Рефераты. Роль Североамериканского соглашения о свободной торговле (НАФТА) в международных отношениях

Уточнив масштабы и ряд характерных свойств данного явления, следует признать, что, с одной стороны, огромная популярность ДССТ, а с другой — непрекращающаяся мощная критика в их адрес еще больше усиливают интерес к изучению реального значения этих соглашений для эконо­мики участвующих стран и мировой торговли в целом с опорой на объективные количественные данные. Последующий анализ должен выявить преимущества и потери от ДССТ, особенно учи­тывая определенную уязвимость развивающихся стран перед тотальной внешнеэкономической ли­берализацией, установить природу и движущие силы билатерализма.

II .ИСТОРИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА НАФТА


Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА) (North American Free Trade Agreement, NAFTA) — экономическое интеграционное объединение, в которое входят США, Канада и Мексика. Является одним из трех (наряду с ЕС и Азиатско-Тихоокеанском экономическом сотрудничестве (АТЭС)) наиболее влиятельных в современном мировом хозяйстве региональных интеграционных блоков.

Первым шагом к созданию НАФТА стал «план Эббота», принятый в 1947г., целью которого являлось стимулирование инвестиций США в ведущие отрасли канадской экономики. В 1959г. США и Канада заключили соглашение о совместном военном производстве, которое способствовало внедрению американских стандартов в канадское производство военной техники.

Следующим шагом стало заключение в 1965г. соглашения о либерализации торговли продукцией автомобилестроения, которое способствовало интеграции многих других отраслей. Идея торгово-политического объединения США, Канады и Мексики стала претворяться в жизнь в 1970-е годы. Сначала речь шла об оформлении энергетического союза. Подобная идея была поддержана в 1980-е президентами Р. Рейганом и Дж. Бушем.[5, c.201-202]

В сентябре 1988 после нелёгких трёхлетних переговоров было подписано американо-канадское соглашение о свободной торговле (CUSFTA), согласно которому в течение десяти лет США и Канада должны были сформировать зону свободной торговли.[2, c.420]

В свете происходивших в 1980-е годы интеграционных процессов в Европе и Азии значение вопроса о создании НАФТА возросло, так как стало понятно, что ответом на объединение Европы должно стать объединение Америки и, как его части, — Северной Америки. Однако с самого начала Мексика, Канада и США рассматривали роль и потенциал НАФТА с различных позиций.

Североамериканское соглашение о свободной торговле (сокр. также НАФТА) — было подписано 7 октября 1992 г. Президентами США и Мексики и премьер-министром Канады, дополнено соглашениями от 13 сентября 1993 г. и вступило в силу с января 1994 г.

Среди основных целей, зафиксированных в Соглашении, были сформулированы следующие:

☻ снятие барьеров в торговле и содействие свободному движению товаров и услуг между странами;

☻ установление справедливых условий конкуренции в рамках зоны свободной торговли;

☻ расширение возможностей для инвестирования в странах — участниках Соглашения;

☻ обеспечение необходимой и эффективной защиты прав интеллектуальной собственности в каждой из стран-участниц;
эффективное исполнение и применение данного соглашения
|для решения споров;

☻ установление рамок для будущего многостороннего регионального сотрудничества с целью расширения и усиления преимуществ Соглашения.[2, c.423]

Соглашение предусматривало либерализацию внешнеэкономических отношений трех стран,  в частности ликвидацию в течение лет почти всех торговых и инвестиционных барьеров. Речь фактически о создании в перспективе единого рынка товаров, услуг и капитала на территории стран-участниц. Достижение этой цели должно происходить поэтапно — сразу после вступления Соглаше­ния в силу были значительно снижены пошлины во взаимной тор­говле промышленными и продовольственными товарами, в 1998 г. были отменены таможенные пошлины на большую часть товаров в американо-канадской торговле, а в начале 2003 г. — в торговле США и Канады с Мексикой.

Уже начиная с 1994 года начались  разговоры  о  присоединении  Чили  к НАФТА, хотя официальные переговоры по этому вопросу начались только  в  июне 1995 года, и эти реальные шаги к расширению  состава  участников  Соглашения сразу же получили как сторонников, так и противников. Представители  первых, как  в  Канаде,  так  и  в  США  аппелировали  к  тому,  что  более   прочные экономические связи с Чили  создадут  больше  возможностей  для  торговли  и инвестиций на этом рынке, характеризующемся высокими темпами роста.  Любимым высказыванием   партии   сторонников   присоединения   Чили   стали   слова, произнесенные Фрэнком Хэрдом еще в 1884 году:  «Каждый  доллар,  на  который растет цена вследствие покровительственных тарифов, означает  день  рабского труда, а часы  ненужной работы, которая требуется  для  этого,  крадутся  из бесценного  времени,  предназначенного  на  выполнение  личных  обязанностей каждого.»  И  на  самом  деле, правительство,  ограничивающее  мировую конкуренцию среди производителей  с  помощью  тарифов  или  других  торговых барьеров, увеличивает налоговое бремя всех потребителей, в  том  числе  и  в своей стране.[17]

