Рефераты. Проблемы развития общих рынков в международной экономической интеграции

Проблемы развития общих рынков в международной экономической интеграции

Министерство образования российской федерации

ДАГЕСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

кафедра МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Допущена к защите
Зав. кафедрой мировой экономики
___________ д.э.н., проф. Нагдиев С.А.
«___» __________ 2001 г.

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

«Проблемы развития общих рынков в международной экономической интеграции

(на примере Европейского общего рынка, Меркосур)»

Автор: Хайбулаев Х.М. студент 5 курса ФУЭ отд. мировой экономики

Научный руководитель: к.э.н., проф. Раджабова З.К.

Махачкала 2001

Содержание


Введение ……………………………………………………………………………. 3


Глава I. «Общий рынок» как качественно новая ступень экономической интеграции (структура, характерные черты, цели) ………………….. 7


Глава II. Общий рынок в рамках европейского и латиноамериканского интеграционных процессов ………………………………………….. 12

II.1. Предпосылки развития общеевропейского рынка …………………... 12

II.2. Современное состояние и проблемы развития полноценного еврорынка

……………………………………………………………... 24

II.3. Особенности становления и развития латиноамериканского общего рынка в рамках «Меркосур» ………………………………………… 40

II.4. «Меркосур» в условиях панамериканской интеграции ……………... 47


Глава III. ЕС – Меркосур — проблемы их взаимодействия и перспективы развития ……………………………………………………………..… 54


Заключение ……………………………………………………………...………… 60


Глоссарий …………………………………………………………………………. 63


Литература ………………………………………………………………………… 64

Введение

Мировая экономика — эти два слова в достаточной мере описывают экономическую ситуацию сложившуюся в мире на сегодняшний день. Экономика действительно стала мировой, эра международного делового сотрудничества пришла на смену экономическому национализму с его жесткими ограничениями на международные обмены, перелив капиталов и товаров. Полным ходом идет строительство глобальной экономики, базирующейся на свободном передвижении информации, денег, рабочей силы, происходит интеграция рынков, по которым ежедневно "проходит" капиталов на сумму свыше 1 трлн. долл.

Картина всемирного общего рынка еще не стабильна, она постоянно изменяет свои очертания, но уже сегодня можно различить образы экономического будущего отдельных регионов и даже всей планеты. Они очевидны там, где национальные экономические законодательства государств или не действуют, или же жестко ограничены, где новые технологии, капиталы, жажда наживы и ощущение экономической свободы соединяются в единую мощную силу, придающую экономике любой страны невиданные темпы роста.

Интеграционный процесс в мировой экономике это объективное долговременное явление, охватывающее производительные силы, производственные отношения, идеологию. Если раньше страна занимала господствующее положение, благодаря темпам роста или высокому уровню производительности или еще по каким-либо причинам и, тем самым, могла влиять на мировые экономические процессы, то теперь этого недостаточно. По всему земному шару прокатилась волна экономических и одновременно политических объединений, и сейчас государства выходят на мировую арену едиными блоками, отдавая дань древней мудрости – «вместе мы сильнее…».

Поэтому особенно важно знать, как подобные объединения влияют на экономику государств-членов объединения и на мировую экономику в целом, о трудностях на пути экономической интеграции и о путях их преодоления с учётом изучения мирового опыта. Необходимо изучить мировой опыт интеграционных процессов, предпосылки интеграции, внутреннюю логику, нормативно-правовую базу интегрирующихся стран, положительные и отрицательные моменты для конкретного государства, связанные с углублением интеграционных процессов. Всё это позволит избежать многих ошибок в будущем, и будет способствовать более уверенному продвижению по пути экономической интеграции.

В последние два десятилетия интеграционные процессы стали неотъемлемыми элементами системы отношений в рамках мирового хозяйства, где произошли значительные изменения глобального плана, а именно распад социалистического лагеря, ориентация его бывших «узников» на рыночные отношения. Россия долгое время оставалась в стороне европейского процесса объединения, и лишь в последние 5-6 лет разобравшись кое-как во внутренних проблемах, наспех «залатав дыры» в прохудившемся бюджете, устремилась навстречу интеграционным процессам. Емкие российские рынки и огромный сырьевой потенциал представляют «лакомый кусочек» для многих стран Европы, но будет ли это сотрудничество равноправным, не лучше ли обратиться к историческим «соседям», и попытаться развиваться в рамках СНГ.

Тем более значимы рассматриваемые в работе вопросы, отражающие основные проблемы, с которыми столкнулись в ходе своего развития крупнейшие экономические объединения. Европейское Сообщество на сегодняшний день представляет собой мощную группировку, способную противостоять таким гигантам как Соединенные Штаты или Япония, хотя каждый из его членов в отдельности уступает им по основным экономическим показателям. Однако
«Москва не сразу и строилась» и Европе пришлось испытать серьезные трудности прежде чем прийти к консолидации. Должна ли Россия пройти через те же проблемы, для лучшего понимания необходимости и преимуществ интеграции, или лучше учесть ошибки «старших братьев» и пойти по уже
«проторенной тропе».

