От
уровня профессиональной подготовки рабочих зависит комплектование учебных
групп, возможность объединения их с группами рабочих, проходящих первичную
подготовку.
Объем
переподготовки и ее конкретные формы зависят от наличия на предприятии соответствующей
учебной базы, материального обеспечения, от возможностей предприятия вести эту
работу на договорной основе со специальными учебными заведениями (учебные
комбинаты других предприятий, ПТУ и т.п.).
Большую помощь в
управлении процессом переподготовки могут оказать социологические и
маркетинговые исследования, позволяющие получить общую характеристику
высвобождаемой рабочей силы по профессиям (специальностям), по общему стажу и
стажу работы на предприятии, потребности рынка в специалистах данной профессии
в связи с расширением рыночной доли предприятия, объективные и субъективные
характеристики профессиональной подвижности работников и др.
Как показали
исследования, профессиональная мобильность имеет определенные возрастные
границы и разную интенсивность. Так, высвобождаемые работники старших возрастов
имеют меньшую способность и склонность к перемене труда. Также по-разному
касается процесс высвобождения и переподготовки рабочих тех или иных
профессиональных групп рабочих. Весьма широким оказывается спектр новых
профессий, осваиваемых в процессе переподготовки.
Сравнение прежней
и новой профессий позволяет оценить прежде всего степень родства, их своего
рода “генетическую близость” и стоящую за всем этим глубину переподготовки
работников, сроки и затраты средств на ее проведение. Постоянно проводимый
анализ позволяет выявить складывающиеся тенденции и оценить их - это
способствует принятию более обоснованных управленческих решений по
регулированию этого процесса.
Большую помощь могут оказать
социологические опросы рабочих после обучения и определенного срока работы на
новом месте с целью получения их оценки срока профессионального обучения при
переподготовке и использованной формы обучения.
Не менее важное значение имеет и
оценка достигнутого обучающимся квалификационного уровня, присвоенного разряда
либо сертификата, его соответствия сложности поручаемых работ, изменений в
результате переподготовки объема знаний, умений и навыков по новой профессии,
как в их комплексе, так и по отдельности (только знаний или только навыков).
Большой интерес представляет и оценка
работником изменений в содержании и условиях труда, размера заработной платы,
социального положения в коллективе, степени удовлетворенности трудом, сроков
адаптации в новом коллективе, освоения норм труда и т.д.
Переподготовка кадров проводится за
счет средств, относимых на себестоимость продукции. Кроме того, источником
финансирования выступают специально создаваемые в службах занятости фонды,
часть которых может быть передана на предприятия для переподготовки кадров в
рамках программ занятости населения на данной территории.