Сами Чили неоднократно  доказывали  свою  готовность  присоединиться к НАФТА.  Еще  за  несколько  лет  до  заключения  Соглашения  они   пошли  на существенное снижение тарифов, но к  1997  темпы  этого  снижения  пошли  на убыль, так как в Чили возникли опасения,  что  дальнейшее  снижение  тарифов ухудшат позицию Чили при обсуждении возможностей их присоединения  к  НАФТА. В связи с этим чилийские тарифы на некоторое  время  зависли  на  уровне  15 процентов, в ожидании того дня, когда они смогут быть снижены еще больше,  в обмен на  снижение  торговых  сборов  и  больший  доступ  на  рынки  будущих торговых партнеров.[19, c.267]

В 1997 году Канада  и  Чили  удачно  завершили  переговоры  о   временном   двустороннем соглашении о свободной торговле и параллельных соглашениях о  сотрудничестве в области охраны труда и окружающей среды, что было призвано служить  мостом на пути к  присоединению Чили к НАФТА. Мексика также вела переговоры с  Чили о  пересмотре  соглашения  между  ними  о  свободной  торговле  с  целью  ее  усиления.


Табл.1 Сравнение региональных блоков за 2004 год [17]

Региональный
блок

Площадь(км²)  

Население  

ВВП (ППС) ($US)
ВВП (млн.)  

ВВП (ППС) ($US)
ВВП на душу населения  

Участники
Страны участники

ЕАСТ (EFTA)

529,600

12,233,467

471,547

38,546

4

ЕС (EU)

4,325,675

496,198,605

12,025,415

24,235

27

ЕврАзЭС

(EurAsEC)

20,789,100

208,067,618

1,689,137

8,118

6

СААРК (SAARC)

5,136,740

1,467,255,669

4,074,031

2,777

8

ССАГПЗ (GCC)

2,285,844

35,869,438

536,223

14,949

6

НАФТА (NAFTA)

21,588,638

430,495,039

12,889,900

29,942

3



Рассмотрим внутреннюю организацию НАФТА. Она не предполагает создание каких-либо межгосударственных или надгосударственных органов, действующих на постоянной основе. Главной организационной структурой интеграционной группировки является Комиссия по свободной торговле. Она призвана контролировать и оказывать содействие деятельности различных комитетов и рабочих групп, созданных для решения конкретных   вопросов сотрудничества и урегулирования возникающих споров.  Рабочий орган Комиссии — Координационный секретариат НАФТА, который включает три  национальные секции, куда входят эксперты от стран-участниц. Национальные секции являются постоянно действующими структурами и располагаются в Оттаве (Канада), Мехико (Мексика) и Вашингтоне (США). [3, c.62]

Члены Комиссии, представленные министрами торговли, собираются не реже одного раза в год. НАФТА  предусматривает  дальнейшую  работу  по  оказанию   помощи   в достижении создания зоны свободной торговли. В соответствии  с  Соглашением, с целью способствования торговле  и  инвестициям,  обеспечения  эффективного претворения в жизнь норм НАФТА и их администрирования были созданы более  30 рабочих групп и комитетов. Основные области, в  которых  ведется  работа  по созданию норм, включают в  себя  происхождение  товаров,  таможни,  торговлю сельскохозяйственными  товарами  и  субсидии  в   эту   область   экономики, стандартизацию товаров,  госпоставки  и  передвижение  деловых  людей  через границы.  Эти  рабочие  группы  и  комитеты  ежегодно  предоставляют   отчет Комиссии НАФТА.

 Рабочие  группы  и  комитеты  НАФТА  также  помогают  сделать  процесс претворения НАФТА в жизнь более  гладким,  обеспечить  создание  форума  для изучения  способов  дальнейшей   либерализации   торговли   между странами-участницами. Примером может  служить  последовательная  политика   Канады, направленная на ускоренное  снижение  тарифов  на  некоторые  виды  товаров. Кроме того, рабочие группы и комитеты НАФТА  создают  арену  для  обсуждения спорных вопросов, свободную от политики, и, используя обсуждение проблем  на ранней стадии их развития, помогают избежать процедур разрешения споров. Комиссия по сотрудничеству  в  сфере   охраны  окружающей  среды  была создана в 1994  году  в  соответствии  с  Североамериканским  соглашением  о сотрудничестве области охраны окружающей среды  для  усиления регионального сотрудничества, снижения возможных   конфликтов и способствования эффективному исполнению  законодательства   в   этой   сфере.   Она   также содействует сотрудничеству и участию общественности  в  ускорении  процессов консервации,  защиты  и  улучшения  окружающей  среды  в  Северной  Америке. Соглашение, подписанное Канадой, Мексикой и США  дополняет  положения  НАФТА затрагивающие вопросы, связанные с окружающей средой.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.