Рефераты. Ответы на вопросы к экзамену по мировой экономике p>26. Евросоюз. История создания. Современное состояние.
Европейская интеграция обеспечила стабильность, мир и экономическое процветание на протяжении последних пятидесяти лет. Она помогла поднять уровень жизни, создать внутренний рынок, ввести евро и укрепить роль Союза в мире.
Европейский Союз был создан после Второй Мировой Войны. Процесс европейской интеграции начался 9 мая 1950 года, когда Франция официально предложила заложить "первый конкретный фундамент европейской федерации". В самом начале объединились шесть стран (Бельгия, Германия, Франция, Италия,
Люксембург и Нидерланды). Сегодня, после четырех присоединений (1973:
Дания, Ирландия и Великобритания; 1981: Греция; 1986: Испания и Португалия;
1995: Австрия, Финляндия и Швеция), в ЕС входят 15 стран-членов.
Европейский Союз основан на верховенстве закона и демократии. Союз не является новым государством взамен существующих, его нельзя сравнить и с другими международными организациями. Страны-члены ЕС делегируют суверенитет общим институтам, представляющим интересы Союза как единого целого в вопросах, представляющих общий интерес. Все решения и процедуры вытекают из основных договоров, ратифицированных странами-членами.
Основными целями Союза являются:
Создание европейского гражданства
Обеспечение свободы, безопасности и законности
Содействие экономическому и социальному прогрессу
Утверждение роли Европы в мире
Руководство ЕС осуществляют пять институтов, каждый из которых играет свою конкретную роль:
Европейский парламент (избираемый народами стран-членов);
Европейский Совет (состоящий из правительств стран-членов);
Европейская Комиссия (движущая сила и исполнительный орган);
Суд (соблюдение закона);
Палата аудиторов (надлежащее и законное управление бюджетом ЕС).
Еще пять органов составляют часть институциональной системы:
Европейский Экономический и Социальный Комитет (выражает мнения организованного гражданского общества по экономическим и социальным вопросам);
Комитет регионов (выражает мнения региональных и местных властей по региональной политике, окружающей среде и образованию);
Европейский омбудсмен (занимается жалобами граждан относительно плохого управления какого-либо института или органа ЕС);
Европейский инвестиционный банк (содействует целям ЕС путем финансирования государственных и частных долгосрочных инвестиций);
Европейский центральный банк (отвечает за денежную политику и валютные операции).
Ряд агентств и органов завершают систему.
Изменения в систему институтов ЕС будут внесены с вступлением в силу
Договора в Ницце и по результатам работы Европейской Конвенции.
Ожидается, что 10 новых стран (Эстония, Латвия, Литва, Польша, Чехия,
Словакия, Словения, Венгрия, а также Мальта и Кипр) станут членами ЕС 1 мая
2004 года после подписания Договоров о Присоединении. Три другие страны -
Болгария, Румыния и Турция - также являются кандидатами на вступление в ЕС.

