Рефераты. Золотопромышленность

В настоящее время в отечественной золотодобывающей отрасли действу­ет около 900 предприятий различных форм собственности. Из них около 600 занимаются непосредственно золотодобычей. Число артелей старателей состав­ляет примерно 340. Общая численность занятых в отрасли составляет около 350 тысяч человек, еще 30 тысяч человек трудятся в артелях.

        В российской золотопромышленности к настоящему времени практичес­ки завершился процесс приватизации. И здесь следует особо отметить, что в результате проведенной приватизации в государственной собственности оста­лось только 30 предприятий, в том числе 11 рудников и приисков, 4 аффинаж­ных завода и 6 геологоразведочных экспедиций.

       С позиций структуры золотодобычи в зависимости от различных форм собственности практика показывает, что в настоящее время на долю государ­ственных предприятий приходится только один процент всего объема добыва­емого золота в России. На долю артелей старателей приходится соответственно 56% продукции всей золотодобывающей промышленности. Остальная часть золота добывается акционерными обществами и частными предприятиями. При этом у негосударственных предприятий возникает ряд трудностей в процессе производства, одной из которых является специфика золотодобычи, заключаю­щаяся в ее удаленности и труднодоступности осваиваемых мощностей, а также связанная с тяжелыми климатическими условиями Крайнего Севера, Дальнего Востока и Восточной Сибири.

         В этой связи следует отметить, что в недавнее время, при монополии го­сударства на добычу и производство золота, последние строго планировались, в полной мере финансировались и оптимально распределялся конечный гото­вый продукт при возмещении государством абсолютно всех издержек золото­промышленности. Что касалось социально-культурной инфраструктуры, то она не только создавалась на новых месторождениях, но и постоянно поддержива­лась на должном уровне. Таким образом, существовала реальная поддержка государством золотодобывающей промышленности. Переход значительной ча­сти золотодобычи в акционерное и частное предпринимательство практически лишает возможности претворять в жизнь указанное выше, как правило, в связи с отсутствием необходимых финансовых средств.

        Государство же практически не финансирует золотодобычу и не вклады­вает финансовых средств в развитие самой важной отрасли промышленного производства - золотопромышленность. Иначе чем объяснить тот факт что, по оценкам специалистов, Россия находится в настоящее время на 62-м месте в мире по эффективности вложений в золотодобычу, поэтому и наблюдается ес­тественное снижение производства драгоценного металла. Россия даже не уча­ствует в работе Всемирного золотого Совета.

     Проведение преждевременной и непродуманной приватизации российс­кой золотопромышленности показывает отсутствие у государства какой-либо заинтересованности не только в развитии золотодобычи, но и ее поддержании хотя бы на достигнутом ранее уровне. Такое положение можно считать первопричиной упадка отечественной золотопромышленности. Но даже в этом слу­чае существуют реальные возможности возрождения добычи золота в России (при казалось бы, на первый взгляд, негативной стороне приватизации). И эти варианты опять же не реализуются по вине государства. Речь в данном случае идет о существующей ценовой и налоговой политике.                                                          

 
Рост цен на золото и ряд продуктов, используемых при золотодобыче

Таблица №9

№№ п/п

Наименование продукции

Увеличение цены (раз)

1

Золото

2964

2

Дизельное топливо

100625

3

Электроэнергия

9405

4

Услуги транспорта

6845

5

Взрывчатые вещества

3778

 

            В отношении ценовой политики следует отметить несопоставимость ро­ста расчетной цены на золото и роста цен на продукцию и услуги, используе­мые при золотодобыче. Это наглядно видно из таблицы 9, в которой приведе­ны данные Роскомдрагмета за период с января 1990 года по июль 1998 года. Здесь следует отметить, что только за два года (1993-1994 годы) цена ре­ализации добываемого в России золота благодаря некоторому росту мировой его цены и непрерывному падению курса рубля поднялась в 11 раз, издержки же золотодобычи возросли за этот же период в 25 раз. Естественно, что рост цен на продукцию, непосредственно используемую в золотопромышленности, приводит к постоянному и планомерному росту издержек производства прак­тически во всех технологических операциях при добыче золота.

