой деятельности.
Маркетинговое исследование выступает в качестве инструмента регулирования хозяйственной деятельностью предприятия в соответствии с рыночным спросом.
Основные показатели данного исследования:
- показатели производства;
- показатели внутреннего товарооборота;
- показатели внешнего товарооборота;
- показатели уровня цен;
- финансовые показатели.
Маркетинговое исследование является составной частью маркетингового анализа и основывается на финансовых показателях деятельности предприятия.
Процесс анализа состоит из следующих этапов:
- выделяются основные факторы, которые влияют на конъюнктуру рынка и оцениваются через систему статистических показателей;
- строятся динамические ряды по каждому показателю, с их помощью оцениваются действия данных показателей в прошлом;
- определяется значимость и степень воздействия основных факторов на конъюнктуру рынка в будущем на основе имеющихся оценок;
- определяется общий итог взаимодействия всех факторов, выявляются место и роль каждого из них.
Основными задачами маркетингового анализа являются:
- обоснование производственной программы предприятия;
- анализ основных факторов, влияющих на спрос; выявление услуг, не пользующихся спросом;
- анализ ценообразования на предприятии;
- анализ методов стимулирования сбыта услуг и выбор наиболее эффективных;
- выявление реальных и потенциальных конкурентов предприятия; оценка сильных и слабых сторон конкурентов, а также собственных преимуществ и недостатков;
- оценка конкурентоспособности услуг и предприятия в целом.
От рынков, на которых действует предприятие, зависит объем реализации услуг, средний уровень цен, себестоимость услуг, сумма полученной прибыли, рентабельность услуг. В связи с этим анализ рыночной конъюнктуры включает в себя оценку:
- структуры рынков и уровня их доходности;
- потенциальных потребителей услуг с учетом различных критериев4
- динамики потребления услуг в расчете на душу населения;
- динамики общего спроса на услуги на данном рынке;
- качества услуг, предоставляемых на данном рынке различными предприятиями;
- общей емкости рынка и рыночной доли конкретного предприятия.
Спрос как экономическая категория характеризует объем товаров и услуг, которые потребитель желает и в состоянии приобрести по определенной цене на протяжении определенного периода времени на определенном рынке.
На уровень спроса влияют следующие факторы: цены на услуги, качество предоставляемых услуг, потребительские предпочтения, доходы потребителей, ожидание потребителями изменения их доходов или цен на услуги, насыщенность рынка, процентные ставки по вкладам, стимулирующие к потреблению или накоплению и др.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5