После первых четырех успешных этапов расширения в 1973, 1981, 1986 и 1995 гг. число членов ЕС увеличилось с шести до пятнадцати. В настоящее время
Европейский Союз завершает новый - самый крупный этап. Расширение ЕС является исторической задачей дальнейшей мирной интеграции континента путем распространения зоны стабильности и процветания на новых членов.
Данный этап расширения уникален - подобного прецедента никогда не было с точки зрения масштаба и разнообразия. Это относится к числу вступающих стран, увеличению территории, увеличению населения, а также разнообразию исторического опыта и культур.
Данный процесс был официально начат в марте 1998 года. На саммите в
Копенгагене в декабре 2002 года ЕС принял решение о приеме десяти вышеназванных стран в ЕС в мае 2004 года. Болгария и Румыния смогут это сделать к 2007 году. Турция также является страной-кандидатом, однако ЕС еще не начал с этой страной переговоры о вступлении.
После того, как 16 апреля 2003 года в Афинах десять стран подписали договоры о присоединении, последними требованиями, которые необходимо выполнить до их вступления 1 мая 2004 года, являются завершение процедур ратификации и проведение народных референдумов.
В предстоящие годы другие страны, возможно, подадут заявления на членство в
ЕС. Хорватия уже официально внесла свою кандидатуру. Так как текущий этап расширения еще не завершен, сейчас слишком рано говорить о том, когда могут начаться переговоры с другими странами. Однако основополагающим в любом расширении ЕС является то, что природа самого Союза остается неизменной, и повышение уровня жизни граждан остается незыблемым принципом. Поэтому настоящее расширение представляет собой баланс энтузиазма и практического расчета.
В своем выступлении в Брюсселе в декабре 2002 года Председатель Европейской
Комиссии Проди сказал: «Статья 49 Договора о Европейском Союзе предусматривает, что любое европейское государство, уважающее основополагающие принципы Союза, может обратиться с просьбой о приеме».
Действительно, «ни одному европейскому государству, соответствующему
Копенгагенским критериям, установленным в 1993 году, не может быть отказано в такой перспективе». В то же время, Председатель Проди признал, что ЕС «не может продолжать расширяться бесконечно» и что в настоящее время граждан существующих стран-членов нельзя убедить в необходимости дальнейшего расширения границ ЕС на восток. Безотносительно перспектив дальнейшего расширения, ЕС начал проводить новую политику в отношении ближайших соседей. Она нацелена на создание дружеского окружения на границах расширенного Союза путем укрепления связей со всеми соседями ЕС – и, прежде всего, с Россией. Цель состоит в создании Большой Европы с единым экономическим и социальным пространством.

«Копенгагенские критерии» для получения членства в ЕС
Для вступления в ЕС страна-заявитель должна выполнить экономические и политические условия, известные как «Копенгагенские критерии», и в соответствии с которыми потенциальная страна-член обязана:

- Обеспечить стабильность институтов, гарантирующих демократию, права человека, верховенство закона и защиту меньшинств;

- Обладать работающей рыночной экономикой, а также способностью справляться с давлением конкуренции и рыночными силами в рамках Союза;

- Принять общие правила, стандарты и политику, составляющие основу законодательства ЕС, включая приверженность целям политического, экономического и валютного союза.

27. Природно-ресурсный потенциал мирового хозяйства.

Природные ресурсы включают энергетические, земельно-почвенные, водные, лесные, биологические, минеральные, климатические, рекреационные ресурсы.
Минеральное сырье и топливо: уголь, нефть, газ, руды. По мнению некоторых ученых запасов нефти хватит на 45 лет, для России – 20 лет.
Крупнейшие запасы нефти:
. Саудовская Аравия – 25, 4%
. Ирак – 1%
. ОАЭ – 9,5%
. Кувейт – 9,3%
. Иран – 3%
. Венесуэла – 6, 8%
. РФ – 4,8%
. Китай – 2,4%
. США – 2,3%
Природного газа хватит на 70 лет. Самые большие запасы в России – 405, далее Иран, США, Алжир, Туркмения, Норвегия и др.
Уголь: Китай, США, РФ

Водные ресурсы: структура водного потребления в мире:
| |В мире |В России |
|С/х |69% |20% |
|Промышленность |21% |55% |
|Коммунальное хозяйство |6% |19% |

Природные ресурсы влияют на развитие страны.
В современных условиях НТП воздействие природно-ресурсного фактора на экономику страны ослабевает: НИС, Япония. Тем не менее, наличие богатых природных ресурсов дает определенные преимущества: страны Ближнего востока,
РФ, Китай и др. Практически ни одна страна мира не обладает всем необходимым для современной экономики запасом сырья, поэтому не может обойтись без импорта:

- США импортирует 15% в стоимостном выражении минерального сырья

- Страны ЕС вынуждены ввозить 70-80%

- Япония – лидер импорта (90-95%)

- Россия импортирует олово, бокситы, марганец.

