Рефераты. Анализ и повышение квалификации кадров на предприятии
Распространенность тренингов в организациях России пока еще
не описана достоверными статистическими данными. Мировой опыт показывает
тенденцию: устойчивый рост числа сотрудников, прошедших тренинги в организациях
всех типов (см. , например, данные по США на рис. 4).
Рисунок 4. Число сотрудников, прошедших
тренинги в организациях США (в %)
Внутренние учебные центры имеются лишь в наиболее крупных
фирмах, таких, как, например, Центробанк, Сбербанк, компании Rank Xerox,
Ericsson, Coca-Cola и др. Обучение в них ориентировано на сотрудников
организации или ее партнеров, например, дилеров или клиентов. Лишь в редких случаях
туда на условиях “открытого набора” попадают люди со стороны. (Так, осенью 1997
г. в учебном центре компании Rank Xerox “открытым” был только 10-дневный курс
“Техника продаж” начального уровня. ) Задача корпоративного учебного центра —
целенаправленное обучение сотрудников, подстройка их квалификации под
требования организации. В некоторых случаяx учебные центры дают возможность
пройти развернутую подготовку.
Пример: “ Учебный центр
— корпоративный институт”
Учебный центр компании Ericsson проводит обучение по схеме
“техник — системный инженер — эксперт”. Курс обучения длится 25-35 дней. Первые
две недели посвящены теории, последующие три — освоению оборудования. После
окончания первого цикла обучения сотрудник работает в компании как техник.
Через год он может пройти следующий цикл и перейти в категорию системных
инженеров. Еще год работы в компании, — и следующий цикл обучения помогает
сотруднику стать квалифицированным специалистом-экспертом. Учебный центр
предлагает на выбор подготовку по специальностям: эксперт по сетям общего
пользования, мобильной телефонной связи, офисным АТС.
До августовского кризиса 1998 г. Корпоративный институт банка
МЕНАТЕП обучал слушателей по специальностям: финансы и кредит, банковское дело,
финансовый менеджмент. Занятия проводились на протяжении года трижды в неделю
по 4 часа после рабочего дня и полный день в субботу. Стоимость обучения
составляла около 2000 долларов, но для сотрудников банка, а также холдинга
“Роспром” и компании ЮКОС обучение было бесплатным.
В практике ведущих международных компаний получили
распространение центры подготовки менеджеров, работающие как своего рода
бизнес-школы и получившие название корпоративных колледжей, институтов или
университетов, например, Disney University, Federal Express Leadership
Institute, учебный центр Crotonville в компании General Electric, школа бизнеса
компании AT&T, университет Motorola и др. Их основная задача — укрепить и
развить конкурентоспособность своих компаний.
Корпоративные учебные центры нередко
сосредотачивают свою деятельность на технической подготовке, обучении первичным
навыкам работы с клиентами. Некоторые центры проводят вводный курс для новых
сотрудников, который помогает человеку встроиться в организацию, узнать ее
историю, корпоративную культуру, особенности применяемой терминологии,
характеристики оборудования и т. д. Внутренние тренинговые центры ориентированы
на наиболее типичные, повторяющиеся учебные курсы, такие как навыки работы с
клиентами, техника продаж, базовые навыки менеджера. Программы развития
менеджмента, особенно для менеджеров среднего и высшего звена, обычно выходят
за рамки внутренних центров.
Чтобы спланировать обучение в компании, заказать проведение
курса, составить перечень тренингов, нужно иметь набор видов тренинга, их
классификацию. Руководство компаний и менеджеры по персоналу обычно делят
тренинги так, как удобнее для работы, и не ищут строгой классификации. Назовем
некоторые варианты того, как выделяют виды тренингов в организациях.
Тематика
Это распространенный способ разделять тренинги.
Распространенные темы тренингов: вводный (ориентационный) тренинг, техника
продаж, ведение переговоров, навыки презентации, работа с клиентами, принятие
управленческих решений и т. д. Разделяя тренинги по темам, можно четко
определить предметную область работы. Однако, для организации и проведения
эффективного тренинга выбрать тему недостаточно. Нужно точно знать, для кого
проводится обучение.
