Рефераты. Россия в мировой экономике

Россия в мировой экономике

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

ФГОУВПО

Кафедра Экономической теории

 



Доклад

на тему: «Россия»

 


Выполнил: студент экон. фак. 3 к., 2 гр.














2007

 

«Преимущество России в том, что она управляется самим Богом, потому что иначе нельзя понять, почему же она собственно существует.» - Фельдмаршал Миних.

Как известно, Россия – самая большая по территории страна планеты. Она занимает примерно 1/8 часть суши, или около 17 млн. км2. Мы привыкли гордиться своей огромной страной. Действительно, гордиться есть чем. Ведь завоевать, отстоять и хотя бы частично освоить  такие гигантские просторы мог только очень сильный и целеустремленный народ. Однако громадные масштабы не должны давать повод думать, что, как это часто приходится слышать, Россия обречена быть великой страной и великой экономической державой. Большая территория – отнюдь не гарантия величия. Если исключить из российской территории земли, на которых вести хозяйственную деятельность не возможно, то ее территория сократится до весьма скромных – 5,5 млн. км2. И Россия окажется лишь на пятом месте по эффективной территории, уступив Бразилии (8,05млн. км2), США (8,00), Австралии (7,68) и Китаю (5,95).

Природные богатства России действительно очень велики. Но здесь нет никакого особого везения. У нас есть нефть и газ, но их запасы лежат в основном в труднодоступных лесах и болотах Западной Сибири. Есть золото и алмазы, но их нужно добывать из вечной мерзлоты Якутии и Колымы, а не из податливых красноземов Южной Африки.

Вообще, явная недостаточность геологоразведочных работ и отставание ежегодно разведываемых запасов от добычи являются сейчас острой проблемой для всего сырьевого комплекса страны.

Россия относительно хорошо обеспечена водными ресурсами. По объемам речного стока (4262 км3/год) она занимает второе место в мире после Бразилии. На одного жителя России приходится в среднем 30 тыс. м3 в год. Для сравнения на одного жителя в Европе приходится 4,6 тыс. м3 в год, в Азии - 5,2 тыс. м3/год. а в среднем на жителя Земли - 9,0 тыс. м3/год. Однако распределение речного стока в России неравномерно. На относительно малолюдные районы бассейнов Северного Ледовитого и Тихого океанов приходятся 87% всех водных ресурсов. Территории же Прикаспия и юга Западной Сибири имеют редкую сеть водотоков, а главные водные ресурсы этих регионов - Волга и Иртыш - являются транзитными реками, и возможности водозабора из них на нужды сельского и коммунального хозяйств ограничены.

Теперь о земельных ресурсах. Из имеющихся земель 13% занимают сельхозугодья, а это 210 млн. га, что очень много так как, чтобы прокормить человека в изобилии, достаточно I га земли, а россиян меньше 150 миллионов. Сюда еще не вошли 32 млн. га оленьих пастбищ и 778 млн. га лесов и кустарников, также способных дать продукцию. Много у нас сенокосов - 23 млн. га, пастбищ - 64,5 млн. га, пашни - 125 млн. га. Казалось бы, складывается картина полного продовольственного благополучия, ведь такими земельными ресурсами обладают только США и Индия, имеющие гораздо большую численность населения.

Вот что на самой деле мы имеем в России - огромные как в абсолют­ных, так и в удельных (на душу населения) показателях, в среднем низко­качественные, недостаточно обеспеченные теплом и влагой, крайне хруп­кие по отношению к внешним воздействиям, лежащие в основном в зонах рискованного по погодным факторам земледелия сельскохозяйственные угодья.

Огромным богатством страны является лес. Россия располагает 20% мировых запасов древесины. Эти запасы оцениваются в 82 млрд. м3, или 560м3 на человека. В среднем на жителя Земли приходится только 70м3 запасов древесины. То есть и здесь мы имеем огромные ресурсные преимущества. Подсчитано, что только лесное хозяйство может обеспечить 20% жителей России работой с оплатой на уровне развитых стран.

Российские власти за многие века привыкли работать в условиях не только огромных природных, но и демографических ресурсов. Все до- и послереволюционные крупные проекты, начиная от строительства Санкт-Петербурга и кончая БАМом, основывались на использовании огромных ресурсов дешевой рабочей силы. На, как казалось, неисчерпаемые демографические ресурсы были рассчитаны и военные доктрины России разных исторических периодов. В конце XIX в. в границах современной России жили 67,5 млн. чел., или 4% мирового населения. В 1992г. в этих границах проживало уже 148,7 млн. чел. Население достигло максимума за все времена существования страны, но оно составило лишь 2,5% мирового. С 1992г. население убывает. Несмотря на возвращение наших соотечественников из стран СНГ и Латвии, к 1999г. население уменьшилось до 146 млн. чел. Если существующие тенденции превышения смертности над рождаемостью сохранятся, то к 2010г. население страны сократится до 138-142 млн. чел. Еще одной важной демографической проблемой является старение населения. Опасные тенденции нехватки средств для пенсионного обеспечения быстрорастущей старшей груш; поселения проявятся практически с 2005г. После 2006г. естественная убыль трудоспособного населения примет буквально обвальный характер - свыше 3 млн. чел. за 2005-2010 гг. и свыше 5 млн. чел. - за 2010-2015 гг.

