Рефераты. Принятие политических решений: Создание СНБ и деятельность в период администрации Р Рейгана p> Индокитае—в том случае, если французы уйдут, а китайские коммунисты не станут вмешиваться,— потребуется семь американских дивизий или эквивалентные вооруженные силы с соответствующей поддержкой с моря и с воздуха».

При администрации Эйзенхауэра структура Совета национальной безопасности непомерно усложнилась. Из оперативного органа при президенте, каким он был задуман, Совет превратился в тяжелый и неповоротливый механизм, в некое подобие сверхкабинета, подменявшего до определенной степени деятельность таких ведомств, как госдепартамент, министерство обороны и др. Критика СНБ нашла свое концентрированное выражение в докладе сенатской подкомиссии, занявшейся тщательным расследованием не только механизма принятия и осуществления решений в области внешней политики, но и всей системы национальной безопасности США. Работу подкомиссии возглавил сенатор Г. М. Джексон.

Говоря в целом о работе Совета национальной безопасности, подкомиссия
Джексона констатировала, что основная работа СНБ концентрируется скорее вокруг вопросов внешней политики, нежели вокруг проблем национальной безопасности. В меньшей степени Совет помогает принимать решения по наиболее важным проблемам, которые определяют будущий курс внешней политики. В целях более плодотворной деятельности Совета национальной безопасности предлагалось: сократить штат СНБ и в дальнейшем подбирать его более тщательно; представлять на рассмотрение президента все возможные точки зрения по обсуждаемому вопросу; использовать СП главным образом для подготовки и комментирования политических документов, предлагаемых учреждениями; расформировать СКО; ответственность за осуществление политики возложить, где это возможно, на определенное ведомство или чиновника, которому может помогать межведомственная группа; согласовывать рекомендации
СНБ с решениями бюджетных органов.

Деятельность СНБ в период администрации Кеннеди, 1961-1963гг.

В течение короткого времени Кеннеди провел коренную реорганизацию
Совета, ликвидировав сложный механизм СНБ и заменив его гибкой и четкой системой. Администрация Дж. Кеннеди считала, что в новом виде СНБ будет лучше подходить для выполнения вновь принятой оперативной доктрины внешней политики США — «гибкого реагирования».

Реорганизация СНБ в какой-то мере ликвидировала перекос, обозначившийся в деятельности Совета при президенте Д. Эйзенхауэре с его военным видением основных процессов, происходивших в мире. В результате СНБ в известной степени утратил свои чисто военно-штабные черты и превратился в орган военно-политического руководства США, что в сущности отвечало его задачам, намеченным при создании.

Менее чем через месяц после вступления в должность Дж. Кеннеди упразднил СКО, а позднее и СП, возложив эти функции на государственного секретаря и его помощников, возглавлявших региональные отделы. Аппарат был укомплектован постоянными сотрудниками, которые должны были отстаивать интересы президента, а не отдельных ведомств. Этим были ликвидированы административные различия между планированием и оперативной работой.
Процедура работы аппарата и самого СНБ при Дж. Кеннеди стала более простой и неформальной. Следующим шагом стало упразднение издания общих ежегодных директив СНБ.

При всем том, что деятельность аппарата СНБ приобрела более динамичный характер, нововведения имели негативные последствия. В частности, по оценке ряда экспертов, в результате упразднения СП и СКО взаимодействие спецслужб с другими правительственными ведомствами заметно ослабло, что привело к их изоляции и увеличило риск ошибки. Недостатки подобной системы выявились особенно зримо в период операции в Заливе Свиней и кризиса в
Лаосе.5

Важным инструментом в эти годы в области формулирования внешней политики и «большой» стратегии стали специальные группы, создаваемые для решения определенных проблем. Их членами были представители различных ведомств, а их руководителями обычно назначался помощник государственного секретаря по соответствующему региону.

Президент активно участвовал в заседаниях СНБ. Были введены в практику ежедневный заседания аппарата СНБ с приглашением внешнеполитических советников Белого дома и представителей различных ведомств. Аппарат СНБ состоял всего из 10 сотрудников и был организован по региональным направлениям. Его сотрудники обязательно входили в состав специальных групп. Они участвовали в подготовке заседаний СНБ. После провала американской акции в заливе Кочинос в апреле 1961 г. и особенно во время Карибского кризиса в октябре 1962 г. Дж. Кеннеди все больше отказывается от «персональной дипломатии» и ищет совета у своих ближайших друзей и единомышленников. Создается знаменитый «исполком СНБ», имевший в принципе мало отношения к СНБ и состоявший в первую очередь из людей персонально подобранных президентом по принципу личной к нему лояльности. В эту группу помимо министра обороны Р. Макнамары и государственного секретаря Д. Раска входили брат президента Роберт Кеннеди, специальный помощник по вопросам национальной безопасности М. Банди, министр финансов
Д. Диллон, председатель Комитета начальников штабов М. Тейлор, директор ЦРУ
Д. Маккоул, заместители государственного секретаря Д. Болл и министра обороны Р. Гилпатрик, посол по особым поручениям Л. Томпсон и специальный советник президента Т. Соренсен.6

Деятельность СНБ в период администрации Джонсона, 1963-1969гг.