Участники
Типичное разделение участников — по их положению в
организации: рядовые сотрудники, линейные менеджеры (супервайзоры), менеджеры
среднего звена, высшее руководство. Соответственно разделяются и тренинги. Это
деление дополняет тематическое. В результате получаем такое описание тренинга:
курс техники продаж для торговых представителей или тренинг по ведению
переговоров менеджеров.
Уровни целей тренинга
Следующий подход к делению тренингов встречается гораздо реже
двух предыдущих. Он состоит в том, чтобы выделить уровень проблем, потребностей
организации, откликом на которые выступает данный тренинг:
?
Ситуативный
(индивидуальный) уровень относится к тем потребностям, которые связаны с навыками
конкретных сотрудников или менеджеров организации. Для решения проблем этого
уровня достаточно обучить конкретных людей, развить их навыки. Например: навыки
работы секретаря, навыки презентации, основы личной эффективности и т. д.
?
Системный уровень относится к тем
потребностям, которые не ограничиваются обученностью отдельных сотрудников и
связаны со взаимодействием внутри компании. Например: управление конфликтами,
решение проблем и т. д.
?
Стратегический
уровень
относится к тем потребностям, которые не ограничиваются ни обученностью
отдельных сотрудников, ни взаимодействием в компании, но относятся к стратегии
развития организации, ее положению в социально-экономической среде. Например:
развитие корпоративной культуры, стратегическое планирование.
Тематика тренингов, уровень сотрудников, для которых они
предназначены, и уровень потребностей организации связаны между собой, хотя не
всегда эта связь однозначна. Отправной момент — потребности организации. Если
их не учесть, происходят типичные ошибки.
Пример. “ Тема
подходящая - тренинг неэффективный”
Руководство компании приняло решение провести тренинг по
маркетингу для совета директоров. Программа включала инструменты анализа рынка,
основы составления маркетингового плана. После проведения тренинга оказалось,
что маркетинговая функция в компании не изменилась. Руководство было
разочаровано тренингом. Генеральный директор поставил вопрос о привлечении
дорогостоящих консультантов. Проблема была в том, чтобы развить потенциал самой
компании.
Анализируя причины неудачи, руководство пришло к следующему выводу:
тренинг должен был носить стратегический характер, в то время как предложенная
программа была ситуативной, оснащала участников индивидуальными навыками, не
работала на стратегическое решение задач всей организации. Неудачи можно было
бы избежать, если с самого начала четко задать тип тренинга, выстроить его
направленность.
Связь тематики тренингов и уровня проблем в организации
представлена в табл. 1.
Таблица 1
Характеристика связи тематики тренингов и уровня проблем в
организации
При одной и той же тематике тренинга его уровень может быть
разным в зависимости от особенностей организации. Для некоторых компаний
тренинг по работе с клиентами может быть подчинен задаче выстроить общие
стратегические ориентиры, перейти от ориентации на продукт к ориентации на
клиента и обслуживание, соответственно уровень тренинга выйдет далеко за рамки
ситуативного (индивидуального).
Итак, вид тренинга подбирается исходя из следующих
параметров:
?
участники;
?
тематика;
?
уровень проблем
в организации.
Точный выбор вида и уровня тренинга — залог его успеха.
При всей широте диапазона внутренних тренинговых курсов в
него обычно не попадает обучение в области стратегического планирования,
руководства проектами, управления организационными изменениями и другие области
управления повышенного уровня. Соответствующие тренинговые потребности компаний
обслуживаются внешними тренинговыми организациями.
Приведем примеры распространенных тренинговых курсов в
области развития менеджмента и лидерства. Условно сгруппируем их по двум
областям:
?
Развитие менеджмента
?
Основы лидерства
?
Навыки менеджмента
?
Мотивация сотрудников
?
Управление временем
?
Стили руководства.
?
Стратегическое планирование
?
Основы делегирования
?
Принятие управленческих решений
?
Руководство малыми группами
?
Управление результативностью
?
Управление конфликтами
?
Управление проектами
?
Ведение переговоров
?
Управление изменениями