Рассматривая причины интеграции, нельзя не заметить, что каждая из участвующих в интеграционном процессе сторон имеет свои собственные интересы и пытается решить свои собственные проблемы. Таких причин существует великое множество, в частности желание, получить доступ на зарубежный рынок сбыта для отечественных производителей, а также доступ к более дешёвым производственным ресурсам, улучшить условия торговли, сократить издержки на масштабе производства, добиться устойчивого экономического роста, привлечь прямые зарубежные инвестиции, которые охотнее идут на большие рынки. Не менее важны и неэкономические цели, как- то: налаживание более дружественных взаимоотношений со странами- соседями, укрепление сотрудничества в культурной, научной, социальной и политической областях, увеличение своего влияния на мировой политической и экономической арене, так как к мнению подобных сообществ прислушиваются гораздо больше, чем к отдельным странам. Кроме того, многие менее развитые страны видят в интеграции способ приобщения к экономическому и технологическому опыту более богатых соседей, а также гарантию политической и экономической стабильности в процессе рыночных реформ.

В связи с этим мною была выбрана тема дипломного исследования
«Проблемы развития общих рынков в международной экономической интеграции».
В своем исследовании я попытался в полной мере осветить все преимущества экономического сближения стран, выявить основные препятствия на пути интеграции, показать пути их преодоления на примере уже действующих экономических группировок стран (Европейский общий рынок — ЕС, общий рынок стран южного конуса — МЕРКОСУР), и дать оценку успешности их функционирования.

В ходе выполнения работы мною были изучены работы различных авторов (в том числе зарубежных), посвященные проблеме интеграции в мировой экономике.
Большую помощь в работе оказала глобальная сеть «Интернет», в частности официальная страница Европейского союза, содержащая историю организации, большое количество статистических данных, ссылки на различных авторов.

Глава I. «Общий рынок» как качественно новая ступень экономической интеграции (структура, характерные черты, цели)

В международной экономике уже давно стал постулатом один простой факт: любые ограничения, накладываемые на свободное перетекание товаров и услуг между странами (таможенные пошлины и тарифы, квоты, лицензирование и так далее), в конечном итоге приводят к потерям с обеих сторон. Эта концепция называется “фритрейдерство” (от английского free trade - свободная торговля). С целью уменьшения потерь, связанных с пересечением товарами и услугами государственных границ, во всем мире по мере развития и совершенствования мирового хозяйства пришли к выводу о том, что наилучшим выходом служит создание так называемых “зон свободной торговли”. Некоторые из них, как, например, Европейское Объединение Угля и Стали позже перерастают в политические объединения, некоторые исчезают вовсе. Иногда, наоборот, политические группировки, созданные экономически “на пустом месте”, впоследствии обрастали торговыми союзами, закрепляющими стратегическое партнерство.

Исторически и организационно этапу собственно интеграции предшествуют несколько иных этапов, которые последовательно проходят государства, вступающие в процесс тесного экономического воздействия. Интеграционный процесс представляет собой как бы цепь, формирования единых пространств, постепенно, в ходе восхождения к более высоким ступеням межгосударственного взаимодействия, дополняющих друг друга и охватывающих все больше элементов хозяйственной жизни интегрирующихся стран, и завершается созданием полноценного единого экономического пространства (его еще можно назвать общехозяйственным пространством).

Так, на стадии зоны свободной торговли страны-участницы упраздняют взаимные торговые барьеры, но при этом сохраняют полную свободу действий в экономических связях с третьими странами: отменяют или, напротив, вводят новые пошлины либо иные ограничения, заключают любые торгово-экономические договоры и соглашения. В этой связи между странами-участницами ЗСТ сохраняются таможенные границы и посты, контролирующие прохождение товаров через их границы, особенно льготный провоз товаров в третьи страны.

Более совершенную интеграционную группировку представляет собой таможенный союз. В рамках данного интеграционного объединения внешнеторговые связи всех членов с третьими странами определяются коллективно, вводится единый таможенный тариф в торговле с странами, не входящими в группировку. Это дает возможность более надежно защитить свое региональное рыночное пространство и усилить свои позиции на международной арене.

Следующим этапом процесса объединения является единый или общий рынок.
Общий рынок рассматривается как качественно более высокая ступень экономической интеграции.

Общий рынок - это уже начальная часть стадии собственно интеграционного взаимодействия, когда вступающие в него государства договариваются о свободном перемещении через национальные границы уже не только товаров, но и всех других факторов производства (услуг, капиталов и рабочей силы[1]), формируя таким образом общее рыночное пространство
(отсюда название).

Иногда приходится слышать что панацеей от "пробуксовки" развития межгосударственного экономического сотрудничества, способной "вдохнуть" в него жизнь, может быть "скорейшее создание общего пространства по обмену всеми факторами производства". На самом деле подобные надежды лишены экономического смысла, поскольку никакой группе государств не удавалось сразу, в один этап сформировать единое пространство по свободному обмену всеми факторами производства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.