           Анализ пяти различных по масштабам добычи золота регионов страны (Саха-Якутия, Магаданская облаете, Красноярский край, Хабаровский край, Приморский край), которые добывают и производят 62,4% всего драго­ценного металла России (общий объем российской золотодобычи составил в 1998 году 123 т), наглядно показывает явное превышение себестоимости добычи одного грамма золота по сравнению с его среднегодовой расчетной це­ной и весьма значительный размер убытков, понесенных в этой связи данными регионами. В таблице 3 представлены реальные объемы добычи и производ­ства золота, а также его себестоимость по указанным золотопромышленным регионам России.

        Помимо государственной ценовой политики в отношении золотопромыш­ленности, явно сдерживающей ее развитие, существует и налоговая система, которая в не меньшей, а возможно, и в большей степени влияет на создавшееся трудное положение в добыче и производстве золота в России. 

Соотношение производства и себестоимости золота по основным зо­лотодобывающим регионам России (1997 год)

Таблица №10

Регионы России

Объем добычи и производства золота (кг)

Процент от общей добычи в России

Себестои­мость золота (тыс. руб.)

Саха-Якутия

19987

18

60,4

Магаданская область

26074

23,1

62,0-125,4

Хабаровский край

7091

6

57,2-70,2

Красноярский край

17482

15

.51,1-58,6

Приморский край

31

0,3

71,0

 

О негативной общегосударственной налоговой политике, которая отрицательно сказывается на развитии всей российской экономики, существует немало объективных и доказательных мнений.  Но следует сразу же отметить, что высокое налогообло­жение отраслей промышленности ни в коей мере не должно быть идентичным по отношению к золотопромышленности. Ведь золото является товаром особого спроса, который может быть использован в залоговых операциях или продан за твердую конвертируемую валюту, а также может служить резервом или своего рода страховкой при различных неблагоприятных экономических ситуациях.

       Существующая система налогообложения в золотопромышленности ха­рактеризуется следующим. В настоящее время каждое золотодобывающее предприятие выплачивает не менее 10-12 общефедеральных налогов и сборов. По­мимо этого добавляется еще порядка 8-10 местных налогов. По сведениям, от­носящимся к 1994 году, доля налогов и различных сборов доходила в золото­промышленности до 50% себестоимости, до 65% прибыли, суммарно состав­ляя до 60% стоимости добываемого метала. Для сравнения можно отметить, что у таких мощных производителей золота, как ЮАР, США, Австралия, Кана­да, доля налогов в себестоимости составляет 12-14%, в прибыли - от 30 до 50%, в стоимости добываемого металла - от 20 до 35%.                    

         В 1997 году суммарный налог в золотопромышленности снижен прави­тельством на 11-15%. Но данная мера - не решение всех проблем в этой важ­нейшей производственной отрасли.


3. Состояние российской ювелирной

промышленности.

         В настоящее время Россия является одним из мировых лиде­ров по производству золота, находится в третьей десятке стран по уровню его использования в ювелирной промышленности. Причины создавшейся неблагоприятной ситуации в российской ювелир­ной промышленности в основном те же, что и в российской золотодобыче.

     Первая причина - поспешная и непродуманная приватизация ювелирной промышленности в России: все 13 крупных государственных ювелирных пред­приятий превратились к настоящему времени в акционерные и частные компа­нии (объединены в концерн "Ювелирпром" с числом работающих на каждом  предприятии от 500 до 4000 человек). На эти предприятия приходится 97% все­го золота, используемого ювелирной промышленностью России. Остальная часть золота потребляется 60-ю подобными предприятиями с числом работаю­щих на них от 40 до 60 человек.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.