Рефераты. Россия в мировой экономике

7. Русский народ на протяжении всей истории проявлял исключительную национальную терпимость. Приходя на новые земли, русские обычно оставляли названия рек и гор на местных наречиях, инстинктивно пытались абсорбировать инородные культуры, не чуждались межнациональных браков. Поэтому русские органично впитали в себя множество наций и народностей. Это один из самых генетически богатых народов мира. Возможно, этим вызваны и его выдающиеся инновационные способности. Российская политическая и экономическая элита всегда была многонациональна. Россия легко принимала выходцев из других народов н охотно училась у них. Достаточно упомянуть легендарное приглашение на княже­ние варягов, положившее начало могуществу Киевской Руси. Наша интеллигенция свободно говорила и даже думала на французском и других европейских языках, что нисколько не помешало ее патриотизму, проявленному в войне 1812г., а также созданию величайшей русской литературы XIX в. Великая страна никогда не боялась заимствовать и, может быть, потому и оставалась великой Россией, всегда умела привлекать к себе на службу лучших представителей различных наций, впитывать чужеродные обряды и традиции, сочетать в себе элементы разнообразных культур, без теоретизирования и пафоса осуществляя конвергенцию экономических и хозяйственных укладов. Это замечательное, проверенное историей качество, как нельзя, кстати, будет на сегодняшнем крутом вираже истории, когда способность адаптации к новым быстроизменяющимся условиям может оказаться решающей для развития цивилизации.

8. В России всегда было сильно мнение об особом пути, особой миссии и даже богоизбранности русскою народа (см. эпиграф). Отсюда постоянный поиск совершенно особенных, нигде не апробированных, лежащих вне поля действия общемировых закономерностей, чисто российских путей экономического развития. Грандиозные экономические и социальные эксперименты XX столетия по поиску своего особого пути принесли народам России неисчислимые бедствия. В ходе двух мировых и кровопролитных гражданских войн, беспрецедентных по масштабам репрессий и социальных катаклизмов генетический потенциал русского народа был во многом подорван. Продолжение подобных экспериментов может привести к гибели русской цивилизации. Итак, отметим, что:

1. Россия обладает богатейшими природными ресурсами, величина которых на душу населения больше, чем в большинстве крупных стран. Однако основная часть этих ресурсов находится в труднодоступных районах страны, что препятствует их эффективному использованию.

2. Русская цивилизация обладает рядом специфических, часто противоречивых черт, таких, как государственничество, коллективизм, консерватизм, национальная терпимость, инновационная готовность, адаптационная способность и др., которые в различных условиях могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние па эффективность экономической системы.

В возникшей в 90-е годы очень своеобразной и противоречивой экономической модели России проявились многие исторически присущие нашей стране и российскому обществу черты. Как известно, Россия заметно запаздывала в своем историческом развитии.

Самодержавный тип правления, основанный на всемогущих спецслужбах, действующий фактически вне рамок закона по личному повелению государя, был создан Иваном Грозным с его опричниной и оказался необычайно живуч. Практически он. в большей или меньшей степени, сохранялся при всех российских монархах и советских генсеках, власть которых была практически столь же неограниченна.

Законы в России никогда не были последней инстанцией в принятии решений. В отличие, скажем, от Англии суд не стал самостоятельной ветвью власти. Исполнительная власть обычно ориентировалась не на закон, а па волю государя, партийные директивы или президентские указы последних лет. Законы жили и, что важно, живут своей жизнью, а власти - своей. Как мудро заметил еще Салтыков-Щедрин, "суровость законов российских смягчается необязательностью их исполнения". Даже сейчас в новой, демократической России, где провозглашена "диктатура закона", существуют сотни законов, которые исполнительная власть пе считает обязательными для исполнения и попросту не исполняет их, да и все. Судебная власть не пользуется доверием населения. По данным опроса, проведенного в апреле независимым исследовательским центром РОМИР, системе правосудия в России полностью доверяют 6,5% респондентов. В некоторой степени правосудие пользуется доверием у 28,3% россиян. Не очень доверяют правосудию 34,3% опрошенных, совсем не доверяют - 27,3%. Затруднились с ответом 3,6% граждан.

После реформ Петра Великого Россия стала величайшей чиновничьей страной, и с тех пор чиновничество фактически не выпускает власть из рук. Оно меняет свои формы от разрядного, преимущественно дворянского царского чиновничества до советской и современной демократической номенклатуры, но продолжает прочно удерживать власть. Удивительно, но даже чиновничьи обычаи и правила поведения передаются от поколе­ния к поколению чиновников, несмотря на очень резкие кадровые изменения революционных периодов. Похоже, что они заложены в какой-то генетический код чиновничьей касты. Не выделяя этот могущественный класс, не учитывая его интересов, нельзя до конца понять движущие силы российской экономической истории и успешно реформировать экономику.