Президент Л. Джонсон сохранил принципы и методы организационной структуры, установленной Дж. Кеннеди. Немаловажное значение имел тот факт, что три важных поста в кабинете Л. Джонсона сохранили за собой члены предыдущей администрации. Это—Р. Макнамара, Д. Раек и М. Банди.

При Л. Джонсоне, продолжился рост влияния СНБ. В этот период была создана система региональных и функциональных межведомственных групп при
СНБ, которая с некоторыми дополнениями существует и поныне. Американский ученый Дж. Прадос отмечает, что именно при Л. Джонсоне началось использование аппарата СНБ (пока лишь его отдельных сотрудников) для проведения тайных операций за рубежом – порочная практика, приведшая к
“ирангейту”.7

В то время непосредственное влияние аппарата СНБ на формирование решений уменьшилось, несмотря на увеличение числа его сотрудников до 16 человек в 1967 г. Привычка полагаться на своего помощника по национальной безопасности и временные рабочие группы при решении внешнеполитических вопросов привела к тому, что сам СНБ как коллегиальный орган к концу администрации Л. Джонсона потерял свое былое значение. На это в немалой степени оказало воздействие назначение в начале 1966 г. на пост специального помощника президента по вопросам национальной безопасности У. Ростоу. В противоположность М. Банди, редко позволявшему себе высказывать личные взгляды, У. Ростоу стремился навязать президенту свои взгляды весьма «ястребиного» толка. Его назначение нарушило единство цели внешнеполитических советников президента.8

Хотя состав и функции СНБ менялись, он все больше превращался во внешнеполитический аппарат президента и все меньше выступал в роли
«нейтрального», координирующего органа; наконец, произошло значительное увеличение технических, информационных и административных возможностей аппарата СНБ.

Президенту стали доступны новые технические, административные и управленческие возможности. В то время позиции государственного департамента как основного органа координации внешней политики еще более ослабли.

Деятельность СНБ в период администрации Никсона, 1969-1974гг.

Внешнеполитический курс США конца 60-х — начала 70-х годов нашел свое отражение в выдвижении «доктрины Никсона», представлявшей собой «прагматико- консервативную реакцию на изменения, происходящие в мире, характеризующуюся попытками сблизить уровень американских возможностей с некоторыми реальностями международной жизни».

6 февраля 1969 г. циркуляром № 521 президент Р. Никсон ввел новую систему СНБ в действие. Циркуляр определял роль Совета национальной безопасности как «основного форума для рассмотрения проблем политики национальной безопасности, требующих принятия решений со стороны президента». Реорганизация системы включала три основных момента:

. преобразование межведомственных региональных групп и военно- политической группы в межведомственные группы (МГ) СНБ под руководством помощников государственного секретаря. Образовалось шесть МГ: по

Европе, Дальнему Востоку, Ближнему Востоку, Африке, Латинской Америке и военно-политических вопросам. За первые 33 месяца работы администрации Никсона группа по Ближнему Востоку получила 14 заданий, по Дальнему Востоку –12, по Латинской Америке –9, по Африке –4, по

Европе –11,9

. подтверждалась возможность создания специальных временных групп СНБ,

. создание группы анализа СНБ во главе с Г. Киссинджером для изучения документов, поступающих от межведомственных групп, специальных групп

СНБ или ведомств до их представления в СНБ.

Создавался также Комитет заместителей министров (КЗМ) под председательством первого заместителя государственного секретаря, который должен был рассматривать проблемы, переданные ему группой анализа, а также оперативные вопросы, не требующие рассмотрения на уровне президента или
СНБ.

Таким образом, группа анализа получила широкие полномочия, выступая в качестве регулятора потока документов, направляя их на четыре уровня в зависимости от степени важности — президент, СНБ, КЗМ, межведомственные группы. Кроме того, будучи поставленной над двумя органами СНБ, возглавлявшимися представителями государственного департамента, она поставила под свой контроль отношения между высшим и средним уровнями ведомства. Это в какой-то степени положило начало новому распределению власти во внешнеполитическом механизме США.

В течение 1969 г. роль помощника президента по национальной безопасности еще больше возросла, когда он возглавил четыре комитета, дополнительно созданные в системе СНБ. Каждый из этих комитетов имел дело с соответствующей важной Областью политики и был создан в соответствии с внешнеполитическими направлениями, провозглашенными в «доктрине Никсона».

. Группа проверки, в состав которой вошли представители ведомств на уровне заместителей министров, была создана для рассмотрения вопросов контроля над вооружениями и разоружением.

. Рабочая группа по Вьетнаму в составе помощника президента по национальной безопасности, заместителей государственного секретаря и министра обороны, директора ЦРУ и председателя КНШ, имела своей основной задачей изучение фактической обстановки во Вьетнаме и подготовку рекомендаций по «вьетнамизации» войны.

. На Комитет анализа оборонных программ, созданный на уровне заместителей министров, возлагалась ответственность по согласованию внутренних ресурсов с внешними целями США, а также за координацию военной и политической деятельности США за рубежом. Кроме представителей ведомств

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.