Неравномерное распределение минеральных ресурсов и место потребления:

| |Население мира |Минеральные |Потребление |
| | |ресурсы | |
|Развивающиеся |70% |35% |16% |
|страны | | | |
|США |4,5% |20% |40% |
|Западная Европа |9% |20% |30% |
|Россия |2,5% |25% |4% |

Основные проблемы потребления природных ресурсов: o Проблема исчерпаемости o Проблема воспроизводимости o Проблема неэффективного использования (1/3 природных ресурсов для ведения с/х земель использует человек) o Дефицит пресной воды o Загрязнение воздуха
ФАО – продовольственная и с/х организация

28. Внешняя задолженность России и пути ее разрешения.
Активность России на мировом рынке ссудного капитала во второй половине 90- х годов способствовала резкому увеличению ее внешней задолженности. К сентябрю 1998 г. внешние долги России оценивались в 151,5 млрд. $.
Значительная часть внешнего долга (более 100 млрд. долл.) досталась от бывшего СССР, так как российское правительство взяло на себя соответствующие обязательства. Тем не менее, внешние заимствования в 1996-
1998 гг. увеличились в 2 раза, прежде всего за счет заимствований у международных организаций (МВФ, Всемирный банк) и выпуска еврооблигаций.
Внешний долг России условно можно разделить на следующие составляющие:

. займы международных организаций и реструктурированный долг СССР;

. кредиты и займы российских банков;

. кредиты и займы российских компаний;

. валютные облигации внутреннего займа;

. еврооблигации и субфедеральные внешние займы и кредиты.
Большую часть внешнего долга России в зависимости от природы его происхождения можно разделить на три группы: кредиты Парижского,
Лондонского и Токийского клубов. Совокупный долг им без процентов составляет около 80 млрд. долл.

Сейчас Россия имеет дело с двумя группами кредиторов: официальными кредиторами, в основном входящими в Парижский клуб; и коммерческими банками, или их представителем – Лондонским клубом. Лондонский клуб занимается вопросами задолженности перед частными коммерческими банками.
Обязательства России перед этим клубом составляют межбанковские кредиты, предоставленные Внешэкономбанку в советское время, а также векселя, использующиеся во внешнеторговых расчетах. К обязательствам России перед
Парижским клубом относится задолженность по кредитам, предоставленным иностранными банками в рамках межправительственных соглашений под гарантии обоих правительств или застрахованными правительственными страховыми организациями.
На 2002г. внешний долг РФ составил 105 млрд. $ (2-е место после Бразилии), в 2003г. – выплата 15,5 млрд. $.
Значительные масштабы внешней задолженности отрицательно влияют на платежеспособность России и, соответственно, – на ее имидж среди международных финансовых организаций и рейтинг страны по степени кредитного риска.
Система мер по управлению внешним государственным долгом: списание части долга; выпуск новых обязательств; реструктуризация задолженности; взаимный учет требований; ужесточение фискальной политики; формирование специального стабилизационного фонда; переговорный процесс; долги за инвестиции; продажа дебиторской задолженности; продажа части собственности за рубежом; продажа экологических квот.
Большую часть российского долга (в том числе долга СССР) составляют краткосрочные заимствования.
Министерство финансов РФ планирует снизить внешнюю задолженность России к
2005 году до 40% от ВВП.
Концепция Минфина по долговой стратегии России на 2003-2005 гг.: во-первых, частично рефинансировать внешнюю задолженность за счет увеличения заимствований на внутреннем рынке, во-вторых, правительству предлагается меньше средств изымать из экономики для обслуживания внешних долгов, ориентируясь преимущественно на операции с различного рода долговыми инструментами, а также на поступления от приватизации. По словам премьер- министра Михаил Касьянова, нынешний объем внешнего долга России «не представляет угрозы для ее экономики». Объем задолженности перед иностранными кредиторами удалось радикально сократить – со 100% ВВП в 2000 г. до 40% к началу 2003 года. В 2003 г., «пиковом» с точки зрения абсолютного объема внешнедолговых платежей, расходы бюджета составили около
5,5% ВВП. Проблема заключается в том, что обслуживание внешней задолженности препятствует более быстрому и радикальному снижению налогов, что в свою очередь, сдерживает экономический рост. Объем выплат России по внешнему долгу в январе 2003г. составил 1 млрд 86 млн долл. Всего по внешнему долгу в 2003г. предстоит выплатить около 17,3 млрд долл.
Ожидается, что в 2004 году Россия выплатит по внешнему долгу 14,5 млрд долл., а в 2005г. - 17,2 млрд долл.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.