1. В современной России сложилась структура власти, внешне демократическая, но по механизмам близкая к авторитарной. По Конституции наша страна является президентской республикой. При этом по Конституции 1993г. президент обладает почти монаршей властью. Если в наиболее близкой к нам по структуре власти Франции, которая послужила одним из основных образцов при авральной работе над Конституцией в ноябре-декабре 1993г., правительство формируется парламентским большинством, то в России его назначение и отставка находятся полностью в компетенции только президента и лишь согласуются с Государственной Думой. У нас президент - полновластный глава государства, и это полностью совпадает с исторической традицией.

2. В России сохранилось традиционное дублирование функций различными органами политической и экономической власти. Если, например, в США президент одновременно является и главой правительства, которое практически сливается с администрацией президента, то у нас правительство существует отдельно от администрации президента. Правительство несет всю полноту ответственности за экономику страны, но делит власть с находящейся в политической тени президентской администрацией, в значительной мере дублирующей его функции. Такая же ситуация была и в Советском Союзе, где каждое министерство находилось под опекой соответствующего отдела Центрального комитета партии.

3. Несмотря на то, что реформы проходили под лозунгом уменьшения численности чиновников, реально их число только выросло, даже по сравнению с почти вдвое большим по населению Советским Союзом. Чиновники полностью контролируют все центры доходов страны и получают от этого немалую личную прибыль. Коррупция достигла колоссальных масштабов. Спецификой российской коррупции, придающей ей особую опасность, является то, что она не просто заняла место в пограничном слое между государством и рынком, как это происходит в большинстве развитых стран. У нас она сумела отвоевать и у государства, и у рынка изрядное пространство, организовав на нем специфическую коррупционно-криминальную, теневую экономику, действующую по своим собственным законам (или, лучше сказать, понятиям).

4.  Экономическая власть в нашей стране имеет клановый характер и прочно связана с властью государственной. Поскольку президент обладает практически неограниченной властью, благополучие отдельных экономических групп во многом зависит от его благорасположения или немилости. Поэтому экономические группы обычно тесно связаны с конкретными личностями и системе власти и в президентском окружении. Прошедшая приватизация была крайне поспешной и сопровождалась многочисленными ошибками и злоупотреблениями. Поэтому приобретенное в ее результате право собственности не ощущается населением страны как «священное». Это придает российской экономической модели нестабильность.

5. В нашей стране действует мощнейший теневой рынок. Россия занимает шестое место по объемам теневой экономики, уступая лишь Нигерии, египту. грузии. Азербайджану и Македонии. Теневой сектор оценивается примерно на уровне 40% ВВП. История теневой экономики России уходит в глубь веков. Достаточно вспомнить классиков нашей литературы. Еще в пьесах Островского подробно описаны практически вес основные типы экономических преступлений. В советское время загнанная в подполье теневая экономика накопила громадный опыт борьбы с жесточайшей системой тотального контроля и после его отмены смогла великолепно этот опыт использовать. Многие современные финансовые схемы разработаны и апробированы в тиши советских лагерей. В начале 90-х хорошо организованная ц разветвленная теневая экономика вышла из подполья, столкнулась с молодым и слабым Российским государством и легко победила. Собственно криминальные группировки составляют только 3% теневого сектора, но они сумели в значительной мере навязать свои правила и «понятия» всему теневому сектору и отчасти даже государству, быстро его коррумпировав. Коррупция не дает возможности развиться полноценной рыночной экономике, тормозит каждое движение участников рынка, создает огромные и неоправданные трансакционные издержки.

6. Для финансовой системы современной России характерны малая насыщенность деньгами - монетизация экономики, огромные задолженности предприятий бюджету, внебюджетным фондам и естественным монополиям и значительные безденежные формы оборотов рынка. Бартерные сделки составляют около 30% всех рыночных оборотов. Значительная часть предприятий крупных отраслей экономики неплатежеспособна. Например, неплатежеспособны около 60% сельскохозяйственных: предприятий. Они работают без банковских расчетных счетов, используя наличные деньги.

8. Россия - федеральное государство. Однако в связи с непоследователь­ностью реформ и слабостью центральной власти многие регионы стали себя чувствовать почти независимыми. Они приняли множество собственных законов, противоречащих федеральным. Региональные элиты почувствовали вкус власти и превратили некоторые регионы в собственные вотчины, что, кстати, также соответствует российским историческим традициям. Региональные власти, пользуясь тяжелым финансовым положением многих предприятий, почти полностью подчинили их себе. Они воздвигли на границах регионов торговые барьеры, жестче, чем межгосударственные.

9. Содружество Независимых Государств так и не стало эффектив­ным экономическим блоком. Торговые барьеры между государствами со­дружества не стали меньше. Межстрановая торговля уменьшается из года в год. Не создан не только валютный союз, но и удобный рынок мягких валют. Это существенно препятствует развитию торговли. Только с Беларусью отношения развиваются динамично и, по-видимому, вскоре приведут к созданию реального союзного государства.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.