Русская цивилизация - это одна из самых северных цивилизаций человечества. Русские сумели построить крупные города и научились получать вполне приличные урожаи в тяжелейших климатических условиях.

Можно сказать, что современная Россия - это новые «колониальные» земли, заселенные выходцами с территории современной Украины. Поэтому Россия занимает по отношению к Украине примерно такое же положение, как США по отношению к Англии. И хорошо бы у них сложились сходные экономические и политические взаимоотношения.

Тяжелые климатические условия, богатые природные ресурсы, обилие низкопродуктивных земель и постоянная опасность нападения воинственных соседей создали уникальный русский национальный характер. Огромное влияние оказала на становление русской цивилизации консервативная и самоотверженная православная религия.

Анализируя потенциал русской цивилизации, можно отметить следующие ее характерные черты, оказывающие значительное влияние на экономическое развитие.

1.Русской православной цивилизации свойственно стремление к святости. Недаром Русь часто называют святой. Бедный, часто убогий «блаженный», святой человек всегда был особенно почитаем на Руси. Такая святость, а не трудолюбие и созданное им богатство, как у протестантов, всегда считалась пропуском в православный рай. Воля к власти, столь необходимая для достижения успеха в современной экономике, считается в православии «душевной болезнью», изъяном, от которого нужно очиститься.

2. Православие ставит перед человеком необычайно высокие, по сравнению с другими православными традициями, требования нравственной чистоты, близкой к святости. Однако оно же дает возможность искупить свои грехи искренним покаянием. Русские, мало способные к ритмичной спокойной трудовой жизни и приученные суровой природой к резким сменам ритма жизни от мечтательной и спокойной зимы к невероятно напряженному короткому лету. Все русские государи, чиновники и промышленники были с православной точки зрения безнадежными грешниками. Они и сами так считали. Чередование периодов греховной деятельности и покаяния глубоко и органично вошло в русскую деловую культуру. Оно придает специфику российскому бизнесу, который в определенные периоды оказывается способен перешагнуть через общепринятые нравственные ограничения, выйти за рамки писаного и неписаного законов, совершить опасные и экономически эффективные операции, а затем преспокойно вернуться к уединенному покаянию и воздвигнуть где-нибудь в родной деревушке часовенку во искупление  грехов. Такая традиция способствует успехам российского бизнеса, придает ему наступательный характер, создает конкурентные преимущества. Но, она же создает почву для коррупции и криминального бизнеса.

Воспитанная на православных ценностях русская цивилизация также довольно консервативна. Реформы трудно проходят на российской почве. Национальное сознание инстинктивно противится существенным переменам уклада жизни. Быть может, поэтому наша страна столь болезненно переживает переломные моменты, мучительно проходит революционные этапы. Плюсы и минусы российского консерватизма особенно ярко проявились в ее военной истории. После блестящих побед XVIII в. под суворовским девизом "пуля - дура, штык - молодец" русские армии еще полтора века упорно пытались решительным рывком сойтись с противником в "удалый рукопашный бой", неся все возрастающие потери от совершенствующихся со временем огневых средств неприятеля.

4. Традиционализм и неприязнь к переменам в образе жизни, вполне обоснованные неизменно отрицательным влиянием этих перемен, удивительным образом сочетаются с пытливым умом и необычайной любознательностью россиян. Сочетания суровой зимы, дающей время на размышления и обобщения, и короткого, до предела насыщенного авральной работой лета, когда без быстрых решений и сметки не обойдешься, создали условия для развития необычайных инновационных способностей русских. Однако их инновационная активность обычно ограничивается технологической сферой. Быстрые институциональные инновации противоречат цивилизационным основам и плохо принимаются обществом.

5. Русская цивилизация проникнута духом государственничества. Суровая история показала, что без мощного государства на данной территории не выжить. Религия и собственный исторический опыт подняли государство на необычайно высокий пьедестал. Это породило самодержавный характер власти в России независимо от того, является ли она в данный исторический момент монархией, социалистической или современной президентской республикой. Народ привык персонифицировать власть, и она этим пользуется. Огромное доверие к государству не раз было использова­но для организации грандиозных проектов, требовавших от парода само­пожертвования. Государство привыкло отождествлять себя со страной и постоянно подминает под себя общество. В российских условиях для ус­пешного развития рынка государство должно идти на большие самоогра­ничения, чем в странах с иными цивилизационными ценностями.

6. Русской цивилизации в большей степени присущ коллективизм. Кооперация усилий была постоянно необходима при авральном летнем труде. Православие провозглашало общинный, коллективный метод общения с Богом при посредничестве церкви. Это цивилизационное свойство было удачно использовано коммунистами при строительстве социалистического общества. По существу, Кодекс строителя коммунизма повторял известные православные ценности и потому в целом был принят народом.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.